• Почему Игорю Денисову на пути в сборную нужно перепрыгнуть Вавилонскую башню

    Иван Жидков не спешит присоединяться к тем, кто призывает Станислава Черчесова вернуть в опорную зону капитана «Локомотива»

    01.11.17 19:50

    Почему Игорю Денисову на пути в сборную нужно перепрыгнуть Вавилонскую башню - фото

    Фото: ФК «Зенит»

    Чуть больше года назад, когда сборная России рассыпалась, как белорусский пармезан, на чемпионате Европы, общество заявило: «У нас в стране нет футболистов!» Сейчас, судя по всему, ситуация изменилась: на места вызванных на матчи с Аргентиной и Испанией наперебой предлагаются альтернативы. Которые, несомненно, лучше тех, что выбрал Станислав Черчесов. И такие дискуссии, надо сказать, куда более здоровое явление, чем самобичевание плетьми, вымоченными в нечистотах. Уже хорошо — значит, с 2016-го сборная кое-чего добилась.

    Как открыть своего Рауша

    Пока Президент РФ провокационно шутит про «Зенит» и легионеров (по мне, так веселая провокация чистой воды), «Локомотив» готовит молодых россиян чуть ли не плацкартными вагонами. Словно нарочно противопоставляя себя недавно поверженному в личной встрече конкуренту. Железнодорожники уже подготовили в сборную братьев Миранчуков, обратил внимание Черчесов и на Владислава Игнатьева, который две последние встречи с «Краснодаром» и «Зенитом» провел на таких объемах, что и «мотоцикл» Костя Рауш насторожился бы. Собственно, Игнатьев всегда был игроком схожего склада, только проходил школу не в Ганновере и Дармштадте, а в Набережных Челнах и Самаре. Едва умения этого игрока показались в полный рост, он тут же получил свой аванс. Чтобы Фернандес не дремал.

    Другому игроку «Локомотива», которого видят более очевидным кандидатом в сборную, чем Игнатьева, пары матчей на высоком уровне не хватит. Игорь Денисов успел достать Станислава Черчесова в «Динамо», чем вызвал вполне естественное отторжение. Черчесов — не обидчив, но в данном случае дело не в этом. Чтобы преодолеть предубеждение, созданное самим же собой, нужно перепрыгнуть Вавилонскую башню. В случае Игоря, на мой взгляд, это выполнение двух условий. Первое — заиграть стабильно на высоком уровне, хотя бы как пять-семь лет назад. Второе — самому выйти на диалог с Черчесовым. Не с извинениями и покаяниями — а мужским разговором о деле, на который Денисов, в силу характера, должен быть теоретически способен.

    Именно из-за принципиальности бывшего зенитовца выполнение второго пункта кажется более-менее реальным. Как быть с первым? Здесь все сложнее, чем кажется на первый взгляд.

     

    Злые цифры

    Денисов в «Локомотиве», безусловно, стал чувствовать себя полезным лидером. Когда команда побеждает, полезны вообще все — от звезды, до «заворотного» мальчика. Ничто не объединяет так, как успех, — это вам расскажут и в Петербурге, где каждую осень принято радоваться новой жизни. Тем не менее, именно действия Денисова не стали решающим фактором в победе «Локомотива» на Крестовском. Поскольку в рядах тех, кто считает, что в сборную вызываются «не те», есть инстатово-вайскаутские идолопоклонники, предъявляем: 37% выигранных единоборств, из которых в обороне — 25 — не лучшие показатели для опорного полузащитника. И даже не потому, что куда более многостаночный Далер Кузяев (заметим, из проигравшей команды) выиграл 73. Просто постоянно восстанавливающийся Михалик, игравший рядом с Денисовым, выдал 44 и те же 25 в обороне. После финала Кубка России, мы, кажется, упоминали — цифры другого напарника — Тарасова — и тогда оказались выше.

    Черчесова призывают наступить на свои предубеждения, но они есть у любого тренера сборной, обладающего хотя бы приблизительным пониманием. Если даже не того, что он хочет видеть, то уж точно — что он не хочет иметь ни в коем случае. Йоахим Лев — исключение? Как бы не так. И опять же, мы упоминали Макса Крузе, которого на Кубок конфедераций не привели никакие хет-трики и покеры за «Вердер».

    Сравнивать сборную России и «Локомотив» нелепо. Они находятся в разных мирах, требующих различных систем измерения. Клуб — с карт-бланшем и задором (что можно, уже было потеряно), сборная — под микроскопом и с топором над шеей. Чемпионат мира, быть может, последний шанс целого поколения выступить против «у нас нет футболистов». То есть, отчасти, и против общества, твердящего, что все не так и не этак. Хотя народный гнев есть куда направить. Спросить, например, Роберто Манчини, как долго еще он будет ставить эксперименты непонятного толка, восстанавливая связку Кокорин — Дзюба? Ведь с Артемом рядом Александр по-прежнему не забивает, тогда как Полоз («сборник», между прочим) мог бы значительно ускорить игру «Зенита», чего, кажется, Манчини изначально хотел добиться.  Или, например, отказывать в минимальном времени на поле Юрию Жиркову. Сейчас, перед Аргентиной и Испанией, тренеру сборной оставалось либо вычеркнуть его из своих списков окончательно, не оставив, исходя из нынешней его ситуации в клубе, шансов на возрождение, либо поддержать на плаву в той среде, что начала формироваться после летнего месячного сбора.

    Почти за десять лет ни один тренер сборной не подобрал «тот состав». Каждого видели злым алхимиком в частной лавочке. Фабио Капелло, который, объективности ради, занимался больше демонстрацией проблемы, чем ее решением, плюнули в спину. Дика Адвоката, который вообще проблем никогда ни в чем в России не видел, поднапрягшись, назвали жадным голландцем. Леонид Слуцкий расстроился и уехал туда, где, как говорит Игорь Акинфеев, «не такие злые журналисты». Добрым волшебником остался только Гус Хиддинк, хотя пир во время чумы на Евро-2008 стал возможен, благодаря последнему поколению, успевшему вырасти до того, как нашли золото. Но и тогда Игорь Денисов на чемпионат не поехал…

    Использованы фото: РИА «Новости»; «Спорт День за Днем» (Игорь Озерский)


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»