-
Америка – не моя страна
20.06.07 16:01
Журналисты знают: отыскать хоккеиста во время отпуска непросто. Вот и нападающий сборной России Евгений Артюхин нашелся далеко не сразу, несмотря на то что находился в Москве. На звонок корреспондента ответил приятный мужской голос: «Хотите поговорить с Женей? А кто его спрашивает?» После ответа, что Артюхиным интересуется пресса, в голосе незнакомого мужчины появились металлические нотки: «Пресса? А почему вы о борьбе так мало пишете?» Собеседником оказался брат хоккеиста чемпион Европы по классической борьбе Сергей Артюхин. Немного поэкзаменовав корреспондента «Спорта» на тему единоборств, он любезно помог разыскать брата.
Повезло с видом спорта
– Строгий у вас братишка… – говорю Евгению.
– Да нет, скорее пытается таким казаться. Вообще, у меня и отец, и старший брат – борцы. Папа сейчас работает тренером, помогает тренировать юниоров в сборной. А Сергей борется не за Россию, а за Белоруссию, где ему предложили место первого номера в его весовой категории и очень хорошие условия. Вообще, брат у меня очень умный человек. Закончил институт и аспирантуру. Он всегда может дать ценный совет или напутствие, чтобы я не оступился.– Странно, что в борцовской династии младший сын – хоккеист…
– Отец всегда любил игровые виды спорта. В свое время играл в волейбол, баскетбол… Поскольку он боролся за ЦСКА, у него было много друзей хоккеистов. В то время как раз играли Харламов, Фетисов… Сначала он отдал в хоккей старшего брата, а потом меня. Но у Сергея лучше получалось бороться.– Споры о том, что лучше – борьба или хоккей, возникали между братьями часто?
– Нет, Сергей прекрасно понимает, что в финансовом отношении хоккей выигрывает. Единоборства, к сожалению, сейчас финансируют значительно хуже. Частенько говорит, мол, повезло тебе с видом спорта.– У вас есть свой бизнес?
– Пока еще не сколотил капитал (смеется). Но вообще, планируем с братом совместный бизнес.Гарднера не понял
– Почему в сезоне-2005/06 вы покинули НХЛ и подписали контракт с «Локомотивом»? Странно, ведь ваша карьера в «Тампе» складывалась весьма удачно...
– Мне предложили не самый выгодный контракт. И все же дело было не в деньгах. Изначально шел играть к Владимиру Юрзинову. Мне хотелось добавить в мастерстве, чему-то научиться. Чувствовал, что недотягиваю до идеала. Но у «Локомотива» были другие планы, и Юрзинову пришлось покинуть команду. После чего все пошло наперекосяк, не так, как планировалось.– Что не устраивало в «Тампе»?
– Там такая политика, что первые два звена играют намного больше остальных. Звезды, которые есть в этой команде, получают больше игрового времени: выходят в большинстве… Не хотелось быть на вторых ролях и проводить на льду по пять-шесть минут за игру.– То есть там играть – только статистику портить?
– Что-то вроде того. Мне хотелось расти в профессиональном плане, а не отбывать номер. Думаю, все это в итоге сыграло свою роль, и я уехал.– И все же вы провели в «основе» 72 игры.
– В принципе, верно. Но мне приходилось постоянно балансировать между третьим и четвертым звеньями. Иногда, когда кто-то был травмирован, меня выпускали во втором. И все же мне хотелось большего.– Теперь вы подписали контракт с «Авангардом». В Ярославле что-то не заладилось?
– После того как команду покинул Юрзинов, отношения с тренерами Борщевским и Гарднером у меня не сложились. Даже не понимаю, почему так получилось. Того же Борщевского я очень уважал, помня о его заслугах. Меня любили местные болельщики, им нравилось, как я играю. Так что, если меня сажали в запас, на каждой пресс-конференции тому же Гарднеру задавали вопрос: «Почему Артюхин не играет?» В итоге на последнюю в сезоне пресс-конференцию он пришел и сказал: «Ну что, опять об Артюхине будем говорить?» (Улыбается.)– Предложения из каких клубов вам поступали?
– Выбирал в основном между Омском и «Химиком», поскольку в подмосковной команде сейчас работает Евгений Попихин, знакомый мне по Ярославлю. Но у меня состоялся разговор с Валерием Белоусовым, он мне очень понравился как человек, и я решил подписать контракт с «Авангардом».Люблю солнце
– В НХЛ, судя по всему, любят габаритных игроков?
– Не то чтобы любят, просто за океаном очень жесткий хоккей. Ты должен твердо стоять на ногах, чтобы тебя, как говорится, не «убили».– Вы слывете парнем, который за сдачей в карман не полезет. В НХЛ часто приходилось сбрасывать перчатки?
