• Алтайский левша

    Персона

    07.08.11 16:39

    Восьмикратный чемпион Европы по фехтованию Алексей Якименко – о судьбоносном разрыве ахилла, хет-трике Павлюченко в ворота Армении и о французских девушках-каскадерах.

    На июльском чемпионате Европы по фехтованию в Шеффилде российская сборная основательно забронзовела. Из десяти завоеванных нашими фехтовальщиками медалей семь были вручены за третьи места. Еще две награды оказались серебряными. И только лишь Алексей Якименко, выиграв индивидуальный турнир саблистов, положил в нашу копилку золото. Попутно став восьмикратным чемпионом континента.

    Апити приходит во время еды?

    Начать разговор с единственным российским триумфатором Шеффилда «Спорт день за днем» решил с того самого поединка, победа в котором принесла Алексею восьмой титул сильнейшего в Старом Свете. Соперником Якименко в финале был настырный и несгибаемый француз Болад Апити, одолеть которого россиянину удалось лишь с мизерным перевесом – 15:14. Казалось бы, вот он, готовый каламбур: пока наш многократный чемпион поглощал, словно Пацюк галушки, одного конкурента за другим на пути к золоту, Апити пришел, как и положено, во время еды и едва не испортил обедню. Но Алексею там, на шеффилдской дорожке, было не до каламбуров: стояла задача сработать на максимуме, показать свое лучшее фехтование. А как зовут твоего соперника, с чем созвучна его фамилия – не имело значения. Пусть он хоть завтраком будет или обедом, главное – обыграть его.

    С: Алексей, сам факт появления француза в финале вас удивил? Наверное, ждали получить в соперники по решающему бою венгра Силадьи?
    Не сказал бы, что удивил. Силадьи и Апити – фехтовальщики примерно одного уровня. Просто венгр постарше, потому и более известен в фехтовальном мире. Недавно на этапе Кубка мира в Афинах Силадьи в очной встрече не оставил французу ни одного шанса. Возможно, поэтому венгра ждали увидеть в финале и в Шеффилде. Но вышло по-другому.

    С: Вы с этим не признающим авторитетов французом раньше встречались?
    Было дело. На том же самом этапе Кубка мира в Афинах проиграл ему со счетом 6:15.

    С: Ого! Серьезное преимущество!
    Ну да… Но теперь на чемпионате Европы, можно сказать, взял реванш.

    С: А вместе с реваншем – еще и очередной титул. У восьмикратного чемпиона Европы есть какие-то новые ощущения, которых не было у семикратного?
    Знаете, я не особо люблю считать и пересчитывать свои медали, титулы. И уж тем более – хвастаться всем этим добром. Да, все они со мной, все они важны и значимы для меня. Но перед каждым следующим турниром обо всем этом нужно забывать и идти к победе как к чему-то новому, неизведанному.

     

    «Мир» не сложнее «Европы»

    С: Ваша единственная для сборной России на нынешнем чемпионате Европы золотая медаль подтвердила славные традиции отечественного сабельного фехтования. Как думаете, в чем секрет успешности именно этого вида оружия в нашей стране?
    Действительно, сабля у нас всегда была на ведущих ролях. Возможно, сыграл свою роль тот факт, что это одна из старейших дисциплин в олимпийской программе, и мы давно ее практикуем. Но главное, на мой взгляд, то, что в Союзе, а затем и в России выросло не одно поколение классных специалистов в сабельном фехтовании. К сожалению, некоторые из них уехали работать за границу. Но мне в этом смысле повезло: я начинал свою карьеру рядом с такими асами сабли, как Сергей Шариков, Станислав Поздняков, Григорий Кириенко, Александр Ширшов…

    С: Вот, кстати, о ваших великих предшественниках. Виктор Кровопусков, например, уже давно записался в наставники-легионеры, нынче работает в Турции. А Станислав Поздняков занимает пост вице-президента Федерации фехтования России. Если говорить чисто гипотетически, имея в виду отдаленную перспективу, вам лично ближе тренерская стезя или кресло спортивного чиновника?
    С некоторых пор предпочитаю вообще не строить планов даже на ближайшее будущее. Почему? Во-первых, замечено и не раз проверено: как только появляются подобные мысли, тут же падают спортивные результаты. А во-вторых… Вот, скажем, полтора года назад были у меня грандиозные планы, но разрыв ахиллова сухожилия все разом перечеркнул. Поэтому стараюсь жить одним днем. И, честное слово, гоню из головы даже мысли об Олимпиаде.

