• Анатолий Тарасов. Отец русского хоккея или гений самопиара?

    Сергей Бавли — о вековом юбилее тренера

    13.12.18 12:33

    Анатолий Тарасов. Отец русского хоккея или гений самопиара? - фото

    Фото: РИА «Новости»

    Россия отмечает вековой юбилей Анатолия Тарасова. Эпохального масштаба фигура, поэтому реакция большинства федеральных каналов, уделивших Анатолию Владимировичу гигантское внимание, совершенно понятна и объяснима. Иное дело, что от той эпохи нам по наследству досталось множество мифов и неплохо было бы отделить злаки от плевел, разобраться.

    Канадцы с гигантским пиететом именовали Тарасова «Мистер Русский хоккей».

    В «Британской энциклопедии» он назван «отцом русского хоккея».

    Ни одной победы на чемпионатах мира и Олимпиаде

    Где Тарасов, там неизбежно парадоксы. Это я о реакции родоначальников, канадцев.

    В легендарной суперсерии 1972 года Анатолий Владимирович не принимал никакого участия, согласно его же воспоминаниям, наблюдая историческое противостояние по телевизору. Ту сборную СССР возглавлял его главный конкурент, соперник на протяжении 10-летий (иногда гласно, иногда и нет) Всеволод Бобров. Ему помогал ленинградец Николай Пучков.

    Была и знаменитая суперсерия на клубном уровне (1975-76-й годы), в которой советский хоккей представляли ЦСКА и «Крылья Советов». Но старшим тренером армейцев был тогда Константин Локтев.

    Остаются чемпионаты мира и Олимпийские игры. Вообще-то, вряд ли они очень уж интересовали канадцев. Вряд ли родоначальники хоккея с шайбой делали какие-то выводы, тщательно анализируя результаты этих турниров, которые североамериканская пресса порою просто игнорировала. До 1972 года для США и Канады хоккей существовал исключительно в НХЛ и связанных с ней лигах. Лишь когда после суперсерии был развенчан миф об игроках НХЛ как о небожителях, когда стало очевидно, что и в Европе хватает мастеров высокого класса, заокеанские скауты (а с ними и пресса) обратили внимание на мировые первенства. В которых Тарасов уже не принимал никакого участия. В период с 1958 по 1960 годы Анатолий Владимирович возглавлял сборную СССР. Под его руководством главная хоккейная команда страны не выиграла ни одного чемпионата мира, ни одной Олимпиады.

    А вот когда Тарасов был помощником Аркадия Чернышева в сборной, она побеждала 9 лет подряд!

    Но тренировал команду, комплектовал и готовил ее, повторю, старший тренер Аркадий Чернышев.

    «Товарищи офицеры, дорогие мои мальчишки!»

    Что, собственно говоря, никакой тайной не было и ни от кого не скрывалось, напротив. При этом уверен, что в те годы, спроси у нас в стране хоккейных болельщиков, кто наставник сборной СССР, минимум половина из них ответила бы, не задумываясь: «Анатолий Тарасов».

     

    Все по-честному, все без обмана. Тарасов был гением самопиара, хоть в то время и не было самого этого понятия, не говоря уже о термине.

    Медийному полю Анатолий Владимирович уделял не меньше времени, сил и энергии, чем хоккейному. Он не просто привечал журналистов, особенно в чести у него были, естественно, телевизионщики, он не просто охотно пускал их на тренировки, что и тогда, и теперь не принято (внутренняя, все же, кухня), он их приглашал на свои занятия, затаскивал. И все эти знаменитые фразочки: «Товарищи офицеры, дорогие мои мальчишки!», — звучали непременно под камеру, с оглядкой на нее. Он был невероятно, бесподобно артистичен, что отмечали все, с ним работавшие.

    Мифов о Тарасове великое множество и он сам немало потрудился, их создавая. Его кипучей энергии хватало на все, а уж на подобную деятельность он не жалел ни сил, ни времени.

    Провалившийся эксперимент в футболе

    Фантастическая, бронебойная уверенность Тарасова в собственной тренерской исключительности проявилась, когда он в 1975 году согласился возглавить ЦСКА… футбольный. Речь сейчас не о маршале Гречко, предложившем пост старшего тренера человеку, в молодости пару лет поигравшему в футбол, после чего полностью переключившемуся на хоккей. Министр обороны, по крайней мере, был человеком от спорта далеким, хоть и обладавшим неограниченными правами. Но Тарасов согласился без секунды колебаний. ЦСКА много лет не мог оправиться от последствий тренировок под руководством «отца русского хоккея», практиковавшего упражнения в стиле «бей канадца», после чего несчастный футболист обязан был с разбега ударить плечом… дерево.

    Но советскому хоккею Анатолий Владимирович, бесспорно, принес огромную пользу (вряд ли будучи все же его отцом), хотя бы тем, что подготовил многих мастеров высокого класса, изобретал тактические новации, какие-то собственные изюминки, он был горазд на выдумку.

    Вред, по глубочайшему моему убеждению, тоже принес немалый.

