• 7 вопросов эксперту из Германии

    05.02.08 16:03

    7 вопросов эксперту из Германии - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    В минувшие выходные в Германии возобновилось национальное первенство. Бундеслига — турнир, явно не уступающий по яркости английской премьер-лиге, а с точки зрения бизнеса, быть может, живущий по более логичным законам. Во всяком случае для российского футбола ведение дел по-немецки смело можно считать эталонным. Сегодня на ряд актуальных вопросов отвечает эксперт «Спорта» Илья Кенциг, экс-менеджер леверкузенского «Байера» и «Ганновера», ныне возглавляющий собственную консалтинговую фирму Football-Boutique.

    — В чем же заключается столь мощное преимущество «Баварии» над остальными немецкими клубами?
    — Преимущество «Баварии» не так велико, как кажется. Да, мюнхенцы могут выделить больше денег на трансферы, чем другие клубы, но это они делали и десять лет назад. А вот по зарплатам все выглядит иначе.
    Допустим, «Вердер» платит три миллиона евро какому-то футболисту. Игроки, которые требуют четыре-пять миллионов евро в год и играют в «Баварии», не на порядок сильнее тех, кто получает три миллиона. Футболистов же, которые зарабатывают до десяти миллионов, как в Англии, «Бавария» тоже не может себе позволить. Тем не менее будет неправильно отрицать доминирование мюнхенцев. Во-первых, даже самый лучший клуб Германии не может постоянно выигрывать, так как конкуренты тоже хорошо работают, а во-вторых, игроки когда-то тоже пресыщаются футболом, и им требуется время, чтобы вновь стать голодными.
    На мой взгляд, «Бавария» исповедует теорию «Деньги забивают голы». Но пример того же «Вердера» показывает, что можно быть сравнительно успешным за меньшие средства, что, впрочем, не противоречит упомянутой теории.
    То, что «безденежье не забивает голов», видно на примере таких клубов, как «Дуйсбург» и «Энерги».
    Давайте не будем забывать, что «Бавария» самый богатый клуб Германии, но свое богатство не транжирит. В то время как те, кто в реальности ничем не владеет, постоянно все отдают, образно говоря, ставят на одну карту. «Бавария» извлекает выгоду из своего богатства уже длительное время и будет находиться на вершине еще очень долго. Попробуйте это повторить!

    — Есть ли в Германии клубы сильнее «Баварии» по организации клубной структуры и менеджмента?
    — По-прежнему считаю структуру менеджмента «Байера» из Леверкузена образцовой как в Германии, так и в Европе. Причем менеджмент «Байера» ставлю выше менеджмента «Баварии», которую считают образцовой и постоянно хвалят. Особенно это видно сейчас, когда «Баварии» пришлось признать, что проблему преемника Ули Хенесса они не решили и не знают, как это сделать. Для фирмы с оборотом в 300 миллионов евро это равносильно объявлению о банкротстве! Одно только признание Хенесса, что его нынешнюю работу могут потянуть три человека, говорит само за себя…
    В «Байере» существует четкое разделение между Спортом и Бизнесом. Под одним общим руководством, которое несет общую ответственность как за Спорт, так и за Бизнес, работает много отделов, частью которых руководит спортивный директор, а ему в свою очередь подчиняется спортивный менеджер.
    Другие отделы (наряду с детско-юношеским футболом) занимаются хозяйственными интересами — маркетинг, стадион, финансы.
    В такой структуре можно заменить только начальника отдела, если он не справляется с поставленными задачами. Система должна быть четко установлена или регламентирована, если хотите, и ни в коем случае не должна подгоняться под новую Персону. Но клубы как в Германии, так и в Европе продолжают повторять эту ошибку вновь и вновь!
    В качестве положительного примера правильной организации менеджмента можно назвать «Гамбург»: там есть так называемое правление, в котором каждый член имеет четко определенные функции: Бернд Хоффманн — бизнес, Дитмар Байерсдорфер — спорт и т. д.

