• Андрей Червиченко: «Хуже, чем играют, играть они не могут»

    14.10.11 21:42

    Андрей Червиченко: «Хуже, чем играют, играть они не могут» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Бывший президент «Спартака» Андрей Червиченко достаточно давно покинул активные боевые позиции в футболе России, но его взгляд на порядок вещей по-прежнему эксклюзивен и неизменно интересен.

    Господь не в курсе

    — Есть у вас ощущение, Анд­рей Владимирович, что этот чемпионат действительно в чем-то необычный? Как минимум с точки зрения турнирной стратегии…
    — Да, пожалуй. Но, скорее, с точки зрения логики и здравого смысла. В этом плане он совершенно необычный.

    — Я так понял, в эту свою ремарку вы вкладываете негативный смысл.
    — Большей частью.

    — А подробнее? Ведь если раньше мы рассуждали о плюсах и минусах новой системы чисто теоретически, то теперь почти полный сезон позади.
    — Я изначально был противником реформы, поскольку уверен в том, что это большая глупость – планировать долгий перерыв между кругами. И даже не сомневайтесь: все странности еще впереди, а в тройке может оказаться не тот, кто лучше играет в футбол, а тот, кто усерднее месит грязь. Весной наши поля больше похожи на колхозные, чем на футбольные, а это значит, что в порядке будут молотобойцы, которым без разницы, какие под шипами газоны. Которые плавают лучше, чем бегают, для которых невыросшая трава – благо, потому что маскирует пробелы в техническом образовании. В первых ше­сти-вось­ми турах из 14 дополнительных мы увидим не футбол, а битву за урожай. В качестве очень наглядного примера можно вспомнить недавний матч в Самаре, где на стадионе, превратившемся в одну большую лужу, приморили «Динамо» – лучшую по игре команду лиги.

    — Хорошо, а принципиально-то что меняется? И прошлой весной так было, и десять лет назад…
    — Вы поймите простую вещь: основная часть решающего отрезка гарантированно пройдет на отвратительных полях, но при этом за каждое очко будет назначена совершенно другая цена. В борьбе за чемпионство то, что потеряно в грязи, вернуть уже не получится. Справедливо ли это по отношению к «Динамо», например? Команда на ходу, на кураже, у нее катит, погода стоит прекрасная – а у парней отнимают шанс в кои-то веки всерь­ез побороться за первое место. «Зенит», ЦСКА, «Динамо» – это были бы нормальные, честные, правильные чемпионы. А о том, что вырастет весной, известно только одному богу. Да и то не факт, что он в курсе. Кто лучше приспособится к огородным условиям – тому и карты в руки. И еще фартовым, у которых мяч от лужи в ворота заскакивает.

     

    — Такого рода опасения не новы, они сформировались еще до начала сезона. А сам ход чемпионата ваши ожидания как-то скорректировал?
    — Только укрепил в мысли о том, что все, что должно случиться, случится обязательно.

    — Это будет завтра. Сегодня же у нас есть 26 сыгранных туров, огромный пласт для наблюдений и выводов. Строго в этом контексте мне любопытно: вы согласитесь, что он несколько другой, этот наш новый чемпионат?
    — Есть и такие ощущения, да. Интрига получила новый импульс, это очевидно. Интрига, которая обычно исчерпывается ко второй трети сезона, была жива тура до 25-го. Обычно команды из «болота», знающие, что ничего им не светит и ничего не грозит, осенью начинают отдыхать. А тут «Краснодар» мог за восьмерку зацепиться, «Рубин» серьезно подвисал. В этом смысле было интересно, но теперь интерес уже снова нулевой, потому что все ясно. Внизу тоже любопытно, конечно: потенциально вылетают четыре команды, всем теперь тесно и не­уютно – соответственно, сдач все меньше и меньше. Люди реально бьются за очки.

    — Это уже немало – плюс пять туров интриги и понижение процента договорняков, разве нет?
    — Согласен, конечно. Но для этого совсем не обязательно было ломать структуру чемпионата, придумывать дурацкий формат в три круга и переходить на «осень-весну».

    Де Зеув и путь с горы

    — Значит, матчей, которые принято называть «странными», стало меньше. Намного?
    — Считать мне как-то недосуг. Просто раньше бросалось в глаза, что некоторые команды, находящиеся в зоне под названием «ни туда, ни сюда», выходят отдыхать. А сейчас все напрягаются.

