• В интересах сборной, или Как я решил стать хоккеистом-10

    Спецпроект «Спорта День за Днем». Часть 10. Спасибо, тренер!

    06.11.17 21:39

    В интересах сборной, или Как я решил стать хоккеистом-10 - фото

    Фото: «Спорт День за Днем» (Игорь Озерский)

    10 недель – срок небольшой, но юбилеи бывают разные. 10 недель назад наш корреспондент не знал, как одевать хоккейную форму, а в начале этой недели провел свой первый матч в Санкт-Петербургской хоккейной лиге. Это значимая веха в его хоккейной карьере, главный ориентир которой, напомним – Олимпийские игры в Корее.

    Путь пижона

    Я переваливаюсь через бортик и качу на свое первое вбрасывание в рамках СПБХЛ.

    — Ни пуха, Перспективный! — напутствуют партнеры.

    С момента, как я впервые шагнул на площадку хоккейного клуба «Красная Звезда», прошло два с половиной месяца. Тогда один лишь вид льда мог вывести меня из равновесия. Теперь же я не без удовольствия позволяю себе иногда попижонить.

    Моим первым упражнением здесь были шаги по периметру катка. Обычные шаги, только на коньках, на которых за 33 предыдущих года толком никогда не стоял. Соответственно, на десять шагов — три падения. От подобной систематичности затем было больно сидеть. Но за каждым падением — возможность подняться. Мне эта фраза всегда нравилась.

    Было бы желание

    Тренер нашей команды «Red Star Start» Егор Щелоков отправил меня в линию атаки третьей тройки. Ох, сколько этот человек вложил в меня труда… 

    Прежде, чем сесть за этот текст, я пересмотрел все видеовыпуски проекта. Разумеется, я и сейчас далек от того, чтобы считать себя хорошим игроком даже на любительском уровне. Но в первых сериях на льду находилось какое-то хромающее одноногое недоразумение. Оттуда и прозвище – Перспективный. Что у меня было, кроме перспектив? Да и те были весьма туманны.

    — Ничего, ничего! — подбадривали меня все это время ребята. — Было бы желание, остальное — приложится.

    Два десятка общекомандных тренировок, индивидуальные задания, отработка силового катания на имитирующей лед дорожке WOODWAY, а также работа в тренажерном зале не прошли даром. Как выяснилось, и на четвертом десятке лет можно заиграть в хоккей, даже если раньше этого никогда не делал. Уровень, конечно, пока так себе, но факт остается фактом. Так что не запаривайтесь насчет дат в паспорте, если хотите пойти тем же путем. «Было бы желание…».

     


    Седые детские мечты

    За час до игры в раздевалке традиционно шумно.

    — А мы тебя как раз обсуждали, — нападающий Эдуард Егоров на мое появление реагирует веселым смехом.

    — Как сплавить из команды? — уточняю.

    — Наоборот: как ты прибавил за это время. Каким пришел… Вернее — пришел-то ты никаким. И каким стал.

    Команда у нас получилась душевная. Почти семейная. Даже ругаемся по-доброму. А ведь еще в сентябре мы не всегда узнавали друг друга в лицо. Система построения и сплочения коллектива, конечно, тонкая штука, но у нас – тьфу-тьфу – пазл складывается. Каждая тренировка — на позитиве. Даже когда от нагрузок легкие норовят выскочить наружу.

    Наши соперники по любительской лиге в большинстве своем наигрывались вместе ни один год. Нам же два с половиной месяца от роду и работы – непочатый край. Мы отдаем отчет своему нынешнему уровню, поэтому настрой у нас один: «Играть в удовольствие и не смотреть на табло».

    Говорят, попасть к своему тренеру для хоккеиста — счастье. Мне, видимо, повезло. Мой путь от «никакого» до матча в любительской лиге составил два с половиной месяца.

