• 4

    25.10.13 15:35

    ГРУППОВОЙ ТУРНИР. 3-й ТУР. ГРУППА G. «ПОРТУ» — «ЗЕНИТ» — 0:1. ПОСЛЕСЛОВИЕ

    Менеджер агентства gestifute Наталья Куроедова:

    Изначально Данни предлагали «Шиннику»

    «Прекрасный перевод! Не расстраивайтесь», — подбодрил Геннадий Орлов переводчицу, запутавшуюся на официальной пресс-конференции перед августовским матчем «Пасуш» — «Зенит». Мэтр питерской журналистики не знал, что Наталья Куроедова привыкла говорить по-русски и по-португальски сама и выступать посредником по немного другим футбольным вопросам. В Португалию она переехала из Перми 16 лет назад и уже 10 лет работает на Жорже Мендеша — одного из самых влиятельных в мире агентов, чья контора Gestifute ведет дела Жозе Моуринью, Криштиану Роналду и зенитовца Данни. Переходы португальцев в московское «Динамо», Кристиана Нобоа в «Рубин» и Андрея Каряки в «Бенфику» провернула она. Во время очередной встречи на «Драгао» очаровательная Наталья рассказала, в чем «Зенит» по-прежнему отстает от «Порту», кто из российских тренеров до сих пор просматривает футболистов по дискам, а не вживую, и как рассмешить Валерия Газзаева.

    * * *

    Самое сложное в трудоустрой­стве футболиста — клубы не смотрят дальше его профайла. Есть такой португалец — Пеле, полузащитник. Топ-уровень! В 20 лет его взяли в «Порту», а туда просто так попасть невозможно, какой бы агент у тебя ни был. С одним-двумя агентами в «Порту» принципиально не работают, сотрудничают со всеми. Я считаю, это правильная позиция. Пеле в 20 лет было объективно тяжело выдержать конкуренцию. Мы пристроили его в Турцию, в «Эскишехирспор». Там через какое-то время перестали платить зарплаты. Мы писали официальные жалобы в ФИФА. Пока шла тяжба, «Эскишехирспор» оставил Пеле без практики. После этого нам никто не верил, все смотрели в профайл и отказывались: «Он же полгода нигде не играл — нам не надо». В конце концов его подписал греческий «Эрготелис». Еще хорошо, что взял. Я вспомнила, что там доигрывает Марис Верпаковскис, я ему помогала с переходом в «Сельту».

    Пеле взяли как свободного агента. Я не получила ни цента комиссионных. Мне просто хотелось по-человечески помочь, чтобы его хоть куда-то взяли играть. Так теперь мне греческие друзья шлют газеты и журналы: там Пеле в каждом туре лучший игрок. Я думаю, на следующий год будет играть в «Олимпиакосе». За такие трансферы я испытываю профессиональную гордость. А если известный клуб берет известного игрока… Ну берет и берет.

    * * *

    Курбан Бекиевич — единственный, кто до сих пор может взять к себе в команду футболиста, посмотрев запись на диске. Во всех других клубах есть хоть кто-то, кто летает смотреть вживую. От «Рубина», бывает, никто не летает. Домингеса они с Константином Сарсанией смотрели по дискам у нас в офисе, в Порту. Нападающих он просматривает особенно тщательно. Аилтона, который перешел из АПОЭЛа в «Терек», он смотрел десятки раз: «Качество не то». Джексона Мартинеса, который сейчас в «Порту», он просматривал тоже десятки раз — еще когда тот играл в Мексике. Получается, иногда Курбана Бекиевича такая практика подводит, зато есть игроки, которых он вылепил лично. Сам! Домингес, Бухаров — они были звездами только у него. И Нобоа он тоже сделал своими руками. Кристиан мне плакал в трубку, когда Бердыев его переучивал: «Я так играть не привык».