    — Вы упомянули «Динамо». Что с командой случилось, с вашей точки зрения? Ведь чисто формально с начала сезона мало что поменялось…
    — Наверное, это классическая ситуация – вопрос тренера. Пришел человек со своим взглядом на суть вещей и явлений, и этот взгляд оказался точным. Тренер «Динамо», очевидно, имеет ясное представление о потенциале имеющегося в наличии состава, и люди при нем играют в совершенно другой футбол: интересный, зрелищный, современный, победный.

    — Исходя из этой логики, поймем, что практически с любой командой грамотный тренер может сделать то же самое.
    — Да, но с одной существенной оговоркой: если в распоряжении тренера находятся футболисты, а не инвалиды, которые не в состоянии попасть по мячу.

    — В этом смысле ваш любимый «Спартак» тоже ведь претерпел серь­езные позитивные изменения. Команда четыре месяца не знает поражений, качество игры ощутимо повысилось, а тренер между тем прежний…
    — Я бы не сказал, что ощутимо. Просто в команду пришли достаточно квалифицированные футболисты, к ним осталось приладить квалифицированного тренера – вот тогда многое поменяется. В «Спартаке» сейчас собраны люди, которые хуже, чем играют, играть просто не могут. А при хорошем тренере они будут играть гораздо лучше. Может быть, даже лучше, чем «Динамо».

    — Говоря про квалифицированных игроков, вы де Зеува включаете в этот ряд?
    — Мне он не очень нравится.

    — В курсе. Поэтому и уточняю.
    — Де Зеув достаточно возрастной футболист, медленный, в отборе не силен. Но по крайней мере с его приходом хоть какая-то мысль в середине появилась. Он может отдать длинную передачу, удар у него хороший, плотный. Середина у «Спартака» стала чуть более уверенная.

    — Когда де Зеува толь­ко-толь­ко купили, вы дали комментарий в том смысле, что это человек, который идет с горы. Что скажете сейчас?
    — По-прежнему считаю, что парень приехал доигрывать. Видимо, так и надо к этому относиться. Просто доигрывать можно по-разному, а де Зеув, готов признать, пока выглядит неплохо. Лучше, чем могло быть. Но 28 лет – не тот возраст, когда можно выглядеть совсем плохо.

    — Еще лет пять впереди.
    — С его потенциалом, думаю, года три, не больше.

    — Все равно немало. Где же тут дисбаланс?
    — За такую сумму можно было найти и более качественного игрока. То же самое относится к Эменике: мои друзья могли зимой продать его в «Рубин» за пять миллионов долларов, а «Спартак» летом купил человека за десять миллионов евро. Игрок неплохой, но не за двойную же цену!

    — Почему «Рубин» отказался?
    — «Рубину» он, видно, по каким-то параметрам не подошел. Зато с коэффициентом «два» подошел «Спартаку».

    — Сам Эменике был не против ехать в Казань?
    — Слушайте, да ему-то какая разница, куда ехать за большими деньгами из Турции? Казань что, хуже Стамбула? Гораздо лучше и краше.

    Девиз Веллитона

    — Многих, скажем так, удивили ваши комплименты «Спартаку» после ничьей с «Зенитом»...
    — Я похвалил «Спартак» за то, что в отдельно взятом матче команда билась до конца и хотела выиграть. Я сказал, что игра «Спартака» лучше ситуации, в которой он находится. А если клуб сможет избавиться от вечнозеленой истеричности на тему антиспартаковского заговора, это поможет прибавить еще.

    — Считаете справедливыми наказания, вынесенные Веллитону и Парехе?
    — Абсолютно. Причем Веллитона если и следовало амнистировать, то не больше чем пару игр скостить. Он же чистый идиот, послушайте! Акинфеева убрал, на молодого в дубле напал, сразу после услов­но­го-до­сроч­но­го освобождения Малафееву по ноге заехал. Реально больной человек.

