• Am bruchweg!

    17.10.10 17:00

    Am bruchweg! - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Невероятно, но факт: скромный клуб из заштатного немецкого городка взялся крушить рекорды бундеслиги. «Спорт» попытался разобраться в причинах неожиданного взлета «Майнца».

    Казалось, этим летом из «Майн­ца» вынули душу. Единственным, что, а точнее, кто позволял середняку запасть в память любителям футбола, был ивуарийский форвард Аристиде Бансе. Высокий черный парень с придурковатой «шайбой» выкрашенных волос на макушке умел соорудить гол, даже если стоял спиной к воротам соперника в сорока метрах от них, притом без единого адресата для передачи. В нем таилась неукротимая энергия Черного континента, а непредсказуемости действиям Бансе добавляла природная хамоватость. Его голы тащили «Майнц» прочь от пропасти, в которую в итоге угодила даже сама «Герта», где не нашлось никого похожего на Бансе.

    А в июне Бансе ушел. Ушел непредсказуемо и в весьма неопределенном с точки зрения карьерного роста направлении. В «Аль-Ахли» из Абу-Даби. За деньгами пошел парень, за желтым цветом песка и стальным окрасом небоскребов. А «Майнц» остался…

    Своя «Галактика»

    2 октября 2010 года, одолев дома «Хоффенхайм» — 4:2, футболисты в красной форме во главе со смешным тренером, облаченным в неизменный спортивный костюм, как ненормальные прыгали на оградительную решетку перед переполненными трибунами стадиона Am Bruchweg, а зрители со слезами счастья орали им в лицо о том, как они их обожают. Коллективное помешательство абсолютно понятно: «Майнц», выиграв 7 раз подряд, возглавил таблицу бундеслиги, оставив далеко позади и «Баварию» с ее вечными проблемами небожителей, и «Шальке», утонувший в магатовском перфекционизме, и всех прочих с полными карманами авансов. К слову, название стадиона «Майнца», если сильно захотеть, можно перевести как «На прорыв!», что лишний раз подтверждает истину о том, что ничего случайного в мире не бывает, и если уж повесили на стену ружье, то оно точно пальнет. Хорошо бы, чтобы «Майнц» пальнул сейчас. Через год «Ам Брухвег» должна сменить современная арена стандартной архитектуры. А по-настоящему великие дела следует совершать в местах намоленных.

    Что же, собственно, за звезды такие довели славный рейнский город до вселенской славы? А нет их, звезд! И смысла нет долго и нудно мучить вас тактическими разборами игры «Майнца», пытаясь определить, в чем феномен. А нет феномена! Просто срослось все чисто по-футбольному, согласно тем требованиям, которые игра предъявляет сейчас абсолютно всем профессиональным участникам.

     

    Игра «Майнца» проста, как и основной закон футбола: отдал-открылся. Другое дело, что для доказательства сей теоремы на практике требуются опыт, хорошая физическая готовность, свежайшая, как альпийский воздух, атмосфера в коллективе, и, наконец, детский азарт для того, чтобы знаки «равно» переводить в «плюсы».

    При этом клуб не рассчитывает на объедки со стола грандов, а сам ищет и находит себе игроков. К примеру, не пригодился защитник Радослав Забавник в российской премьер-лиге. Или, если точнее, заработал в ней денег, а карьеру продолжать уехал туда, где интереснее и менее предсказуемо. Как в воду словак глядел! Лидирует теперь он в чемпионате Германии с партнерами, которые давным-давно, казалось, были зачислены в ряды футбольного рабочего класса. Такими же, как и он сам.

    Спрашивается, что мешало Элкину Сото, долговязому колумбийскому центральному хавбеку, четыре года назад купленному «Майнцем» за копейки в Южной Америке, раньше стать объектом столь пристального интереса в бундеслиге? Почему он топтался по хлюпающим топям подвалов вместе с теми же самыми, по сути, партнерами? И еще: почему именно тунисского форварда Сами Аллаги руководство клуба решило позвать на замену Бансе и выписало его из второлигового «Гройтер Фюрта»? Попадание-то стопроцентным получилось, хотя не похож тунисец на ивуарийца вообще ничем. Тот был Кинг-Конг, а этот маленький, хитрый, вертлявый, еще и «Баварии» пяткой забивать умеет!

