• Агент Яни Димитров: Африканцев нужно шлифовать

    13.02.08 16:03

    Агент Яни Димитров: Африканцев нужно шлифовать - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    В воскресенье завершился очередной Кубок Африки. Его отголоски доносятся до России. Об африканских игроках-алмазах и о способах их «обработки» корреспонденту «Спорта» рассказал агент Яни Димитров.

    Эскимоса в Африку привезти…

    — Яни, вы внимательно следили за Кубком Африки. Каков главный итог турнира для вас как для агента?
    — Африканские футболисты, поигравшие в Европе, на голову выше тех, кто еще не успел уехать из Африки. Мне всегда была понятна одна вещь, которую не во всех клубах учитывают. Любой хороший футболист из Африки выглядит неготовым и растерянным, когда ты берешь его прямо оттуда. Это все равно что эскимоса привезти в Африку!

    — Ну кто-то же должен брать их из Африки первым…
    — Вы можете усилиться африканцем двумя способами: или заплатить огромные деньги за отшлифованного в Европе игрока, или заплатить маленькие деньги за сырой алмаз. Но его нужно отшлифовать. Для этого в команде должен быть специальный тренер, второй тренер, назовем его так, который как раз и будет заниматься доводкой африканцев до уровня Это’о, Дрогба и прочих.

    — Топ-клубы этим по определению не должны заниматься?
    — Самая хорошая и правильная формула для топ-клуба — иметь какой-то свой фарм-клуб, в котором можно адаптировать африканского игрока. В Бельгии, Швеции, даже в Белоруссии или Молдавии. Или в Израиле, который давно и успешно работает с такими игроками. И там они будут вникать в европейский футбол, начиная от физической подготовки и тактики, заканчивая образом жизни. Они же играют у себя в Африке в романтичный, эмоциональный футбол, полностью лишенный тактической мысли. Они поэтому и проигрывают. Посмотрите на любую сборную, вылетевшую из группы, — везде были хорошие по своим задаткам футболисты, алмазы, из которых нужно вытачивать бриллианты. Я эти эксперименты начинал проводить в 1999 году в Болгарии. Был тогда хозяином «Левски» небезызвестный Михаил Черный. Его удалось убедить, что Африка — перспективный рынок и что есть смысл делать то, что делает Израиль. То есть взять четыре-пять футболистов до 16 лет из Нигерии, определить их не в «Левски», а в фарм-клуб — чтобы они там под руководством конкретного тренера начали развиваться. Из этих четырех двое стали классными игроками, один из них, может, вы его помните, Темиле Омоиго, из-за плохого менеджмента сорвал свою карьеру. В «Крыльях» играл в свое время, а после моего отъезда из Самары он подписал контракт с агентом, который неправильно его дела стал вести. А второй футболист — Ричард Омороигбе — уже сейчас имеет предложения из Англии, за него готовы платить 3 миллиона фунтов, но он не может туда поехать из-за проблем с документами и продолжает выступать в «Левски». В свое время ему в Нигерии поменяли паспорт, скинули два года — обычное дело для африканского футбола. А свидетельство о рождении осталось прежним, то есть в нем дата рождения отличается от той, что в паспорте. Ему сейчас делают болгарское гражданство, чтобы он и за сборную мог выступать, и в Англию уехал без рабочей визы. Но, повторюсь, вот эта проблема с документами… Сложностей с Африкой хватает, кто бы спорил. Но если их научиться преодолевать, это самый перспективный рынок на свете, где вы можете взять потенциального Дрогба за 100 тысяч долларов и заработать потом миллионы.

     

    Обработать и снять сливки!

    — В «Крыльях», когда вы там работали, было много африканцев…
    — Помните такого футболиста — Патрика Овие? Он играл за сборную Нигерии, но за команду В, назовем ее так. То есть когда нигерийские звезды из Европы не могут приехать на какие-то матчи или турниры, их заменяют местными игроками. Патрик был как раз такой игрок. И когда его отдали в Израиль, он за один год смог адаптироваться и уже вызывался в главную, первую сборную. Это, кстати, случилось не только потому, что он прибавил в игре, но и потому, что нашел деньги для национальной сборной. То есть там каждый футболист делает определенный взнос в федерацию, чтобы его выпускали на поле. Звучит немного странно, но это Нигерия. Так мы Овие взяли после Израиля, и он сразу заиграл в России отлично. И если бы не операция на колене, после которой он до сих пор не восстановился, Патрик бы играл и играл, как сумасшедший.
    Еще один пример: Лари Кингстон. Мы его купили в Гане, но тут же отдали в аренду в Израиль. Потому что он в первом же матче за «Крылья» получил красную карточку. Три игры парень пропускает из-за дисквалификации, потом снова выходит — и снова красная. Человек привык к африканскому футболу. Вы же видели, там друг друга не жалеют! Вот побыл он в Израиле год в аренде, вернулся — и уже никаких проблем у него с дисциплиной не было. Одного сезона достаточно, чтобы человек адаптировался. Если клубы будут понимать эту формулу, они не будут платить огромные деньги за нигерийцев, как «Локомотив» заплатил за Одемвинги. Я не говорю, что этот футболист не стоит таких денег. Но двумя годами раньше такого же талантливого игрока можно было взять в Африке, обработать его и снять сливки!

    — На этом Кубке Африки вы кого-то персонально выделили для себя?
    — Я буду внимательно пересматривать записи матчей. Мне очень понравились несколько футболистов из сборной Гвинеи, которые не играют еще в Европе. Но вообще я предпочитаю отсматривать африканских игроков еще до финального турнира Кубка Африки. Когда он стартует, практически все футболисты уже находятся в переговорах с европейскими клубами, а многие имеют предварительные контракты.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»