     

    — Есть ли для вас эталоны в Европе, помимо «Байера»?
    — В Европе профессиональные структуры развиты там, где футбол является не только спортом, но и бизнесом: прежде всего в Англии, а также во Франции, Италии, Голландии.
    В футбольном бизнесе нанимают людей по профессиональным качествам, по тем ноу-хау, которые они предлагают, а не на основании других, часто трудно оцениваемых критериев вроде громкой фамилии или связей на высоком уровне. Так уж получается, что в условиях жесткой национальной и интернациональной конкурентной борьбы никто не может себе позволить сначала заботиться о собственных интересах и только потом о деле.
    Кроме того, сегодняшние владельцы клубов готовы платить большие деньги за качество работы менеджмента. Это дополнительно стимулирует создание профессиональных структур. Хорошим примером здесь может быть Роман Абрамович, который сначала пригласил лучших людей в менеджмент (а именно Питера Кеньона из МЮ) и только потом выделил деньги на трансферы.

    — Каково ваше отношение к возможному изменению законодательства в немецком футболе, согласно которому частные инвесторы получат право на владение клубом?
    — Немецкие клубы нуждаются в такой дополнительной возможности — развиваться за счет внешнего финансирования. Кроме того, все они находятся на неплохих стартовых позициях: получают нeбольшую прибыль, не имеют долгов, обладают уникальной стадионной инфраструктурой, находятся посреди крупнейшего и самого промышленно развитого рынка Европы. Это как раз то, что интересует инвесторов. Они видят потенциал, который клубы не могут реализовать собственными силами. И инвесторы для клубов не угроза, а возможность ускорить свое развитие в будущем.
    Бундеслига сейчас является единственной лигой в мире, в которой невозможно владение контрольными пакетами клубов (в соответствии с ныне действующими правилами ни один акционер не может владеть более чем 50 процентами акций). Это не соответствует ни структуре клубов, ориентированных на доход акционерных компаний, ни условиям сегодняшнего делового мира. В конце концов никто не собирается изменить футбол как спорт, а только футбол как бизнес. Причем на пользу спорта!

    — Существует ли понятие «ноу-хау» в футбольном менеджменте?
    — В футбольных клубах имеются прежде всего спортивные ноу-хау, но людей, которые имеют понятие о футбольной индустрии или футбольном бизнесе, нет. Люди знают свой клуб, мир клубов, но предугадывать развитие они не могут, как не могут распознать шансы и риски. Конечно, без таких людей не обойтись, они занимаются текущей работой.
    Но для разработки стратегии требуются специалисты, которые могут действовать на стыке между финансовым и футбольным мирами. То же самое относится и к области маркетинга.
    Необходимо ноу-хау извне, чтобы использовать потенциал футбола. Футбол должен учиться у других видов спорта и индустрии развлечений. Можно сказать, что футбол все больше нуждается в кадрах, имеющих широкое общее образование (так называемых генералистах), а он в настоящее время практически полностью состоит из узких специалистов.
    Скажите, какая большая фирма управляется специалистами? Она не сможет функционировать, так как кто-то должен контролировать общий обзор и этот кто-то должен досконально знать свою отрасль. Крупнейшие транснациональные концерны подают футбольной индустрии пример.

    — Почему российские клубы с большими деньгами неудачно выступают в Европе?
    — В первую очередь обратите внимание на футбольный календарь: поздней осенью и зимой у российских клубов не остается сил после чемпионата России, ранней же весной — не хватает игровой практики, когда они участвуют в играх плей-офф — самой важной стадии еврокубков.
    К тому же отсутствует менталитет победителей, который необходимо вырабатывать в интенсивной конкурентной борьбе в национальном первенстве.

    — Как в Европе реагируют на российский футбол?
    — Всем очевидно стремление сделать футбол в России более профессиональным. Скаутинг в клубах становится все лучше, трансферная политика тоже, строятся новые стадионы, растет число зрителей, открыто обсуждаются бюджеты, приглашаются опытные специалисты из-за границы — как для повышения уровня своего футбола, так и для учебы у них. Это касается как спортивной, так и маркетинговой сферы деятельности.
    С имеющимися в России деньгами для успеха общего дела надо привлечь лучших людей не только на футбольное поле, но и в клуб. Этому способствует позиция владельцев клубов, которые понимают, что время, когда они будут зарабатывать футболом деньги, придет не скоро, но которые уже сейчас созрели для того, чтобы терять как можно меньше. Это, безусловно, позитивное развитие.
    Возьмите хоккей. В начале 90-х кто только не руководил русскими клубами! Клубный хоккей становился все хуже и хуже. Сегодня русская лига — сильнейшая после НХЛ, такая же «лига мира» и спортивно, и экономически, вследствие того, о чем говорилось выше. В футболе все это должно повториться!

    Ганновер — Цюрих


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»