• Александр Макаров: В «Зените» для игроков созданы все условия, но многие в 15-17 лет не способны шагнуть наверх

    Он помогал молодежи «Зенита» пробиваться в главную команду

    24.02.20 22:09

    Александр Макаров: В «Зените» для игроков созданы все условия, но многие в 15-17 лет не способны шагнуть наверх - фото

    Фото: архив «Спорта День за Днем»

    Он был дублером Вячеслава Малафеева в «Зените», когда командой в 2000 – 2002 годах руководил Юрий Морозов, поднимал на бронзовый пьедестал «Крылья Советов», стал участником «золотого века» махачкалинского «Анжи», за который играли Самюэль Это'О и Роберто Карлос, вызывался Гусом Хиддинком в сборную России. Основная часть карьеры Александра Макарова прошла под руководством Гаджи Гаджиева.

    Последние два года Макаров работал в спортивном департаменте «Зенита», куда его позвал в свое время Вячеслав Малафеев. Сейчас эта работа закончилась, и бывший вратарь рассказал «Спорту День за Днем», почему молодым игрокам трудно попасть в «Зенит», с какого возраста подписываются первые контракты, есть ли проблемы у тех, кто зарабатывает 3,5 млн евро.

    «Сладкая жизнь», конкуренция, законы рынка

    – Ваше сотрудничество с «Зенитом» завершилось?
    – Да, контракт закончился. Были обсуждения насчет продления, но так ни к чему в итоге не пришли. Любой сотрудник «Зенита», независимо от должности, ранга и положения, трудится на благо первой команды. Это непреложная истина. «Зенит» в прошлом сезоне выиграл чемпионат страны, сейчас лидирует с значительным отрывом. Группа молодых футболистов работаела на сборах с основным составом. Воспитанники академии пополнили состав молодежной команды. Соответственно, лучшие из «молодежки» перешли в «Зенит»-2. Все вышеперечисленное – заслуга самих футболистов. Остальные в клубе им только помогают.

    – Тема молодых, их адаптации во взрослом футболе в последнее время обострилась. Видимо, свои кадры – то, на что больше всего рассчитывают наши клубы в последнее время. Но и Владислав Радимов, и Сергей Семак говорят: чтобы играть в «Зените», надо фактически соответствовать уровню игроков разных сборных, конкурировать очень высоко. Это реально?
    – Тема адаптации молодых игроков острая, да. Многие в 15-17 лет не способны преодолеть переход во взрослый футбол. А системе нужны квалифицированные игроки, с набором определенных качеств. Умный, но медленный – не проходит. Быстрый, но с ограниченным игровым мышлением тоже не пройдет. Конкуренция очень серьезная. Держать и помогать, из-за того, что ты местный, никто не будет. И это правильно.

    Ни один из 43 игроков, приобретенных для «Барселоны Б», не заиграл в главной команде. А как с этим у «Зенита» и «Зенита»-2?

     

    Я вижу, что условия в «Зените»– 2, молодежном «Зените» такие, что игрокам можно совершить быстрый рывок наверх. Если они талантливые. Им все объясняют, все дают. Лимит, положение о доморощенных – только на руку молодым. Не раскрыл тут свои возможности – пожалуйста, уходи в аренду, проявляй себя, за тобой будут следить. Но при этом никто не будет заигрывать тебя просто так за основу и ждать, пока ты начнешь соответствовать. Ставки слишком высоки.

    – Даже наличие отечественного тренера в этом смысле не помогает? Когда в «Зените» работали Дик Адвокат, Лучано Спаллетти, Роберто Манчини, говорили, что им «не до молодежи». Сергею Семаку, выходит, тоже.
    – На мой взгляд, сейчас ситуация другая. Семак, его штаб плотно контактируют с Владиславом Радимовым, Константином Зыряновым – тренерами «Зенита»-2 и молодежного «Зенита». Если игрок хорош в матчах, в работе, он свой шанс получает. Анатолий Тимощук, Александр Низелик всегда на играх фарм-клуба, молодежного состава. Группа игроков работает с основой, иногда попадает в резерв. Но, к сожалению, этого недостаточно. Надо себя и там – в играх за основную команду – проявлять. Иначе никак. Вот ты стал «космонавтом», условно говоря, тебе доверили лететь в космос. И надо там не потеряться. Искусственно вводить молодежь, конечно, можно, но при этом будет совершенно другой результат. А результат – во главе угла сейчас в спорте.

    – К чему сводилась ваша роль в спортивном департаменте «Зенита»?
    – Если лаконично, то подготовка резерва для основной команды. Зона ответственности – «Зенит»-м и «Зенит»-2.  Подписание игроков в эти команды, все что связано с жизнедеятельностью, переговоры с их представителями, родителями, юристами, агентами. Условия личных контрактов и так далее. Выстраивал отношения с вузами.