– Бывало, что скрывать (улыбается). Помню, сцепился с игроком из «Флориды» – Крисом Грэттоном. Он бывший боец, по молодости частенько дрался. Сейчас стал более степенным, но по-прежнему может постоять за себя.– В жизни драки происходят по понятному сценарию: «дай закурить» или что-нибудь в этом духе. Как начинаются ледовые войны?
– В НХЛ, когда ребята собираются подраться, они обычно предварительно договариваются. Во время матча слово за слово один другому говорит, дескать, давай подеремся? Другой отвечает: «Давай». Но у нас с Грэттоном все было иначе. Помню, жестко атаковал кого-то из игроков его команды. В итоге он не выдержал и налетел на меня.– Кто в итоге победил?
– Все говорили, что я. Вообще, драки в НХЛ по сравнению с Россией – небо и земля. Там бьются не на жизнь, а на смерть.– Тампа – большой город?
– В общем-то, нет. Это небольшой город в штате Флорида. Там круглый год жара. Когда много солнца, настроение всегда хорошее. Нет этого снега, грязи, дождей…– Какие болельщики в «Тампе» – агрессивные или миролюбивые?
– По-хорошему агрессивные. У нас всегда был полный стадион.– Вы были популярным игроком в этой команде?
– Во всяком случае, когда мои родители приезжали в Америку, они видели на трибуне болельщиков, которые ходили в моих майках. Вообще, со мной в команде играло немало звезд, например Венсан Лекавалье…Лекавалье от России в шоке
– Во время локаута Лекавалье играл в Казани. Как он отзывается о российском этапе своей карьеры?
– Венсан – очень хороший парень, молодой, общительный. Ничего плохого о нем сказать не могу. Иногда он рассказывал нам байки о своем пребывании в России. В основном рассказывал про гостиницы, где были ужасные условия проживания. О том, какие там были маленькие кровати и ужасное питание. Говорил, что наши гостиницы стали для него настоящим шоком.– Когда русский игрок приезжает в НХЛ, местные устраивают ему проверку на прочность?
– Конечно. Первое время отношения натянутые. Для того чтобы влиться в коллектив, нужно время. Там начинают уважать иностранца, например, тогда, когда видят, что он не дает в обиду своих одноклубников. Я бился за своих ребят и чувствовал, что они платят мне за это уважением. Они даже надо мной не подшучивали, как это у них обычно принято.– И как у энхаэловцев с чувством юмора?
– Были всякие «приколы». Например, какому-нибудь парню могли отрезать переднею часть носка, чтобы, когда наденешь его на ногу, пальцы торчали. Или, например, могли кому-нибудь во время командного ужина измазать маслом туфли. В основном такими шутниками у нас слыли тафгаи.– В Тампе было куда сходить?
Это небольшой город, и развлечений там особых не было. Рядом был океан, после тренировок часто ездил загорать, купаться. Но если честно, Америка все же не моя страна. По прошествии четырех лет, проведенных за океаном, более комфортно там себя чувствовать так и не стал. Не мое это. Я вырос в Москве, огромном мегаполисе. Привык к суете, ажиотажу, движению…В тему
Требуются бойцы
В ходе всего выставочного сезона сборных Вячеслав Быков, наставник российской команды, вынашивал мысль создать вокруг Евгения Артюхина силовое звено, которому можно было бы поручать миссию запугивания соперников. И пусть до чемпионата мира в Москве наш силовой форвард так и не доехал, необходимую обкатку на этапах Евротура он все-таки прошел. Пример Артюхина, выписанного в Ярославль Владимиром Юрзиновым-старшим, лишь подтверждает мысль, что и на больших европейских площадках нужны игроки чисто силового, энхаэловского плана, способные при случае не только продавить оборону соперника, но и быть полезными в игре на добивании.
Неслучайно в межсезонье услугами Евгения заинтересовался омский «Авангард», хотя хоккеисту предлагали отличный контракт и в подмосковных Мытищах. Наставник «ястребов» Валерий Белоусов славится умением работать с самыми различными по игровой манере хоккеистами. В свое время именно Белоусов открыл таланты Антона Курьянова и Алексея Кайгородова, но были востребованы у него и игроки силового плана – вспомните, как играли в позапрошлом сезоне в Омске Александр Свитов и Никита Алексеев.
Артюхину, сыну потомственного борца, не привыкать к трудностям. В свое время Женя бросил успешно складывавшуюся карьеру в подмосковном «Витязе» и улетел в Америку. И пусть особых лавров там он пока не снискал, охотно верится, что свой бойцовский характер он только закалил. Омску в предыдущем сезоне не хватало именно таких игроков, как Артюхин, способных одним силовым приемом встряхнуть всю команду. Что ж, теперь мощный форвард у «ястребов» есть, а значит, новые успехи команды Белоусова не за горами.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»