-
Агент Роберто Кейрош де Андраде: «Тренеры еще не знают, как здорово иметь агента»
14.11.08 01:35
Бразильский агент Роберто Кейрош де Андраде занимается делами игроков (среди них нападающий Фред из «Лиона» и атакующий полузащитник Джеованни из «Халла») и тренеров, так что о специфике работы с теми и другими знает не понаслышке. Почему лишь у небольшого числа тренеров есть агенты и зачем они им нужны — об этом де Андраде рассказал «Спорту». Не обошел вниманием бразилец и список возможных кандидатов на пост главного тренера ЦСКА.
— Почему почти у всех игроков есть агенты, но далеко не у каждого тренера есть свой представитель?
— Тренеры просто еще не знают, как здорово, когда у тебя есть агент, который позаботится о контракте. К тому же, согласитесь, не всегда удобно самому говорить о том, сколько ты хочешь получать, о своих качествах. Лучше, когда это делает кто-то другой. У игроков есть такой человек — это агент. Тренеры же платить комиссионные не хотят. Как только тренер узнает имя своего потенциального работодателя, он тут же идет к нему напрямую и вспоминает о тебе только тогда, когда ему вновь нужна работа. Они думают, что это бесплатная услуга. Поэтому сейчас я подписываю с тренерами такой же контракт, как и с игроками. Не стоит забывать, что агент позаботится и о делах, которые не касаются игры, — об общении с прессой, к примеру. Посмотрите, что произошло с Вандерлеем Лушембурго в Испании. Он не говорит по-испански, наделал из-за этого кучу ошибок и в итоге потерял работу. Есть еще один момент: вчера мне позвонил тренер, который сейчас работает в Африке. Ему уже три месяца не платят зарплату, и он попросил меня представлять его интересы. Кстати, агенты тренеров нужны и клубам. Ведь именно я могу подсказать им лучшего кандидата, разузнать все о том человеке, которым они интересуются.— В чем разница — быть агентом игрока и агентом тренера?
— Лично для меня тут нет никакой разницы.— Но клубы часто меняют игроков, тем более их нужно гораздо больше, ведь главный тренер всего один, и увольняют наставников не так уж часто.
— Но если мы говорим о футбольной составляющей, то это одно и то же. Если я могу представлять интересы игрока, то почему я не могу представлять интересы тренера? Хотя, конечно, есть определенный нюанс. Личность наставника команды играет слишком большую роль. Я в футболе более 35 лет и знаю почти всех бразильских тренеров, всю их подноготную: где работали, где учились, были ли игроками и чем отличались, будучи футболистами. Это очень важно для клубов. К тому же, если мы говорим о Бразилии, то у нас здесь каждый — тренер, ведь все мы живем, едим, спим, говорим, думаем футболом.— Вы сами предлагаете тренера клубам? Или они выходят на вас, интересуясь вашим клиентом?
— Я никогда не предлагал тренеров клубам. Это они связываются со мной, чтобы разузнать о человеке, который их интересует. Часто бывает так, что кто-то из игроков советует руководству клуба обратиться ко мне, чтобы я им помог в поиске.— Можете назвать самых известных специалистов, которыми вы занимаетесь?
— Не думаю, что их имена много скажут российским болельщикам. Они более известны как футболисты. К примеру, Рилдо Менезес, который вместе с Пеле участвовал в Кубках мира 1966 и 1970 годов. Он трижды признавался лучшим тренером США, несколько раз выигрывал там чемпионат. Или Карлос Алберто Торрес, тоже чемпион мира. Кстати, он тренировал сборную Азербайджана.— В свое время «Динамо» тренировал Иво Вортманн…
— В Бразилии он считается очень хорошим специалистом. Но для работы за границей, в клубах, которые ставят перед собой большие задачи, нужны тренеры, добившиеся успехов.— ЦСКА ищет себе тренера, и в списке кандидатов в свое время назывались сразу три бразильца: Зико, Дунга и Лушембурго.
— Если честно, ничего об этом не слышал. Что касается тех имен, что вы мне назвали… Зико — отличный вариант. Он проделал великолепную работу в Японии и Турции, да и все помнят, каким великим футболистом он был. Дунга лишь начинает свою тренерскую карьеру, и на месте ЦСКА я бы подождал несколько лет, чтобы можно было понять, что он за специалист. А вот к Лушембурго я бы не советовал обращаться. С ним не так просто работать. Вандерлей хочет быть не просто тренером, а хозяином клуба, вникать во все его дела. На мой взгляд, если говорить именно о Бразилии, у нас есть и более интересные кандидатуры. К примеру, Пауло Аутуори или Нелсиньо Баптиста. В любом случае, если ЦСКА нужен будет совет, они могут спокойно ко мне обратиться.Мнения
Алексей Сафонов, президент компании «СА-Футбольное Агентство»:
— В России редкие тренеры имеют агентов. Это связано, как мне кажется, с менталитетом. Иначе я не понимаю, в чем смысл тренеру отказываться от таких услуг. Есть ведь масса нюансов, которые может учесть только специалист. Он готовит контракт, договаривается о зарплате. Если клуб повел себя некорректно, он добивается, чтобы тренеру выплатили все положенное по контракту. То есть ведет его дела. А у нас считается, что если у тренера есть агент, то такого лучше на работу не звать, потому что завтра тот же агент полкоманды своих игроков пристроит. Будет «наваривать» деньги с клуба. Это такой стереотип у руководителей клубов. И тренеры это знают или чувствуют. Я даже не представляю себе руководителя российского клуба, который с пониманием отнесется к тому, что у тренера есть агент. Если иностранный тренер — тогда да, тогда понятно. Вот Лаудруп, например. У него что, нет агента? Есть, и, может быть, не один. Ни у кого вопросов не возникает. А российский специалист... В общем, двойные стандарты.
Константин Сарсания, советник президента «Зенита» по вопросам селекции:
— В Европе тренер, имеющий агента, — это что-то обыденное, в порядке вещей. Сложнее найти тренера, который занимается своим трудоустройством сам. В Россию многое приходит с опозданием, это известный факт. Но нельзя сказать, что еще не пришло. У многих отечественных специалистов есть агенты. Они, скажем так, негласные, постоянно меняются, но они есть. Тут какая проблема: в Европе наши тренеры не востребованы. А для чего нужен агент? Чтобы следить за рынком, выбирать подходящие варианты, вести переговоры и не отвлекать тренера от основных обязанностей. А когда нет спроса на твои услуги за рубежом, какой смысл заводить агента? Уж с российским рынком человек как-то сам справится, правильно? Если бы ситуация была иной, агенты у тренеров были бы так же распространены, как у игроков. Я еще раз хочу сказать, что они есть и сейчас, но это такая, знаете, непубличная и редкая профессия. В отличие от Европы. Где, помимо агента, есть еще и адвокат, есть еще кто-то... Один ведет переговоры, другой следит за юридической составляющей и так далее. Как это у Моуринью, например. Что логично: если Жозе будет сам рассматривать все предложения, которые ему поступают, у него голова пойдет кругом. Посредник при переговорах работодателя и работника появляется в условиях повышенного спроса. Потому что именно тогда в его услугах появляется смысл.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»