• Африканская аномалия

    Редакционный ринг: Кубок конфедераций-2009. Накануне финала

    27.06.09 21:36

    Африканская аномалия - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Финал Кубка конфедераций ощутимо потерял в рейтинге. Вместо встречи двух лучших команд мира, которая ожидалась, прогнозировалась и до вечера среды была абсолютно реальной, нам предстоит финал-сюрприз, финал-сенсация, финал-аномалия. Хотя, конечно, никто ничего испанцам заранее не гарантировал, а их поражение от США с точки зрения содержания игры выглядит достаточно логичным. Как бы то ни было, завтра на «Эллис Парк» бразильцы сыграют с американцами, и такой вариант развития событий тоже принимается за вполне достойный. Обозреватели «Спорта» Константин Столбовский и Боян Шоч, по крайней мере, недолго горевали по утерянным возможностям.

    Константин Столбовский: Признаться, ближе к концу второго полуфинала почти утвердился вот в какой крамольной мысли: бразильцы не ищут победы, они пропускают вперед ЮАР, причем единственно с той целью, чтобы настичь-таки на турнирном пути испанцев и научить их уму-разуму. Пусть даже в матче за третье место. Это почти шутка, конечно, но именно что «почти». Ленивая, вальяжная, неинтересная Бразилия раздражает как ни одна другая сборная. При том что такой футбол пятикратные чемпионы мира демонстрируют достаточно часто — это свойство их менталитета, который подразумевает явное превосходство над любым соперником. Вечером в четверг я едва не уснул перед экраном телевизора, честно говорю. И в общем сожалею, что хозяева турнира не воспользовались своими шансами сотворить еще одну сенсацию. Пижонов, на мой взгляд, следует наказывать.

    Боян Шоч: А ведь сборная ЮАР не раз была близка к успеху. Порадовало, что команда решила не запираться наглухо в своей штрафной, чтобы сохранить нулевую ничью и потом попробовать сотворить чудо в серии пенальти. Но иначе, наверное, и быть не могло — несмотря на высокую ставку в матче, сборная, руководимая бразильским тренером, просто не может не атаковать. Правда, подопечные Жо Сантаны почему-то решили сделать ставку на дальние удары (и получалось у них, кстати, весьма неплохо), но столь скудного арсенала атакующих действий оказалось недостаточно для взлома бразильского зам­ка. А пентакампеонам, как всегда в подобных матчах, не хватало настроя и мотивации. Такое впечатление, что они ехали в ЮАР, держа в уме только два матча — с Италией и финальный. Тут их трудно обвинить: им подсобил жребий. И мне кажется совсем не случайным, что вчера победный мяч забил игрок, вышедший на замену, более голод­ный, чем отыгравшие 90 минут партнеры.

    К. С.: Сложно, конечно, требовать от участников турнира выставочного, не приносящего явных дивидендов, абсолютной самоотдачи с первой до последней секунды. Это и в плане турнирной стратегии неверно, особенно с учетом оставшегося за спиной долгого и трудного сезона. Но если Кубок конфедераций имеет статус генеральной репетиции чемпионата мира, то и смотришь на него именно через такую призму. По этой причине склонен считать, что и бразильцы, и испанцы (уж не говоря о сборной Италии, которую на родине успели расстрелять, четвертовать и сжечь за бездарный футбол) заявили прежде всего о своих слабостях, тогда как про их игровые достоинства мы и прежде почти все знали. В этом смысле репетиция удалась на славу: не припомнить мирового первенства, которое не преподнесло бы громких сенсаций. Испания, например, столкнувшись с плотной, насыщенной и, что самое главное, жесткой, на грани фола обороной американцев, потеряла лицо. Не сомневаюсь, что этот матч станет учебным пособием для будущих соперников чемпионов Европы.

     

    Б. Ш.: Несмотря на многочисленные нарекания и «хромой» соревновательный характер, мне кажется, у этого турнира неплохое будущее. И расти он прежде всего будет за счет двух факторов: а) развития футбола в тех уголках планеты, где он пока не дотягивает до уровня признанных лидеров — представителей Европы и Южной Америки (Азия, Океания и Северная Америка — африканский футбол уже который год весьма успешно сокращает этот разрыв); б) полномасштабной медийной и коммерческой раскрутки самого турнира. Когда-то, кстати, в Европе смеялись над идеей нашего французского коллеги Габриэля Ано учредить Кубок чемпионов, а за полвека он стал сильнейшим клубным турниром в мире. Кубку конфедераций нужно дать время — по мере нивелирования качества мирового футбола в целом интерес к нему (так же как и турнирный рейтинг) будет только расти. Ныне же налицо некоторый перекос: несмотря на номинальную восьмерку участников, широкой аудитории интересны по большому счету лишь тандем европейских грандов и бразильцы. К слову, сколь бы ни ругали хозяев за полупустые трибуны, а этот Кубок уже побил прежний рекорд посещаемости.

    К. С.: ФИФА знала, на что шла. ЮАР — страна регби, а не футбола, причем исторически сложилось так, что элитное регби «принад­лежит» белой части населения, а футбол соответственно черной. Именно по этой причине трибуны сопровождали дружным гудением каждый контакт с мячом нашего старого знакомца Мэтью Бута, единственного белокожего игрока сборной ЮАР. Хотя есть и другое, более цивилизованное толкование: в таком варианте произносят болельщики его фамилию: «B-o-o-o-o-o-o-o-o-o-o-th!» То есть, по сути, поддерживают. Кстати, трибуны, насколько известно, организаторы, спешно отреагировав на критику «сверху», заполняли в директивном порядке: нереализованные билеты после матча открытия стали не продавать, а раздавать. Но в этом, собственно, и состоит одна из глобальных идей ФИФА, связанных с популяризацией игры: футбол нужно не просто показывать, но и буквально навязывать. Игра эта, как известно, имеет свойство укореняться в любых почвах. Пример Японии — самый яркий из этого ряда.

    Я пару слов не о командах и власт­ных структурах хотел бы еще добавить, а о людях. Отметить, скажем, что фантастический футбол (полуфинал по известным уже причинам в расчет не берем) показал правый защитник сборной Бразилии Майкон, своего рода прототип Роберто Карлоса, только на новом витке развития игры. Это мой личный выбор. Назовешь футболиста, который произвел на тебя более глубокое, чем Майкон, впечатление?

    Б. Ш.: Пожалуй, соглашусь с тобой насчет бразильца. К слову, мне понравилась сборная Египта, а в ней — Мохамед Зидан, особенно в матче с бразильцами. Глубоко убежден, что за африканским футболом будущее. Техничность, пластика, скорость, отменный контроль мяча вкупе с великолепной «физикой» — все это уже имеется в арсенале. Не хватает игровой дисциплины и тактической выучки, ради чего на Черный континент и приглашают именитых зарубежных специалистов. Если сумеют подтянуться к лидерам в этих компонентах, представители Африки войдут в элиту мирового футбола. Может, сегодня этот прогноз кому-то покажется утопическим, но в итоге мы получим чемпиона мира из Африки. Через 10 лет, 20 или 30, но получим. Обязательно.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»