• Александра Ежова: «Преодолеть страх воды можно только через работу с чувствами и эмоциями»

    Тренер и спортивный психолог – о том, как привлечь в бассейны даже тех, кто боится воды

    06.02.25 11:00

    Александра Ежова: «Преодолеть страх воды можно только через работу с чувствами и эмоциями» - фото

    Фото: Александра Ежова

    В прошлом году в России началась реализация программы «Плавание для всех». В рамках этой инициативы власти планируют до 2030 года добиться того, чтобы 12,5 млн детей умели уверенно держаться на воде, а 4 млн россиян регулярно посещали бассейны. Это значит, что спортивные организации на местах должны эффективнее обучать плаванию детей и взрослых, проводить соревнования для выявления перспективных спортсменов, популяризировать ЗОЖ. Таково мнение тренера по плаванию и спортивного психолога Александры Ежовой, на счету которой - занятия с будущими чемпионами в школе олимпийского резерва «Олимпиец» в Иркутске, а также работа с детьми и взрослыми, испытывающими страх воды. Мы поговорили с Александрой Ежовой о том, как организовывать соревнования, которые привлекут в бассейны тысячи людей, почему не хватает специалистов, работающих с аквафобией, и для чего вообще современному человеку умение держаться на воде.

    – Александра, вы тренер и спортивный психолог, ваша миссия – обучать людей уверенно чувствовать себя в воде. Казалось бы, для современного человека плавание не является критически важным навыком. Так зачем же ему учиться?
    – Если вы спросите меня как тренера, то могу сказать, что плавание – это универсальный вид физической активности, который положительно влияет на разные системы организма и подходит людям любого возраста и с любым уровнем спортивной подготовки. С точки зрения психолога плавание – эффективный способ снизить уровень стресса, улучшить настроение, справиться с тревожностью. Если же говорить о моей личной истории, то для меня плавание – это вся жизнь. В раннем детстве родители привели меня в бассейн, чтобы научить держаться на воде, а меня затянуло в спорт. Как спортсменка я знаю, что такое чувство удовлетворения и сильные эмоции во время выступлений, но сегодня плавание для меня в первую очередь не про рекорды, а про единение с собой. Этому я обучаю и своих воспитанников.

    – У вас редкая специализация – вы работаете с детьми и взрослыми, которые боятся воды. Что послужило для вас толчком к тому, чтобы сконцентрироваться именно на этом направлении?
    – Когда я только начинала работать тренером, заметила, что некоторым детям неприятно ощущать воду лицом и телом. Такие же сложности я стала со временем наблюдать и у взрослых. Чаще всего после нескольких занятий ученики с моей помощью решали свою проблему, поняв, как правильно расслабляться, дышать, двигаться в воде. Но это удавалось не всем – некоторые мои подопечные испытывали перед водой настоящую фобию, а разобраться с таким серьезным состоянием за пару занятий нереально. Мне стало ясно, что привычных методов обучения в подобных случаях недостаточно, необходимо глубоко работать с воспоминаниями, чувствами и эмоциями конкретного человека. Так у меня появилась идея создать для учеников, страдающих боязнью воды, метод обучения плаванию с использованием психологического подхода.

     

    – Сегодня у вас есть диплом психолога, позволяющий профессионально помогать людям с аквафобией. Насколько мне известно, ваша магистерская диссертация была посвящена теме формирования самоэффективности личности. Расскажите, что это такое и как связано с вашей работой по преодолению страха воды.
    – Теория самоэффективности, разработанная известным американским психологом Альбертом Бандурой, утверждает, что вера человека в свои способности справляться с конкретными задачами играет ключевую роль в достижении успеха. Эту теорию легко применить к аквафобии, ведь страх воды обычно сопровождается уверенностью в своей неспособности плавать или контролировать свое тело в водной среде. Люди с аквафобией часто избегают ситуаций, связанных с водой, и это избегающее поведение снижает самоэффективность, создавая замкнутый круг: отсутствие опыта усиливает страх, а страх препятствует накоплению опыта. Вот почему для преодоления аквафобии важно работать над повышением самоэффективности – через поддержку со стороны тренера, постепенность в достижении успехов, использование техник расслабления. По мере укрепления веры в свой успех уменьшается влияние аквафобии, и человек начинает воспринимать воду как управляемую и безопасную среду.

