• А и Б сидели на трубе

    17.01.09 02:27

    Еще в ноябре прошлого года, когда о мировом финансовом кризисе говорили все и везде, в российских регионах, согласно опросам, больших проблем замечено не было. Наиболее распространенным было такое мнение: большие компании с их штаб-квартирами находятся в Москве, так что пусть столица и мучается. Мол, регионы ничего не почувствуют.

    Часть айсберга

    Уже к декабрю ситуация изменилась. Начались задержки зарплат, увольнения, свертывание производства. На некоторых предприятиях предпочли не увольнять квалифицированных работников, а сократить им рабочую неделю и, соответственно, зарплату. Это последняя мера, дающая возможность потянуть время в надежде на лучшее. Например, на главном конвейере АвтоВАЗа у сборщиков осталось два рабочих дня в неделю.

    Первыми ласточками стали «Кузня» и «Химик», тревогу вызывает положение «Северстали», были задержки зарплаты в ХК МВД, ЦСКА и «Атланте», облегчают платежную ведомость путем освобождения игроков в «Авангарде». Скорее всего, это только надводная, меньшая, часть айсберга. Желание руководителей клубов сделать хорошую мину при плохой игре вполне объяснимо. В противном случае они были бы плохими руководителями. Да и не всегда они знают об истинном положении дел у спонсоров — коммерческая тайна есть коммерческая тайна.

    Однако при попытке заглянуть в финансовое будущее клубов КХЛ можно обойтись и без хоккейных функционеров. Экономика все же имеет свои законы, и как будут развиваться события, спрогнозировать несложно. Оговоримся лишь, что ситуация в экономике будет развиваться по сценарию, среднему между оптимистическим и пессимистическим. То есть пик кризиса придется на третий квартал 2009 года, а оздоровление экономики начнется не раньше второго квартала 2010.

    Кроме того, не будем примеривать ситуацию на конкретные клубы, чтобы зря не нервировать болельщиков. Тем более что всегда могут найтись исключения, и в некоторых случаях руководители предприятий могут свернуть производство, но не бросить хоккейный клуб. Вот только если простого болельщика задавит кризис, будет ли иметь смысл содержать команду? Кто будет ходить на стадион?

    Непрофильные активы

    Как ни странно звучит на первый взгляд, но больше всего пострадают от кризиса регионы-доноры и представители реального сектора экономики, которые производят и экспортируют продукцию. У них большие кредитные портфели, кто-то из них приобретал ценные бумаги или сам выпускал акции, а потому капитализация этих предприятий будет падать.

     

    Если говорить о регионах, которые будут затронуты в первую очередь, это те, которые в докризисный период выше поднялись — им, соответственно, и падать будет больнее. Чем сильнее территория (или предприятие, если речь идет о градо/регионообразующем предприятии) включена в глобальную экономику, тем сильнее будут последствия финансового обвала.

    В качестве иллюстрации подойдет пример «Северстали». Одноименный комбинат, который, в основном, и содержит команду, задолго до кризиса разместил часть средств в американских ценных бумагах. А нынешний кризис начался именно в США, и в итоге спонсорам хоккейного клуба досталось вдвойне. Сначала сгорели американские активы, а затем в несколько раз упала капитализация всей компании — уже в результате обрушения российского фондового рынка.

    Именно металлургические компании пострадают в первую очередь. Во-первых, падают цены на их продукцию, во-вторых, падает и спрос. Вологодская, Челябинская, Кемеровская — проще говоря, монопрофильные регионы, чьи доходы формируются из прибыли металлургических гигантов, а болельщики на этих гигантах, в основном, и работают. Хоккейные же команды окажутся непрофильными активами — экономить придется. Ведь не прерывать же производственный цикл, да и квалифицированных рабочих до последнего не распустят.

    Богатые горше плачут

    Вторая по глубине падения группа регионов — крупные центры, такие, как Москва, Московская область, Петербург, и другие регионы, в которых большую часть бюджета составляют налоги на прибыль. Безработица в России уже достигла отметки в 4,6 млн человек (по официальным данным), а есть и такое явление, как скрытая безработица.

    В таких условиях малый и средний бизнес постараются увести прибыль в тень, бюджеты недополучат колоссальные суммы. Нет официальной прибыли — нет и налоговых поступлений. И коснется это в первую очередь Москвы и Московской области, где в последние годы число хоккейных клубов постоянно росло.

    Например, в прошлом году в Москве собрали порядка двух триллионов рублей налогов, половина суммы осталась в столице. Еще бы, ведь к столичному региону приписано 10 процентов добывающей промышленности. Плюс налоги с крупнейших монополий — РЖД, нефте— и газо-добывающие гиганты, металлургия. Достаточно посмотреть на падение цен на нефть и отрицательные показатели котировок российских акций, чтобы понять, что такого налогового праздника в Москве больше не будет.

    А будут ли интересоваться хоккеем люди, потерявшие неплохой доход и вынужденные больше времени уделять поиску средств для поддержания привычного им образа жизни, — большой вопрос. В тех же Москве и Питере поход на хоккей ­— мероприятие не из дешевых. И даже если крупным компаниям удастся сохранить клубы, те могут потерять социальное значение, а значит, в перспективе перестанут вызывать интерес спонсоров.

    Бедность во благо

    Тем, кто удален от мировой экономики, слабо интегрирован (попросту говоря беден) пережить кризис будет проще. Дотационные регионы как получали помощь из бюджета, так и будут ее получать. Правительство же ведет курс на поддержку не реального сектора экономики, как, например, в США, а на стабилизацию банковской системы, пополнение золотовалютных резервов страны и наполнение расходной части бюджета. Соответственно, регионы и региональные власти по-прежнему будут располагать некоторыми средствами. Так что, как ни парадоксально, те, кто больше зависел от поддержки властей, переживут кризис легче.

    Есть основания надеяться на лучшее и у тех, за чьими спинами — представители нефтяного сектора. Рост таких компаний начнется немного раньше, чем других. Нынешняя цена нефти ­— $36 за баррель — вряд ли продержится долго. «Легкой» нефти в мире осталось не так много, чтобы поддерживать такой низкий рубеж. Страны-экспортеры полагают «справедливой» ценой $70 за баррель и ко второму кварталу 2009 года вполне могут ее добиться. Так что, собственно, нефтедобывающим регионам большие неприятности не грозят. Впрочем, там нет и клубов КХЛ.

    Имеют неплохие шансы пережить кризис сравнительно спокойно и представители таких городов, как Нижний Новгород, Уфа, Казань. Их экономика достаточно разнопланова, чтобы приспособиться к изменившимся условиям. Кроме того, эти регионы вполне привлекательны в бытовом плане.

    Но так или иначе легко не будет никому. Российская экономика, слишком ориентированная на экспорт природных ресурсов и металлов, пострадает от кризиса много сильнее европейской и американской. И если даже этот сезон доиграют все клубы КХЛ, то на будущий год в лиге несколько мест освободится почти наверняка, а амбиции и расходы оставшихся серьезно снизятся.

    Такая ситуация, кстати, вполне может привести к вступлению в КХЛ европейских команд, которым будет вполне по силам тягаться с «подрезанными» российскими коллегами.

    Зато впредь будет наука — надо учиться хоккей делать бизнесом, приносящим доход. Ведь всем сразу на нефтяной трубе не усидеть.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»