-
Африка: через футбол к детям
03.07.10 10:57
Каждый год где-то около 600 игроков из Африки покидают родной континент. В основном это — молодежь. После чемпионата мира следует ждать очередного оттока. Еженедельник «Спорт», оставляя за скобками вопрос «Откуда такое стремление», указывает на то, как через футбол в Африке пришли к детям. Наконец-то.
Гана, Сьерра-Леоне и Уганда
На континенте лучше других куют таланты в Гане. «Черные звезды» на юниорских чемпионатах мира (U-17) стабильно в призах, на последнем молодежном мундиале (U-20) в финале «прихлопнули» бразильцев.
Количество академий, еще недавно редких, растет пропорционально успехам. И в этой крайности заложена проблема. Если раньше, в колониальные времена, из страны вывозили золото (она так и называлась — Золотой Берег), то теперь растят на продажу футболистов. В одной только Аккре порядка 500 академий, выстраивающих деятельность без лицензии, так как она денег стоит. И немалых.
Но мальчишек больше занимает перспектива оказаться в составе известного (обязательно) европейского (по возможности) клуба. Веяние уловили в офисе Optimum Media Prime (OMP). Крупнейшая медиа-компания Ганы запустила на местном телевидении реалити-шоу MTN Soccer Academy. Уже четвертый год подряд победителя ждет денежный приз (или автомобиль!), а также контракт на год с местной профессиональной командой и две недели стажировки в европейском суперклубе.
Так, Гидеон Баа, не знавший равных в первом сезоне, выступал за Sporting Mirren FC и тренировался рядом со звездами «Челси». Проект приобрел известность. Теперь отбор кандидатов (17–20 лет) проходит и на территории Нигерии. В очередь выстроились Кения и Уганда.
В этих странах, гоняя мяч, в люди не выбиться, так как футбола, собственно, нет. Также этой возможности лишены ребята из Намибии, Танзании и Руанды. Кто одареннее да упорнее, меняет родной край на Кот-д’Ивуар, Камерун и ЮАР. В тех же ганских академиях представители других стран составляют около 20%.
Правда, в последнее время в таких периферийных (в футбольном смысле) странах наблюдается оживление. Например, Крейг Беллами из «Манчестер Сити» решил вложиться в детский футбол Сьерра-Леоне. Инвестиции составили 650 тысяч фунтов стерлингов.
В апреле прошлого года близ Фритауна открыла свои двери The Craig Bellamy Academy. Но этим вклад валлийца не ограничился. В январе этого года разработан единый футбольный календарь: 36 лиг, 149 команд, 4300 участников и 350 тренеров.
Не подумайте, Крейг Беллами в этом стремлении однозначно не первый. Еще раньше манкунианец Рио Фердинанд выделил средства на строительство в Уганде Proline Soccer Academy. Cantoments Football Academy в Гане поддерживает «канонир» Эммануэль Эбуэ...
«Милан», «Утрехт» и «Сент-Этьен»
Куда чаще Африка прельщает не отдельных игроков, а целые клубы. В этом случае надо говорить не о меценатстве, а о сотрудничестве. Если говорить о самых активных игроках на этом рынке, то в их числе — французы, англичане и голландцы. Пожалуй, именно в этой последовательности. Так сложилось исторически — в драке за природные ресурсы континента. Когда-то британцы владели колониями в Египте, Нигерии и Гане; французы — в Алжире, Кот-д’Ивуаре и Сенегале.
Правда, в возведении академий преуспел… «Милан». Два года назад россонери презентовали десятый центр подготовки футболистов вне Италии. Их сеть простирается от Канады и США до Саудовской Аравии и Австралии. В таком размахе нашлось место и академии в Каире (Египет).
Классическим примером сотрудничества стоит назвать академии «Фейеноорда» и «Аякса». Истории их появления в Африке во многом схожи. Если в конце 1990-х в «Фейеноорд» засобирался Бонавентуре Калу, то в «Аякс» — Бенни Маккарти. Оба африканца публике полюбились. И на этой волне «феи» обустроили форпост в Гома Феттех (Гана), а «аяксиды» — в Кейптауне (ЮАР). Не расходится заочное сравнение и в той части, что касается эффективности.
Визитной карточкой центра в Гома Феттех стал Доминик Адийя, форвард «Милана» и сборной Ганы. Из тех, кто добрался-таки до Роттердама, можно назвать Мохаммеда Абубакари, Джордана Опоку и Нана Акваси Асаре. К слову, все трое ни секунды не сыграли за «Фейенорд».
В Кейптауне ежегодно не менее семи питомцев заключают профессиональные контракты. В их числе — Стивен Пиенар («Эвертон») и Эйонг Эно («Аякс»). Начиная с прошлого года, девиз «Нет молодежи — нет будущего» в жизнь претворяет Фопп де Хан. 66-летний голландец в «Херенвене» работал с такими мэтрами, как Руд ван Нистелрой и Йон-Даль Томассон.