    С: За турнирами в других видах оружия на чемпионате Европы следили? Как оцените итоговые российские десять медалей?
    Конечно, следил. Очень рад, что все ребята и девушки из нашей команды уехали домой с медалями. И не надо говорить, что по большей части это «всего лишь» бронза. Поверьте, любую медаль на чемпионате Европы завоевать очень тяжело, и любая награда – это успех. Я, например, видел, как пахали в подготовительный период шпажисты, с которыми мы тренируемся на одной базе. Так что все – молодцы, а в целом выступление российской команды могу оценить как хорошее.

    С: С огромным уважением относясь к каждой завоеванной медали, все же не могу не высказать сомнение. Если бы ранг турнира был повыше – скажем, чемпионат мира – не вытеснили бы россиян с пьедестала включившиеся в борьбу американцы и азиаты?
    Не думаю, что чемпионат мира по своему уровню превосходит европейское первенство. Согласен, азиатские фехтовальщики сейчас бурно прогрессируют, а вот африканцы пока участвуют в крупнейших соревнованиях скорее для галочки. Поэтому основными конкурентами для нас по-прежнему остаются европейцы. Во всяком случае, так обстоят дела в сабле. Разве что парочка корейцев разбавляет компанию старых знакомых по чемпионату Европы.

    Титул лучшего за голы Армении – это нонсенс

    С: Как вы относитесь к телевизионным референдумам, когда болельщики в прямом эфире определяют лучшего спортсмена страны минувшего месяца?
    Положительно отношусь. Любому спортсмену, думаю, приятно даже просто попасть в число номинантов этого конкурса, ведь это говорит о внимании и уважении к его нелегкому труду.

    С: Вот только загвоздка: если в ряду претендентов есть футболист или хоккеист, победы представителям других видов спорта не видать. Не обидно?
    Обидно, причем не только за свой вид спорта. Иной раз смотришь – замечательные люди добывают для страны медали на чемпионатах мира и Европы по боксу, тяжелой атлетике, прыжкам в воду, синхронистки наши никого из соперниц к себе близко не подпускают. Да уйма достойных представителей в разных видах спорта! А у нас лучшим выбирают Павлюченко, который забил сборной Армении. Нет, я с уважением отношусь к Роману в частности и к футболу в целом. Более того, хороший футбольный матч по телевизору посмотрю с удовольствием. Но ставить вровень медали крупнейших турниров и голы в ворота Армении – это нонсенс.

    С: Фехтованию тяжело по популярности соперничать с тем же футболом. Ситуацию вообще как-то можно исправить?
    Прежде всего, поблагодарю российские телеканалы, транслировавшие европейский чемпионат из Шеффилда. Они проделали колоссальную работу, пусть даже где-то и в ущерб своим рейтингам. Здорово, что фехтование высочайшего уровня можно было посмотреть не только по кабельному, но и по общедоступному телеканалу.
    Но, безусловно, нужно уметь «подать» фехтование зрителю. Важна каждая мелочь: правильно поставить телекамеру, грамотно и квалифицированно прокомментировать тот или иной эпизод. Желательно, чтобы показом нашего вида спорта на телевидении занимались люди, имеющие за плечами фехтовальную практику. И, конечно, это должен быть по-настоящему творческий процесс. Как, например, на французском телевидении.