    – Как вы применяете эту теорию в своей практике? Расскажите о ключевых аспектах вашего метода по преодолению страха воды.
    – Если говорить коротко, то в процессе обучения взрослых и детей со страхом воды я использую следующую схему. Начинаем мы с работы с мыслями или эмоциями: «мне страшно, у меня не получится». Второй этап – ожидание определенного результата: «хочу уметь плавать», «хочу проплыть быстрее». Третий – непосредственно действия, то, чем мы занимаемся на тренировках: упражнения, освоение техники плавания. И наконец четвертое – конкретный результат, к которому мы в итоге с учеником приходим: «я смогла проплыть 10 метров сама» или «я выполнил необходимый разряд на соревнованиях». Таким образом я работаю и с детьми, и со взрослыми.

    – Если не ошибаюсь, в столице Восточной Сибири, Иркутске, вы единственный эксперт в области обучения плаванию людей с аквафобией. Но ведь страх воды – явление очень распространенное. Почему в таком случае не хватает работающих с этой проблемой тренеров и психологов?
    – Обучение плаванию людей с аквафобией – непростая задача, требующая преодоления как психологических, так и физиологических барьеров. На физиологическом уровне страх вызывает мышечное напряжение, которое мешает расслабиться в воде, и поверхностное дыхание, не позволяющее освоить правильное дыхание. Ускоренное сердцебиение и общее состояние тревоги могут препятствовать нормальному восприятию инструкций тренера. Психологический дискомфорт усиливается низкой самооценкой, поэтому групповые занятия таким ученикам часто не подходят. Обучение таких учеников требует от тренера эмпатии, терпения, индивидуального подхода, в идеале диплома психолога. К сожалению, специалистов, у которых все это есть, очень немного.

    – Обучение людей со страхом воды – важнейшая, но далеко не единственная сторона вашей профессиональной деятельности. Как у тренера у вас есть богатый опыт занятий с юными пловцами в школе олимпийского резерва, а как судья 1-й категории вы много раз организовывали и проводили соревнования и семинары для коллег. Расскажите об одном из ваших проектов – уникальном по масштабу «Кубке «Аквастар», о котором много писали СМИ.
    – Организовать и провести эти соревнования мне как судье 1-й категории предложила Федерация плавания Иркутской области «Байкал». Мы решили объединить любителей плавания и учеников спортивных школ, и в итоге за кубок состязались более 1000 юных пловцов – соревнования действительно оказались самыми масштабными в Иркутске. Через год, в 2022-м, мы решили снова провести «Кубок «Аквастар», и в этот раз количество участников перевалило за 2000 человек. Нам было важно показать, что любители и спортсмены могу состязаться и вдохновлять друг друга. Соревнования получились настоящим праздником – мы пригласили артистов, были конкурсы для зрителей, с показательными программами выступили синхронистки и мастера подводного плавания. А маститые пловцы, члены сборной команды Российской Федерации по плаванию, выступили с демонстрационным проплыванием и разбором техники старта и поворотов. В 2022 году Кубку присвоили статус региональных соревнований, теперь он проводится в дважды в год.

    – Для популяризации спорта вы активно используете возможности социальных сетей – ведете популярный блог о плавании и здоровом образе жизни. Что соцсети дают вам как тренеру и психологу?
    – Я начала вести блог во время пандемии, когда возможности личного общения были сильно ограничены. В первую очередь мной руководило стремление объединить вокруг своего паблика людей, которые любят плавание или хотят этому научиться. В то время всем нам требовалась поддержка и взаимная мотивация, и сетевое общение очень помогало. Сегодня я продолжаю делиться со своими подписчиками полезной информацией – рассказываю о тренировочных тонкостях, методах преодоления психологических барьеров, доступных способах вести здоровый образ жизни. Многим, в особенности людям зрелого возраста, трудно решиться на то, чтобы записаться в бассейн. Истории мои взрослых учеников, которые преодолели себя и научились плавать, несмотря на негативный опыт в прошлом, мотивируют других попробовать изменить свою жизнь к лучшему.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»