• Александр Барков: «Вся моя работа состоит из рисков»

    Персона

    03.09.11 18:18

    Новый рулевой «Магнитки» – о собственном тренерском опыте, возвращении на родину, работе предшественника и отсутствии боязни.

    Этим летом всех удивил «Металлург» из Магнитогорска, доверив место главного тренера Александру Баркову. У него практически не было опыта работы главным тренером, даже в Финляндии, где он прожил пятнадцать лет. Помогавший в прошлом сезоне Кари Хейккиля специалист не согласился признать конфликт в команде и тупиковость финского пути.

    Держал связь

    — Трудно было возвращаться в Россию после стольких лет за рубежом?
    — Нет, что вы.

    — Просто есть очень много нюансов, которые отличают Россию от Финляндии. И к этим мелочам крайне сложно привыкнуть.
    — Вы правы, различия есть. Хоккей тут другой. Хоккей в России не похож ни на финский, ни на шведский, ни на чешский. Другой вопрос, что мне все-таки было очень легко адаптироваться, ведь я как был русским, так и остался им, несмотря на то что прожил долгое время в чужой стране. Родился я в России, вырос тут, никогда не отрывался от корней.

    — Семья-то финская?
    — Русская. И дети говорят по-русски, хотя они с финскими паспортами. Но при этом мы от российского гражданства не отказывались.

    — Сын за какую сборную будет играть?
    — Сейчас выступает за финскую, в России к нему интереса не про­явили. Он недавно ездил на мемориал Глинки в Чехию. Но это ничего не меняет. Мое-то хоккейное становление происходило в России. Так что меня тут ничего удивить, в сущности, и не могло.

    — Наверняка ведь какие-то моменты бросились в глаза. Дескать, в Финляндии этого не было, а уж в СССР – тем более.
    — Я вот стараюсь вспомнить, но ничего не приходит на ум. Конечно, все меняется, но не так уж, чтобы я удивлялся. Жизнь изменилась по сравнению с СССР, но я не скажу, что с Суоми различия сильно большие.

    — Знаю людей, которые оказываются за рубежом и даже в Интернете не смотрят российские новости.
    — Это точно не про меня. Внимательно изучал прессу, у меня дома российское телевидение. Я был в курсе всех событий. Да и с друзьями не терял связь. Постоянно созванивались, общались.

    Про конфликт с Хейккиля не слышал

    — В России вы работали с Кари Хейккиля, одним из самых неоднозначных тренеров КХЛ. Вы понимали, чего именно он хочет?
    — Да, конечно. Я знал, чего он хочет, и старался донести до ребят все идеи как помощник тренера. Мы вообще с Кари очень плодотворно поработали, и у нас никаких проблем не возникало.

     

    — Что, вообще ни разу не конфликтовали?
    — Нет, да и смысла не было.

    — Странно.
    — Почему это странно?

    — Считается, что некоторые моменты работы Кари Хейккиля не позволили ему ничего выиграть в России, хотя у него был прекрасный материал. Да, он брал медали, но все это не устраивало ни руководство «Локомотива», ни руководство «Металлурга». Помощники же могли указать ему на какие-то недостатки.
    — Вот вы говорите, что не выиграли. Хорошо. Но ведь чемпионат России по хоккею – очень серьезный турнир. Тут не один клуб претендует на титул, а несколько. Если бы был «Локомотив» и все остальные или «Металлург» и все остальные, ему бы можно было поставить в вину отсутствие золотых медалей. Но конкуренция в КХЛ совершенно иная. Пять-шесть команд всегда спорят между собой. Что-то у Хейккиля, конечно, не получилось, но я бы не стал говорить, что он плохо работал в России.

    — Но не победил.
    — Не победил, но показал достойный результат во всех командах. Вы стараетесь поставить ему в вину поражение, но ведь в игре гол туда, гол сюда – и все, результат уже не исправить. А Кари умудрился в России всегда показывать приличный хоккей. Кто за последние 13 лет работы 11 раз попадал в полуфиналы?