    В большом спорте без амбиций делать нечего. Но амбициозность Тарасова зашкаливала, а для победы он считал все средства подходящими. Для ЕГО победы. Старший тренер ЦСКА носил полковничьи погоны и это, согласно законам того времени, очень важно помнить.

    Убитая интрига

    Анатолий Тарасов убил интригу в советском хоккее и поэтому — в значительной мере — интерес к нему. Все разговоры о том, как страна обожала своих героев-хоккеистов, разбиваются о статистику посещаемости: тогда и сейчас. В «тарасовскую эпоху» пустовали дворцы. Заполнялись на несколько матчей в году. А зачем ходить на хоккей? Чемпион 10-летиями известен заранее. За редким исключением — в 1967 и 1969 годах золото досталось «Спартаку». А так отрыв ЦСКА от призеров был огромен. Матчи ЦСКА выигрывал, как правило, с крупным, подчас двузначным счетом. Все это — дело рук Тарасова. Тренера? Нет, полковника, призывавшего «на воинскую службу» в ЦСКА (в интересах сборной, будто отсутствие конкуренции кому-то на пользу) всех одаренных игроков из всех клубов. Сопротивление (не все рвались в ЦСКА) было бесполезно. Или в ЦСКА, или не будешь играть вовсе. Военкомат рядом, желаешь поэкспериментировать? Как Тарасову удавалось убеждать власти страны, отдел спорта ЦК КПСС в частности, в том, что интересы ЕГО команды тождественны интересам сборной — в какой-то мере, загадка. В первую очередь, разумеется, покровительство министерства обороны, кому охота связываться. Тут, разумеется, сказалось то, что если в футболе интересы своих команд-флагманов рьяно отстаивали первые секретари республиканских ЦК (тягаться с всесильным хозяином Украины Владимиром Щербицким даже маршалу Гречко слабо), то хоккей — внутренняя кухня РСФСР.

    Любительский хоккей

    Да и сборная же побеждала. Пусть и под руководством, в который раз напомню, Чернышева. Правда, многие болельщики научились к концу 1960-х разбираться в том, что происходит, отделяя заученно-истероидные вскрикивания Николая Озерова от реальной картины. В то время профессиональным хоккеистам запрещалось выступать на чемпионатах мира. Профессионалы играли за океаном. Советские хоккеисты, как и чехословацкие, именовались любителями. «Во время сборов мы с двухразовых тренировок перешли на трехразовые», — бодро говорил в интервью очередной хоккеист-любитель. Печатали. Никто не задумывался на тему, а когда же, собственно, такой спортсмен успевал отработать смену у станка? Все все понимали, а обсуждали… на кухнях. Наши были точно такими же профессионалами. Сборные США и Канады на чемпионатах мира представлены были студентами. Как и шведы, и финны. С ними и сражались профессионалы из СССР и ЧССР. Довольно много хоккеистов из чехословацкой сборной сбежало на Запад, что ослабляло команду. Из наших — никто. В ЧССР родителей и близких «изменника Родины» не увольняли с работы. Вот таковы были наши соперники.

    Вот поэтому, когда игроков НХЛ допустили на Олимпиады, сборная России надолго перестала побеждать. Впрочем, это была уже другая эпоха.

    Зачем ЦСКА конкуренты?

    А в ту, Тарасовскую, хоккей собирал все меньше и меньше зрителей. А как иначе без интриги? Разумеется, Анатолий Владимирович осознанно ослаблял потенциальных конкурентов. Заблистала (опасно для ЦСКА) спартаковская тройка братья Майоровы и Старшинов, но… ненадолго. «Судьбу моего брата решили соображения не деловые», — напишет Борис Майоров о Евгении. Еще проще: его вывел из сборной Тарасов, по свидетельству очевидцев, говоривший: «Зачем мне пестовать в сборной тройку соперников ЦСКА?»

    В ходе своего первого «бронзового» сезона питерские армейцы попортили немало крови «старшему брату», отобрали очки и… тут же лишились лидера команды Юрия Глазова. Его забрал в ЦСКА Тарасов и год продержал на скамейке запасных. Юрий был ему не нужен. Иное дело — ослабить соперника.

    Хоккей в нашей стране, и это естественно, бешено популярен в Сибири, на Урале, в Казани и Уфе. Но в те годы местные клубы открывали и пестовали звезд … для ЦСКА и изредка для других столичных клубов.

    Готовил звездные звенья

    Но мы всегда будем помнить и созданные Анатолием Тарасовым пятерки (это он предложил готовить их по командному принципу, североамериканцы тогда растили индивидуалов и не придавали значение сыгранности), Альметовскую (Эдуард Иванов — Александр Рагулин, Константин Локтев — Александр Альметов — Вениамин Александров), Петровскую (с трио Борис Михайлов — Владимир Петров — Валерий Харламов чаще играли защитники Владимир Лутченко и Геннадий Цыганков). Тренер еще и раскрывал индивидуально каждого из них, как и Анатолия Фирсова, Виктора Кузькина, Владимира Викулова…

    Перечень неполон.

    А выводы за вами, читатели.

    Фото: РИА «Новости»


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»