    С: А вот здесь поподробнее, пожалуйста.
    Французы умеют сделать из фехтовальной трансляции настоящее шоу. На одном из женских турниров организаторы пригласили девушек-каскадеров, надели на них фехтовальные костюмы с фамилиями финалисток на спине и спускали их к месту поединка с вертолета. Зрители до последнего момента были уверены, что это фехтовальщицы! Добавили антуража и зрительского ажиотажа выезд девушек на роскошных лимузинах, трансляция ярких моментов на огромных экранах, как это практикуется в боксе… В общем, при желании у российских телевизионщиков есть возможность ознакомиться с передовым опытом популяризации фехтования.

    Исключительные таланты левшей – миф

    С: На фехтовальной дорожке вы держите саблю в левой руке. В обычной жизни вы абсолютный левша?
    Да, правой рукой я только здороваюсь.

    С: В детстве не подвергались деспотичным попыткам взрослых сделать из вас правшу?
    Мне повезло в том плане, что в школу я пошел уже во времена перестройки. Так что эпоху насильственного переучивания левшей, к счастью, не застал.

    С: Правда, что левши – крайне не­удобные соперники даже для других леворуких фехтовальщиков?
    Думаю, это преувеличение. Для спортсмена высокого уровня не имеет принципиального значения, в какой руке держит оружие его противник. Конечно, в поединке с левшой необходимо учитывать некоторые тактические нюансы. Но все равно на первом месте – собственные готовность и настрой.

    С: А как же чуть ли не научные выводы об особой одаренности, неординарности левшей? Вы за собой никаких талантов, помимо фехтовального, не замечали?
    Мне кажется, все разговоры об исключительных талантах левшей – скорее миф. Могу судить по своему виду спорта: среди праворуких фехтовальщиков ничуть не меньше выдающихся, великих спорт­сменов. А талант, если он есть, все равно нуждается в постоянном развитии. Если не тренируешься минимум триста дней в году, на одном таланте далеко не уедешь.

    С: В российской мужской сабельной команде на чемпионате Европы было два леворуких фехтовальщика – вы и Вениамин Решетников…
    Только не говорите, что надо взять в сборную четверых левшей – и вечные золотые медали России обеспечены! Так можно договориться до того, что нам необходим уникум, фехтующий левой ногой (смеется). А если серьезно, то команда у нас отличная. Бронзу в Шеффилде завоевали – и я надеюсь, что это не предел.

    Волонтеры тоже тренируются

    С: Шеффилд – не Лондон, но какие-то признаки грядущей Олимпиады на чемпионате Европы обнаружили?
    Британцы подошли к этому турниру со всей основательностью, рассматривая его как хорошую репетицию перед Играми в Лондоне. Например, на чемпионате Европы работала группа волонтеров, которые через год будут обслуживать олимпийский фехтовальный турнир. Видел своими глазами, как они собирались на специальный брифинг, что-то обсуждали. Все правильно: тренироваться перед главным стартом четырехлетия нужно всем, в том числе и волонтерам.

    С: С организацией соревнований британцы справились?
    За годы своей карьеры мне довелось побывать на турнирах в разных странах, поэтому есть с чем сравнивать. По сравнению с Сенегалом, Алжиром или Кубой Шеффилд выглядел вполне достойно, однако лучшим образцам организации соревнований в исполнении итальянцев и французов Великобритания пока уступает. В чем конкретно? Скажем, маловата была в Шеффилде основная трибуна для зрителей, разминочный зал по непонятным причинам хозяева рановато демонтировали. Впрочем, это те недочеты, которые за оставшийся до Олимпиады год британцы наверняка устранят.

    С: А какие препятствия необходимо устранить Алексею Якименко, чтобы через год вернуться в английскую столицу в качестве лидера сабельной сборной России?
    Если говорить о моем участии в индивидуальном турнире на Олимпиаде, то все проблемы уже практически решены. Но для меня главное – завоевать олимпийскую лицензию вместе с командой. Мы можем процентов на 80 выполнить эту задачу, если осенью успешно выступим на чемпионате мира. Вот это сейчас – главная цель.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»