    – Невидимая глазу работа. И что в ней самое сложное?
    – Для меня сложностей особых не было. Я играл в футбол до 35. Накопил опыт, есть профильное высшее образование. Еще когда играл, написал кандидатскую диссертацию на тему современных методов подготовки вратарей. Помогали ведущие специалисты в области спорта. Защитить, правда, не успел, но это дело времени и необходимости. Так что адаптация в «Зените» прошла быстро, буквально за пару недель. Сложность заключалась только в объеме информации, которую предстояло изучить касательно игроков. Очень большой объем. Но так и должно быть. «Зенит» – суперклуб, требования серьезные. Убедился: в нем созданы все условия, чтобы игроки развивались, пробивались наверх. Академия, вертикаль, возможности… Только добивайся!

    – И чего не хватает?
    – Основная проблема – переход во взрослый футбол, его требования, его беспощадность. По разным причинам большое количество талантливых ребят так и остаются в низших лигах. Сетовать могут только на самих себя. На высоком уровне решают личная физподготовка, психология, мотивация, техника, стрессоустойчивость. 

    – Значит, чего-то не хватает.
    – Взять тот же хоккей. За последние годы в НХЛ выступали более 300 русских игроков. Несколько человек – в Зале хоккейной славы. Хоккеисты очень много тренируются, просто очень много! У детей уже в 6 утра лед. До уроков в школе еще. Футболисты тоже много тренируются. Но, наверное, нужно тренироваться еще больше.

    Владислав Радимов: Ну и что, что Кокорин забил через себя? Он и десять лет назад так мог

    – Радимов то же самое говорит.
    – Ну, потому что другой вывод трудно сделать. И Сергей Семак так говорит. Рецепт очень простой – надо работать на тренировках. Отдавать себя профессии. Верить в свои силы. Кроме спортсмена, верить в него никто, большому счету, не обязан. Ну близкие еще, это понятно.

    – Значит, не верят?
    – Знаете, спортсмены – отдельная категория людей. С юного возраста их приучают каждый день преодолевать себя. Надо привыкнуть. Это нелегко, особый труд, особое состояние души. С одной стороны – «красивая» жизнь и все блага, с другой – боль, травмы, вечная усталость, порой депрессия. Наверх пробиваются единицы. Но это не значит, что все заканчиваются. Там требования еще выше. Надо продолжать «пахать». И проблемы никуда не деваются. Думаете, с зарплатой в 3,5 млн евро человека ничего не беспокоит? Много чего беспокоит.

    – В каком смысле?
    – Посмотрите список «Форбс». Футболистов там не так много. Богатые тоже плачут. Расстраиваются, болеют. Им ломают ноги, руки, отрывают крестообразные связки, ахиллы, голеностопы. Много всего интересного для медиков. При этом жалеть спортсменов не нужно. Кроме исключительных случаев. Когда человек получает травмы, несовместимые с занятием спортом.

    – Но зарплату 3,5 млн евро надо еще заслужить. Или она на голову нашим футболистам сваливается?
    – Заслужить надо, я об этом и говорю. Пусть тяжелый, долгий. Не у всех получается не «сломаться». Про зарплаты спортсменов даже Познер тут спросил нового министра спорта в своей передаче, может, смотрели? Дескать, много спортсмены получают, есть другие важные профессии – врачи, учителя.

    – Ну да, вообще-то. Особенно если посмотреть на «достижения» наших футболистов.
    – Как раз спортсменов винить не за что. Есть законы рынка. Футболисты им подчиняются, они ни в коем случае не законодатели. Я считаю, зарплаты спортсменов и представителей других профессий сравнивать нельзя. Разный род деятельности, возрастные возможности. Век спортсмена короток. А молодость, красота, деньги – всегда повод для зависти. С этим тоже нужно уметь жить, справляться. Тот же Смолов, видите, поехал в Испанию в зрелом возрасте. Не за длинным рублем. Забил «Реалу». Пусть забивает в каждой игре, мы будем за него только рады. Вот чтобы до таких вершин набраться, и нужно «корячиться» с юных лет. Преодолевать, добиваться.

    Хоккей, контракты, Хавьер Рибальта

    – Я много лет слышу, что талантливых хоккеистов в нашей стране несравнимо больше, чем талантливых футболистов. Объяснение – климат, традиции, длинная зима. Еще Пеле говорил: Россия станет чемпионом мира по футболу тогда, когда Бразилия станет чемпионом мира по хоккею. Пропасть непреодолима?
    – Когда моему сыну было пять с лишним лет, он хоккеем занимался. Каждый день в 6 утра тащили огромный баул на тренировку. Лед – в 7 утра, на Фонтанке. Прошли отбор в СКА. Тренер Илья Николаевич Манеев. Очень крутой дядька, требовательный. Почти год сын катался вместе с еще 70 мальчишками, которые прошли отбор. Потом в футбол попросился, гены сказались). Тоже вратарь. Я не специалист в хоккее, сужу со стороны. Но мне кажется, из этого вида спорта футболу можно кое-что позаимствовать. Эти «спартанские» условия, жесткий режим, драйв, экстрим, который на льду.

