• Tikai Riga, tikai Dinamo!

    18.11.11 00:23

    Tikai Riga, tikai Dinamo! - фото

    Фото: ХК СКА

    Бальзам остался, шпрот нет

    С нынешнего сезона, когда в дружную семью клубов КХЛ влился первый представитель дальнего зарубежья — словацкий «Лев», выездная география для болельщиков СКА заметно расширилась. Но самым дешевым и интересным, оригинальным выездом для фанатов остается выезд в столицу Латвии.

    Рига еще в советские годы была в значительной степени заграницей. А с 1991 года получила этот статус совершенно официально.

    Заполняемость трибун «Арены Риги» — непосредственный барометр выступления команды. Да, хоккей и «Динамо» в целом в этой республике обожают. Но и относятся очень требовательно — как к любимому ребенку. Стоит рижанам оступиться, как трибуны сразу пустеют. Вот и на игру со СКА пришли «только» семь с половиной тысяч зрителей.

    Впрочем, до трибун мы еще доберемся. Перед игрой надо набраться впечатлений. И с духовной пищей проблем не должно возникнуть — это вам не Нижнекамск, не в обиду клубу из Татарстана будет сказано.

    Город красивейший. Старая Рига со знаменитым Домским собором входит в двадцатку самых знаменитых мест Старого Света. А Хоккейный дворец находится в непо средственной близости от центра — в пределах получаса ходьбы медленным шагом.

    Впрочем, думая о пище духовной, будьте уверены, что и плотская от вас никуда не денется. Всевозможные кафешки, расположенные на каждом шагу, не оставят вас без пропитания. Тем более что цены не напрягают. Сытный обед из трех блюд обойдется вам где-то в 2,5 лата (1 лат около 60 российских рублей). Кстати, не забудьте о национальном горячительном напитке — черном рижском бальзаме. Местные жители уверены, что он продлевает жизнь и увеличивает мужскую силу. Поверим им на слово. Но попробовать следует (тут главное не переусердствовать) и надо помнить, что употреблять его следует как добавку к чаю или кофе, а не в чистом виде. Хорошо и мест ное пиво, которого латыши выпускают чуть ли не пятьдесят сортов. Как ни странно, практически нет в продаже знаменитых латвийских шпрот, которые в советские времена считались деликатесом.

    Ржига — за восемь лат

    Вот мы незаметно добрались и до стадиона «Арена Рига», которая и является главной точкой визита. Сразу скажу, что побывать здесь интересно и человеку, не очень увлекающемуся хоккеем. Слишком много здесь всяких развлечений для простого люда. Количество всевозможных магазинов просто зашкаливает. Так что вы можете запросто проболтаться у витрин до финальной сирены.

    Кстати, на рижской арене с этого сезона открыт и первый официальный магазин КХЛ. Здесь вы можете купить атрибутику практически любого клуба от «Барыса» до «Север стали». К примеру, «хоккейка» СКА вам обойдется в 35 латов, шайба с эмблемой армейского клуба — в 10 латов, а карточка Ржиги — в 8. Так что если вы по каким-то причинам приехали на Рижскую землю без «розы» любимого клуба, то запросто можете прикупить ее здесь, чтобы всем было понятно: болеете вы не за хозяев.

     

    Благо в лишней поддержке они и не нуждаются. Латвийские хоккейные болельщики снискали за 20 лет независимости славу самых организованных и яростных в Старом Свете. Наверняка на чемпионатах мира — хотя бы по телевизору — вы видели поклонников латвийской сборной с неизменным барабаном. Впрочем, изнутри это еще более захватывающее зрелище, резко контрастирующее с некоторыми сонными стадионами в России.

    Трибуны начинают неистовствовать уже минут за 30 до стартового вбрасывания, и зачитывание состава команды уже тонет в аплодисментах, затем проморолик «Динамо» и: «Tikai Riga, tikai Dinamo» (только Рига, только «Динамо»)! Добро пожаловать в столицу настоящих хоккейных болельщиков! Из огромной пасти надувного льва (символа Риги), изрыгающего клыками огненные факелы, вылетает талисман команды — «динамо-человечек». Далее исполнение практически всем стадионом национального гимна, затем еще раз объявление стартовых пятерок. Шумомер замирает, естественно, при объявлении капитана команды Сандиса Озолиньша. И далее стадион не замолкал на протяжении всего матча. Так же как барабан, гремевший в одном из секторов, особенно шумно реагируя на опасные моменты у чужих ворот. Возможно, именно поддержка мест ных инчас помогла в среду динамовцам переломить ход неудачно складывающийся игры и победить в овертайме армейцев.

    И «Плейбой», и лимонад

    Даже в узких рамках маркетингового соглашения клубов с КХЛ рижский клуб умудряется постоянно придумывать для своих болельщиков что-то новенькое. В магазинах продается лимонад под маркой «Динамо». Мороженое в форме шайбы — очень, кстати, вкусное. Сэндвичи, которые у европейцев пользуются большой популярностью. И многое-многое другое.

    Одних спонсоров и партнеров рижского клуба я насчитал более 30. Тут и жвачка, и банки, и чипсы, и пиво, и какие только товары не рекламируются. Постоянно бегущая реклама на верхнем ярусе стадиона предлагает непонятно какие услуги Playboy: то ли журнала, то ли сопутствующих товаров.

    Усилия клуба не проходят даром: хоккей в стране пользуется невероятной популярностью. Находясь в столице Латвии, ловишь себя на мысли, что эта страна превращается в европейскую Канаду. У рижан, конечно, все скромнее, но зато неистощима вера в лучшее будущее и не иссякает оптимизм.

    Игра закончилась более полутора часов назад, а выход со стадиона продолжают осаждать фанаты «Динамо», чтобы поприветствовать своих любимцев. Фото, автографы и просто теплое похлопывание по плечу каждого игрока рижан свидетельствуют о том, что усилия клубных маркетологов не прошли даром: каждого хоккеиста местной команды и большинство приезжих игроков знает чуть не каждый латвиец. Так что если по чисто хоккейным показателям латвийская команда и уступает пока многим своим соперникам, то по созданию хоккейной инфраструктуры продолжает уверенно лидировать в КХЛ.

    Рига — Санкт-Петербург


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»