    Мало вам алогизмов, несовпадений с представлениями о звездности состава? Пожалуйста, еще: Мирослав Кархан, словацкий дедушка, которому не так давно тяжело было в Черкизово отбегать целый матч против аршавиных, являет собой что-то вроде железной плиты, прикрывающей центр поля «нольпятых», — слегка покрытой ржавчиной, конечно, но данный элемент дизайна лишь добавляет опорнику брутальности. И пусть недолго Кархану пылить осталось, этот сезон для него может стать самым главным в жизни.

    Вопрос забивания голов и пиара взяли на себя молодые и юркие, как хорьки из «Ледникового периода», Андре Шюррле и Льюис Холтби. Им удалось даже растопить своим энтузиазмом холодок в душе Йоахима Лева, который в последнем туре нарисовался на трибуне «Брухвега». Шюррле, никаких футболок, кроме майнцевской, в жизни не надевавший, уже стал для болельщиков чем-то вроде Лукаса Подольски для кельнцев. Только выражение лица у Анди шаловливое, а не страдальческое. Холтби не свой, но, не сомневайтесь, быстро им станет. После того, как сначала его обозвали «медленным и маленьким» в гладбах­ской «Боруссии», а потом примерно с той же формулировкой забраковал трансферный гений Феликс Магат, «Майнц» стал для сына английского подданного вторым домом. Как и для высоченного венгра Адама Шалаи, которому после долгих и вовсе не бесцветных трех лет, проведенных во второй команде «Реала», предстояло все начинать сначала как человеку, не попавшему в число «галактикос». Таких было много, кто-то выжил, кто-то растворился. Шалаи, похоже, уже из числа первых. Победный гол «Баварии» — доказательство.

    Верный рецепт успеха

    Теперь о том, благодаря кому были достигнуты цельность и единение всего этого пестрого людского собрания. Тренер Томас Тухель, напоминающий того самого Бена Ганна, которого оставили на необитаемом острове злые пираты, расстался с мечтой о большой карьере в раннем возрасте из-за тяжелой травмы колена. Причем стряслось несчастье в самый неподходящий момент. Маленький клуб «Ульм» в 1999 году готовился сыграть под руководством Ральфа Рангника в бундеслиге, а вот Тухелю оставалось одно: пойти работать барменом. Зачем? Вот что говорит сам Томас: «Профессия тренера подразумевает долгую и серьезную подготовку, а не является само собой разумеющимся этапом после завершения карьеры. На обучение и лицензии нужны были день­ги. Приходилось подрабатывать».

    Футбольный математик Рангник, с ума сходящий от деятельности Арриго Сакки, не оставил бывшего подопечного и, по сути, разрешил тому стать своей тенью, следовать по пятам и записывать все, что тот слышал.

    Тухель учился более чем прилежно, однако не стал унылым зубрилкой с отключенными «поворотниками». Как специалиста его отличает тактическая всеядность, как личность — умение взглянуть на жизнь с разных сторон. Тренер честно записал на видеомагнитофон все игры последнего чемпионата мира и теперь искренне выражает восхищение как всеми принятыми на вооружение 4–2–3–1, так и экстравагантными чилийскими 3–3–3–1, не забывая отдавать должное всегда узнаваемому мексиканскому «круговому» футболу. Тухель не отрицает ничего и поощряет любую инициативу, если та не грозит нарушением игровой дисциплины. Для игроков он представляет идеализированный образ старшего брата и считает при этом, что для тренера команды бундеслиги на 100 процентов важно разбираться в человеческих отношениях.

    Точно так же считал старина Юпп Хайнкес из «Байера», ставшего в прошлом году осенним чемпионом, которого мы безбожно сглазили в статье, посвященной леверкузенскому выскочке. Но кто мешает Томасу Тухелю «отмазать» нас от обвинений в дурных привычках? Тем более что сама команда абсолютно уверена: важно не напрягаться, не думать о чемпионстве, а просто выигрывать каждый последующий матч и делать все, чтобы местный Нархалламарш играл на стадионе-«прорыве» как можно чаще.

    Поверьте, не париться — это сейчас самый верный рецепт успеха.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»