    В футболе порой долго раскачиваются. В хоккее такого нет. Надо включаться с первой секунды. Что касается климата, то да – в Новосибирске и Нижневартовске сложнее играть зимой в футбол, чем в Малаге. Но климат и география не главное. Тут с Пеле можно поспорить. На мой взгляд, никакой пропасти нет. Футбол развивается постепенно. На все нужно время, ресурсы, кадры.

    – Крытые манежи, стадионы, в случае с Россией.
    – Безусловно. В Питере построили – стадион, манежи. Есть условия для игроков. В те годы, когда «Зенит» выигрывал титулы, имею в виду еще советскую пору, они не были лучше, думаю.

    – Может, «Зениту» продавать молодых в другие клубы, раз в основу никто не проходит? Тоже бизнес.
    – Только считанные клубы в нашей стране имеют профицит бюджета. Покупать массово в нашей стране молодых игроков никто не будет. Футбол на детско-юношеском уровне – это социальные инициативы. Везде бюджетное финансирование. Основная задача футбола – воспитание здорового поколения.

    – Но у «Зенита» свои задачи. Болельщики хотят видеть воспитанников. Это и рентабельнее.
    – Еще раз: у каждого, кто в системе «Зенита», есть шанс заиграть. С ребятами подписывают контракты. По сути, это уже футбольная метка. Раз подписывают контракт – значит, у игрока потенциал. В отборе футболистов принимает участие большая группа специалистов, процент ошибки небольшой. Игрок соответствует критериям. Это как раз зона ответственности спортивного департамента. Дальше – то, о чем мы уже говорили: игрок должен прокладывать дорогу в основной состав. По-другому никак.

    – С какого возраста начинают подписывать игроков? На каких условиях?
    – Трудовой договор можно подписать до совершеннолетия. Но необходимо получить согласие родителей или органов опеки и попечительства, законных представителей. Для  несовершеннолетних максимальный срок контракта – три года. Если футболисту 18 и более лет, – пять лет. Проекты контрактов готовятся, когда игроки заканчивают школу. До футболистов или их агентов доводится информация о готовящемся подписании. Родители участвуют в обсуждении, узнают детали и прочее. Что касается финансовых условий, то первые контракты стандартно маленькие. Может, зарплата сотрудника какой-нибудь регистратуры по меркам нашей страны. Есть прогрессия, но скромная. Вторые контракты уже «тяжелее», а основные заработки это, конечно, главный «Зенит». Работай, играй лучше остальных, и будет тебе счастье.

    – СМИ уже анализируют работу в «Зените» Вячеслава Малафеева, который пригласил вас в «Зенит». Сообщают, что она подошла к концу на должности заместителя спортивного директора.
    – Имеете ввиду публикацию в «Спорт-экспрессе»? Даже не знаю, что сказать. Мы с Вячеславом знакомы очень давно. Он действительно пригласил меня в «Зенит». В офисе общались около часа, очертили круг обязанностей, я начал работать. В заметке, в основном, какие-то домыслы. Мне кажется, если был интерес к фигуре Малафеева, надо было встретиться, поговорить с глазу на глаз. Там и про меня что-то написали – мол, Малафеев создает для Макарова условия. Какие условия? В спортивном департаменте «Зенита», поверьте, много других проблем.

    – Малафеев якобы испортил отношения с агентами.
    – Не знаю, что автор имел в виду. Я участвовал практически во всех переговорах, которые вел Вячеслав. Он человек прямой, честный. Если агентам игроков что-то не нравилось, это их проблемы. Вообще, в спортивном департаменте «Зенита» много профессиональных людей. Со мной работали Антон Тупиков, Олег Логинов. Первый – очень талантливый скаут, второй профессионально занимался видеоаналитикой.

    Парень, который не отворачивался. Большое интервью Александра Макарова «Спорту День за Днем»

    – Вашим начальником был Хавьер Рибальта. Что за человек?
    – У него большой послужной список. Одно то, что пришел в «Зенит» из «Манчестера Юнайтед», о многом говорит. Профессионал во всем, что касается работы и футбола. Общались, честно говоря, не так часто. Хавьер – открытый, позитивный, всегда в хорошем настроении. Он был в курсе наших дел, но основное внимание уделял все-таки основному составу «Зенита». Беседовать с ним о погоде не было времени, да и незачем. У каждого своя работа. Скажу так: если и приглашать на руководящие должности в клубы иностранцев, то именно таких.

    – Какие теперь у вас планы?
    – Конечно, футбол. В каком качестве, покажет время.  Есть и личный проект, если получится реализовать, будет интересно.

    Фото: личный архив Александра Макарова; архив «Спорта День за Днем»


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»