Из менее известных стоит назвать инициативы «Утрехта» (Кейп Кост, Гана) и «Сандерленда» (Александрия, Египет). Не умолчать бы о «Сент-Этьене», который развивает свой центр в Бобо-Диуласо (Буркина-Фасо). Проект существует второй год, но плоды «зеленые» пожинают уже сейчас. В их юношеской команде объявился первый представитель этой страны — Жермен Сану, вратарь 1992 года рождения.
Щепотка финансовой, малость кадровой, а больше методической помощи, и такие желанные таланты — в твоей команде. Как в симбиозе «Мидтьюлланда» и «Эбедей». Именно клуб из Лагоса (крупнейший город Нигерии) послужил стартовой площадкой для Обафеми Мартинса («Вольфсбург»). В датском «королевстве» можно насчитать сразу пять игроков из «Эбедея». Еще больше он пропустил через себя. К примеру, армейца Секу Олисе.
Тетте, Каджи и Гийю
Африка — перекрестье интересов. Мы говорили о взгляде из Европы. Какой внутренний фокус? Прежде всего, социально-экономический. В Сьерра-Леоне и Нигерии за чертой бедности проживает 70% населения, а половина жителей Кот-д’Ивуара и Камеруна числятся безработными. В Гане треть обитателей тратит в день меньше доллара, а в ЮАР неискоренимы районы, где люди живут в коробках. В таких условиях, конечно, не до игры. Но в 1990-х годах детский футбол в Африке не сгинул благодаря людям, которые считали иначе. В роли энтузиастов, как правило, выступали бывшие футболисты.
В Гане таким предстал Ибрагим Тетте. После возвращения из-за океана он организовал коллектив, который назвал в честь Liberty University, выпускником которого и является. В Liberty Professionals начинали свой путь Майкл Эссьен («Челси»), Салли Мунтари («Интер») и Асамоа Гьян («Ренн»). Три года назад Ибрагим был награжден премией за вклад в развитие африканского футбола. Кстати, он продолжает трудиться на этой ниве, развивая Liberty Soccer Academy в четырех(!) странах: Гана, Того, Кения и Бенин.
Жильбер Каджи выстроил в Камеруне Kadji Sports Academy, выпускники которой обессмертили не только свои имена: Самуэль Это’О («Интер»), Карлос Камени («Эспаньол»), Эрик Джемба-Джемба («Оденсе»). Из недавних питомцев — Стефан Мбиа («Марсель»), Николя Нкулу («Монако») и Жорж Манджек («Штутгарт»).
Пожалуй, самой яркой игровой карьерой может похвастаться Селиф Кейта, лучший игрок Африки 1970 года. После завершения карьеры малиец вернулся домой и организовал в Бамако центр имени себя любимого. Из него вышли Мамаду Диарра («Реал», Мадрид) и Сейду Кейта («Барселона»).
И все же первой ласточкой был Жан-Марк Гийю. В заявке Кот-д’Ивуара на этот мундиаль — двенадцать(!) его питомцев. То есть практически все «поколение Дрогба». Кроме самого Дидье: Аруна Диндан, Дидье Зокора, Яя Туре, Коло Туре, Саломон Калу, Эммануэль Эбуэ…
После работы в Абиджане Жан-Марк, вечный странник, руководит JMG Football Academy, в системе которой значится восемь элитных академий: на Мадагаскаре (2000), в Таиланде (2005) и Мали (2006), во Вьетнаме (2007), в Египте (2007), Алжире (2007), Гане (2008) и Бельгии (2008). И во всех четко выстроен баланс тренировочного и образовательного процессов.
Данность, инструмент и правило
В этом и есть, надо думать, главное достижение футбольных академий в Африке. Не секрет, что многие «черные звезды» — выходцы из опасных кварталов, коими кишит континент. В том же «поколении Дрогба», как признавался Жан-Марк Гийю, не все умели читать и писать. И футбол — это тот инструмент влияния, который позволяет корректировать данность.
В Сьерра-Леоне всего 21% мальчишек 12–14 лет посещает школы. The Craig Bellamy Foundation ввел правило: к матчам не допускается команда, игроки которой не посещают образовательные учреждения. И процент среди участников перевалил за 80 (жителей футбольной страны, напомню, 4300).
Когда-то неустроенность ганских детей поразила Тома Вернона. И в Right to Dream Academy он сместил акценты на образование. Из пятнадцати ребят лишь двое пробились в большой футбол — Кинг Гьян Осей и Даниэль Овусу облачились в цвета «Фулхэма». Но каждый из составивших первый набор получает университетское образование.
70% времени заняты учебой и воспитанники Diambars Football Academy (проект Бернара Лама и Патрика Виейры в Сенегале и ЮАР). Но такая диспропорция не мешает в профессиональном плане: Папа Ндиайе Суаре и Идрисса Гана Гуейе попали в поле зрения «Лилля», Папа Алассане Ндиайе — «Гавра», а Серин Кара уже дебютировал в норвежском «Тремсе».
Через тернии — к звездам.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»