    — А вот бывший нападающий «Металлурга» Олег Кваша считает, что команда Хейккиля была обречена в прошлом сезоне. Он дал несколько комментариев по поводу прошлого сезона, говорил, что конфликт назревал.
    — Про конфликт вообще первый раз слышу. Вы вот откуда об этом знаете?

    — Да, кажется, все знают.
    — Но мне про это ничего не известно. Вы вот вообще про какой конфликт говорите?

    — Между Хейккиля и игроками.
    — Вообще ничего подобного не было. Все ребята прекрасно понимали, чего от них хотят. И результат прошлого сезона, как и игры плей-офф, это доказал. Мы выступили очень достойно, обыграли «Авангард».

    Лучшие финны – в «Металлурге»

    — Понимаете, на какой риск вы идете? Первый сезон на таком уровне – и сразу от вас будут требовать по максимуму. Никого не устроят выход в плей-офф, полуфиналы и даже поражение в финале.
    — Вот смотрите, к нашей беседе прислушивается Олег Кваша, так что давайте отойдем немного. Риск? Риска никакого нет.

    — Да как нет?
    — Слушайте, у меня работа такая. Она вся состоит из рисков. Например, мы с вами говорим в августе, а чемпионат начнется в сентябре. Еще не сыграно ни одного матча. Есть у меня риск не попасть в плей-офф?

    — Минимальный.
    Но он есть. Если об этом много думать, то далеко не уедешь. Мы стараемся тренерским составом работать и не загадывать. Сейчас мы хотим в хорошем состоянии подойти к сезону, затем попасть в плей-офф, затем выиграть. Все надо решать постепенно. Я прекрасно понимаю, о чем вы говорите. Все знают, что за команда «Металлург», какие у нее задачи на протяжении последних 10–15 лет. Да, это серьезная работа, но не более.

    — Для молодого тренера, который никогда не работал главным в России, – слишком смелая попытка начать карьеру. Если не получится, будет какая-то неудача, то все скажут: «Да у него с таким составом ничего не вышло».
    — Об этом я вообще не думаю. Работу найти всегда трудно, между прочим. Неважно, работал ты  в «Металлурге» или нет. Поймите, я сконцентрирован на решении задач, а думать: «Ах, если что, я не найду работу», – бессмысленное занятие. Да и потом, ну какой же я молодой тренер?

    — А как же?
    — Я на посту главного тренера в России первый год – согласен. Но до этого времени я много работал помощником в КХЛ. У меня есть небольшой опыт работы в Финляндии. И пусть я не весь сезон трудился, но какой-то опыт получил. И потом, не забывайте, что я пришел не с улицы, а жил в хоккее, всегда в нем «варился». Как игрок я был и в составе серьезных клубов, сборных, добивался серьезных результатов. Конечно, и на этом уровне не все получалось, но дело даже не в этом. На своем пути я встретил много тренеров, так что школа у меня хорошая. В общем, не считаю себя молодым как специалист. Знания о хоккее у меня есть, опыта, может быть, маловато.

    — Опыт и в том, чтобы спокойно переживать неудачи. Вот есть Александр Смирнов, который возглавил «Нефтехимик». Это его первая команда, и у тренера будет право на ошибку. В Магнитогорске любая не­удача – серьезное испытание для тренера.
    — Это психологический момент. Поражение одинаково будет неприятно как Нижнекамску, так и Магнитогорску. Весь вопрос – как ты выдерживаешь трудности.

    — Вы же у нас специалист по финским игрокам и финским тренерам. Скажите, все, что писали про тренера «Авангарда» Раймо Сумманена в прошлом сезоне, – правда?
    — Правда, да. И мы это прекрасно понимали, когда «Металлург» вышел на омичей. Мы представляли, что ждет игроков, с какими трудностями они столкнутся, и ловко воспользовались нашими знаниями.

    — В России играет очень много хоккеистов из Финляндии. Есть такие, видя которых, вы внутренне сме­етесь и радуетесь, что они не в вашей команде?
    — Я не хотел бы отвечать на этот вопрос. Но скажу, что те, кто выступает в «Металлурге», – лучшие.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №33 (31 августа — 6 сентября 2011 года)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»