    Хоккей я смотрю с пяти лет, но в Баку, где родился и провел большую часть жизни, ни каждый понимал, что это за спорт такой. О хоккейных секциях и ледовых площадках речи, разумеется, не шло вовсе. Их просто не существовало. Свою тягу к этой игре я компенсировал у телевизора. Не пропускал ни одной трансляции, рисовал составы сборной, до красных глаз играл на приставке в NHL, мечтая однажды выйти на лед с клюшкой в руках. Детские мечты должны сбываться. Пусть даже с первой сединой, в 34 года.


    «Крепче стали, тверже льда — команда «Красная Звезда»

    Тактические рисунки на планшете, распределение позиций на льду и выяснение, кто кого меняет — традиционные процедуры для начала матча.

    — Ратников, выйдешь в нападении, — озвучил тренер Щелоков.

    — Можно опять слева, тренер?

    — А ты женат?

    — Нет.

    — Так что ж тебя тогда все время налево тянет?..

    Перед выходом на площадку — сбор в центре раздевалки и командный клич: «Крепче стали, тверже льда — команда «Красная Звезда»!». Уже на льду — разминка, построение и рукопожатия капитанов команд и судей — все, как в профессиональном хоккее.

    «Эскадра Плотниковых», с которой мы встречались, уступила в двух предыдущих матчах, так что с настроем у них был порядок.

    Мой первый выход на лед состоялся на пятой минуте при счете 0:2. Сразу после вбрасывания мне подбили клюшку, и шайба, почти лежавшая на крюке, оказалась у противника. Если кто думает, что в низших любительских дивизионах играют деревянные валенки, катающиеся на прямых ногах, он сильно заблуждается. Технически подкованных исполнителей здесь хватает. А когда попадаешь на сыгранную команду — вообще караул: шайба, как известно, быстрее любых ног.

    И если в первой смене мы кое-как отбились, во время второй все же пропустили.


    Битва полов

    Причем, голевую атаку начала Елена Иванова, девушка, выступающую за «Эскадру». А самое обидное то, что за ее позицию был ответственен я. За такую галантность меня, как вы понимаете, не похвалили.

    — Плотнее, плотнее надо с ней, — убеждали меня, но мне даже как-то неловко было.

    Девушки в любительских командах — не редкость. Кто-то раньше занимался фигурным катанием, но потом проникся хоккеем, кто-то вышел на лед вслед за парнем, кто-то просто решился на новый поворот в жизни — у каждой своя история.

    Я, конечно, не сексист, но против девушек играть, действительно, неловко. В парня можно въехать без зазрения совести, а грубить девушке как-то совестно. Особенно с моим кавказским воспитанием.

    Каждый матч в любительской лиге обслуживают двое главных судей. На них же возлагаются функции лайнсмена. Статистику матча в специальном боксе ведет секретарь. Туда же сажают и удаленных игроков.

    На любительском уровне, кстати, тоже есть спецбригады большинства и меньшинства. Тренды мирового хоккея не обходят его стороной. У каждого тренера — свои схемы усиления. Они, конечно, попроще, чем у профессионалов, но по сути идентичны: больше игрового времени у тех, кто лучше катается и более техничен.


    «В тебе Знарок уверен»

    Конечно, свой первый полноценный матч в СПБХЛ я планировал завершить иначе. Показатель полезности «минус 3» — не та вершина, к которой я стремлюсь. Видимо, поэтому Олег Знарок решил не брать меня на первый этап Евротура в Финляндию. 

    — На «Карьяле» Олег Валерьевич проверяет тех, в ком не до конца уверен, — успокаивал меня тренер Щелоков. — А в таком мастерюге, как ты, у него сомнений нет.

    Впрочем, я изначально делал ставку на московский этап Евротура, откуда, по словам главы ФХР Владислава Третьяка, почти сто процентов состава поедет в Пхенчхан. Разве что малость за это время нужно подтянуть позиционную игру и владение клюшкой. В остальном, как меня заверил тренер Щелоков, у меня порядок. Завистники, правда, утверждают, что он шутит, но на то они и завистники…

    Продолжение — через две недели…

    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»