• Андре и Андрей. Психологический триллер со скорой развязкой

    Межсезонье

    02.02.15 00:52

    Андре и Андрей. Психологический триллер со скорой развязкой - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    (Фото: ФК «Зенит»)

    Межсезонье — традиционно время обострения трансферных слухов. Болельщик жаждет усиления своей команды и надеется на приход звезды, пусть и локального масштаба. В этом плане «Зенит» несколько особняком. В его составе исполнителей добротного, серьезного уровня на две команды. Лигочемпионских амбиций, если открыто называть вещи своими именами, нет.

    Последний всплеск нескрываемых надежд сопряжен был с приобретением Халка и Витселя. Чем это все завершилось, мы помним. И лигочемпионские амбиции заменены олимпийским принципом: «Главное — не победа, а участие». Вот участием в групповом турнире амбиции клубного руководства и исчерпаны.

    В нынешнем сезоне получилось грустно. Выйти, получить по морде и удалиться, не особо пытаясь создать гордый вид при этом. Но никуда не деться, надо опять стремиться непременно пробиться в заклятую эту Лигу. Как ни крути, а усиливать игру необходимо.

    Тренер себе не враг?

    Это в глаза бросается. Хорошо известен традиционный способ: пойти на рынок, где если не Халка, то кого-то с менее звонким именем приобрести. Но, во-первых, экономика. Во-вторых, вспомним про два состава исполнителей в наличии. И про амбиции. Которых нет, то есть они есть, но ограничены победой в чемпионате России с последующим участием в этом каторжном европейском турнире.

    И тут, конечно, следует призадуматься. Вот однажды Андре Виллаш-Боаш вспомнил вдруг про Александра Рязанцева, списанного уже со всех счетов. Вспомнил и не прогадал. Напрочь лишенный игровой практики на длительный срок экс-казанец и, между прочим, экс кандидат в национальную сборную отнюдь, как выяснилось, мастерства не утратил. В чем-то немного усилил и уж точно ничего не испортил.

    В течение всего того времени, что португальский специалист работает с «Зенитом», только ленивый не талдычил, что у команды ни внятной игры, ни толкового диспетчера. Сначала ждали. Потом бесплодное ожидание переросло в раздражение. Чему в немалой степени поспособствовал, сам, вероятно, того не желая, Андрей Аршавин. Который каждым своим кратковременным выходом на поле доказывал, что он в хорошей форме, вне всякого сомнения, профессионально подготовлен и тренирован, что был и остается прирожденным организатором игры в атаке, что по-прежнему может ее обострить, что в состоянии придать осмысленность действиям Халка. Но, странное дело, чем лучшее впечатление оставлял Андрей, тем реже доверял ему Виллаш-Боаш, тем меньше минут отводил. Запишем в загадки, учитывая известную аксиому: «Тренер себе не враг».

     

    «Шавофилы» и «шавофобы»

    Болельщики-то серьезно обижались. Андрей — личность, на этом можно было бы и точку в предложении поставить. Личность яркая во всех отношениях. К чему он совершенно не склонен, так это к самопиару, поиску болельщицкой любви. Он в некотором смысле как Беня Крик из «Одесских рассказов» Бабеля. «Беня говорит мало, но он говорит смачно». Вот уж точно про Андрея Сергеевича, который крайне редко и столь же неохотно дает интервью. Но как журналист, которому посчастливилось (придерживаюсь именно этой оценки) неоднократно беседовать под диктофон с Андреем, могу сказать: попробуйте исправить хоть одно его слово, да просто попробуйте из самых лучших побуждений посоветовать ему что-то смягчить в формулировках!

    А поэтому и отношение к нему разных болельщиков отличается подчас диаметрально. На одном из сайтов поклонников «Зенита» участники дружеского этого сообщества разделились на «шавофилов» и «шавофобов». Но в целом в Петербурге явно преобладают «шавофилы». На берегах Невы Андрей Аршавин остается любимцем футбольной публики. Его возвращение в «Зенит» болельщики восприняли с большим воодушевлением, хотя, разумеется, тут же раздались и обеспокоенные голоса взволнованных «фобов»: а не устроит ли экс-«канонир» раздрай в команде?

    Не устроил. Делом доказал, что остался профессионалом. Ну и поклонники, разумеется, обиделись на Мистера, упорно мариновавшего их любимца на скамейке запасных. Казалось, перелом внес сентябрьский матч с «Динамо», в котором Аршавин неожиданно появился в «старте», переломил ход неудачно начавшейся дуэли и в значительной мере сделал игру. Но Виллаш-Боаш после этого вернул Андрея на опостылевшую тому лавку.

    Аршавин и тут вел себя безукоризненно. В этот период все хуже и тоскливее играла сборная страны, и уже по всей России, а не только в Питере начали раздаваться призывы предоставить ветерану возможность набрать форму и вернуть его в главную команду за неимением других плеймейкеров, других футболистов, могущих обострить, оживить ее атаку. Ни разу Аршавин не позволил себе ни слова критики в адрес тренера и клубного руководства. Хотя очевидно было, что ситуация его гнетет. Как угнетала она и его многолетнего партнера Александра Кержакова, бросившего от обиды пару слов в социальных сетях. Обладатель персонального сайта хранил молчание. И продолжал вкалывать на тренировках.

    Им нужен был берег турецкий

    Что подвигло Виллаш-Боаша полноценно проверить Аршавина в деле на турецком сборе? Понимание необходимости менять что-то в игре? Поведение своего русского почти тезки? Как бы то ни было, сомнений нет, Андрей, получив шанс от Андре, воспользовался им в полной мере. Футбол «Зенита» с Данни в последнее время напоминает сталинскую характеристику симфонии Шостаковича — «сумбур вместо музыки». Выход Аршавина символизирует появление дирижера. И даже Рондон, давно напоминавший столба в прямом, а не переносном смысле слова, начав получать удобненько, ожил.

    Виллаш-Боаш горазд на неожиданные решения, особенно кадровые, и не всегда понятно, что им движет. Возможно, недобрая память о событиях в руководимых им двух английских клубах, где у него разлаживались отношения с игроками, после чего все печально для португальца завершалось. А тут — Мигель Данни, держащий в лидерских руках многочисленную легионерскую братию, за ним спокойно, да и первое место в чемпионате России с комфортным отрывом. В пассиве болезненная неудача в Лиге чемпионов и игра, с которой (ведь не слеп же Мистер!) и этот отрыв можно растерять. На носу опасные голландцы.

    И есть Андрей, который, безусловно, не хочет завершать яркую карьеру ни на зенитовской лавке, ни в форме другого российского клуба. Который предельно мотивирован, многое доказывает на поле и, похоже, нечто очень важное лично для тренера вне его пределов. Которого, наконец, так ждут болельщики. Ведь он из той команды, что, не успев стать чемпионом, неизменно демонстрировала Футбол.

    Развязка психологического триллера 19 февраля.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»