     

    * * *

    Нобоа в «Рубине» как раз просматривали вживую. Причем в первый раз приехали совсем не за ним. «Рубин» должен был подписать Кристиана Бенитеса — эквадорца, который умер из-за остановки сердца этой осенью. Но Бердыев увидел в том матче Нобоа и «загорелся». В эти же сроки Нобоа предстоял дебют в сборной Эквадора. Они играли товарищеский матч со сборной Галисии — это автономное сообщество на северо-западе Испании. Я смотрела тот матч вместе с Бердыевым, и мне стало плохо: из 22 игроков на поле Нобоа был худшим. Но Курбан Бекиевич уже дал Кристиану слово. А чтобы он не дер­жал своего слова — такого не было никогда.

    * * *

    Не думаю, что стоит серьезно обсуждать тренеров «Порту». Кто эту команду тренирует, это президент. Приди такой же Паулу Фонсека в «Бенфику» — и выиграй чемпионат. Что, получится, что ли? Вон у Моуринью в Мадриде много, что ли, получилось? Лучше клуба по организации, чем «Порту», я не вижу. Возьмите хоть медицину. В августе, после матча Лиги чемпионов с «Пасушем», в Порту остались Халк и зенитовский врач Сергей (Пухов. — «Спорт День за Днем»). Медицинский штаб «Порту» предоставлял им статистику. Есть конференция УЕФА по медицин­ским департаментам всех участников еврокубков. «Порту» занимает второе место — у них меньше всего бывает травм. Кто на первом месте, не говорится. УЕФА такое не разглашает, чтобы врачей не уводили из клуба в клуб. Там коэффициент каждому клубу присваивается. Чем ниже, тем лучше. Шесть — это считается хорошо, а у них меньше единицы.

    А как долго в «Порту» игроков осматривают. Их сканируют! Считается, что прикус влияет на глаза, а глаза — на координацию, на все. Некоторые игроки «Порту» играют со специальными пластинками во рту. И вот еще: тренер по физподготовке тоже входит в медицин­ский штаб, хотя обычно во всех клубах это член тренерского штаба. В восстановительном процессе он участвует наравне с медиками.

    Конечно, Пинту да Кошта не приходит на тренировки. Просто у него очень большое влияние на каждый из отделов клуба. Вся инфраструктура «Порту» сопутствует успеху клуба. В первую очередь — инфраструктура, а не тренер и игроки. Я десять лет работаю в футболе. Сколько работаю — столько и знаю всех работников «Порту», новых лиц там практически нет.

    * * *

    Халк — удивительно добрый парень! Удивительно светлый! Пока он был в Порту на лечении, каждый день заезжал за мной и за врачом «Зенита» на машине, каждый день возил нас на обед. Он собирается открыть детскую школу у себя на родине, в Ресифе, на 300 человек. Обучение будет оплачивать сам. Он же помнит, в какой бедности рос он сам, и больше не хочет такого для португальских детей.

    * * *

    Вообще даже у маленьких португальских клубов селекционные отделы намного более развитые, чем у российских. Помню, мы «Шиннику» предлагали молодого Данни. Нам сказали: «Мы такого не знаем, брать не будем».

    * * *

    Папа у Ансальди камни собирает. Коллекционер. Я ему отправляла малахиты из Перми.

    * * *

    У Коштиньи обложка в «Фейсбуке» в стиле агента 007. Как же над ним все прикалывались в начале сезона! Знаете, какая была статистика у «Пасуша»? Ноль побед, ноль ничьих, семь поражений.

    * * *

    Переводчик — отдельная профессия. А я просто знаю языки. Плюс теряюсь перед большой аудиторией. Помню пресс-конференцию Газзаева перед матчем с «Порту». Он что-то сказал на русском — я за ним, как хороший переводчик, говорю немножко другими словами… Только на русском. Тут, чувствую, Валерий Георгиевич меня в бок толкает: «Ты давай на португальский переводи». Мы вместе как начнем смеяться! Мне потом русские журналисты говорили: «Ты единственная, кто Газзаева рассмешил».

    Записал Руслан Семенеев, Порту — Санкт-Петербург info2013@sportsdaily.ru


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»