    — Вот любопытно, честно: имей вы по-прежнему прямое отношение к  Спартаку», ваш вердикт не изменился бы? О чем вы говорили бы с Веллитоном в этой ситуации? Кто он – идиот или боец?
    — Когда мой водитель нарушает правила дорожного движения, я его никогда не прощаю. Я говорю ему, что этого делать нельзя. Вся Москва плюется, но никто не соблюдает правила. Ты начни с себя, говорю я ему, а потом требуй с других. Так и с Веллитоном. Если человек ведет себя как идиот, почему нельзя сказать, что он ведет себя как идиот? У нас огромная лига, в каждой команде по 25 человек, но никто не убивает вратарей, кроме Веллитона. В том же туре, когда он Малафееву в ногу въехал, за опасную игру дали желтые Это’О и Ломбертсу. Притом что не было и намека на умысел – чисто игровые эпизоды…

    — Небезызвестный вам Сергей Вадимович Горлукович считает, что если вратарь позволяет себя бить, то это проблема вратаря, а не Велли­то­на.
    — Тоже справедливо. Не за горами день, когда Веллитона сломают пополам и начнется спартаковский визг на всю страну. «Спартак» обязательно скажет, что Веллитон заранее знал: его намерен сломать русский вратарь.

    — Есть версия, что человек действует от противного и показывает характер.
    — Наверное. Но давайте тогда он поедет к себе в Бразилию, в сельву, и там перебесится? Перебесится – милости просим. Я не знаю, почему всех восхищает глупое заявление Кержакова «Бил, бью и буду бить», но тот хотя бы в сторону ворот, а этот – по вратарям. Творчески переработанный девиз.

    — Кстати говоря, если выбирать между двумя лучшими на данный момент бомбардирами чемпионата, кому отдаете предпочтение – Кержакову или Думбия?
    — Однозначно Думбия.

    — Чем он лучше?
    — Да просто лучше и все. Я и Веллитона поставил бы впереди Кержакова.

    Живой учебник Это’О

    — Много вы в этом году видели матчей, которые реально «зацепили» и которые вам захотелось пересмотреть?
    — Я никогда не пересматриваю игры, результат которых мне известен. Но интересных на самом деле немало. В этом ряду даже те, на которые пытались вешать ярлыки договорных. Например, «Анжи» – «Терек» из 25-го тура.

    — Вот вы Это’О упомянули. Приглашение в «Анжи» Жиркова расценивается однозначно – как стремление к усилению игры. В случае с Это’О мнения разнятся: пиар это или все-таки спортивный ход? Это’О ведь тоже идет с горы, и гора эта круче и короче, чем у де Зеува…
    — Категорически не согласен. Вы посмотрите, сколько он двигается, как он открывается и выходит на мячи! Просто посмотрите и сравните со статистикой де Зеува. И потом, Это’О учит играть людей в совершенно другой футбол. Вспомните матч нашей сборной со словаками, эпизод, когда Жирков пропилил по флангу и отдавал в штрафную: Юра ждал, искал партнера, который вылетит на этот мяч, как вылетел Это’О, когда забивал в своем первом матче за «Анжи». А у нас в сборной нет такого футболиста. Значит, и в лиге его нет. Не летит на ближнюю русский Это’О! «Анжи» нужно аплодировать за то, что такой человек приехал в Россию. На него нужно смотреть и учиться. Эталонная фигура, живой учебник.

    — Это’О, значит, стоит денег, которые за него отдали, какие бы они ни были?
    — Да. Если у хозяина «Анжи» есть возможность заплатить большие деньги за сильного игрока, он сделал самый правильный выбор. Причем не только для «Анжи», но и для всего российского футбола. Пусть наши форварды учатся, пусть учатся защитники. А то они в России вроде бы в порядке, а потом приезжают в Европу, их там Это’О крутанет два раза – и позвоночник в трусы проваливается. Мы ведь, если на крупных турнирах выступаем – стоим и только глазами блымкаем, когда мимо нас Это’О сквозит. Вот поэтому Это’О всем нам очень нужен.

    — Понятно, что игрок он неординарный, но, сдается мне, соотношение «цена – ка­че­ство» и в этом случае дико перекошено.
    — Когда офицер едет служить на Дальний Восток, ему платят двойную зарплату, и никого это не удивляет. Так и здесь. Давайте поймем, что Россия для футбольной Европы – почти край света, поэтому финансовый перекос следует относить к статье «за вредность». Как бы ни было обидно, сегодня хозяева клубов должны переплачивать звездам только за само согласие приехать в российскую лигу.

    Керимов всех купил

    — Есть, на ваш взгляд, в таблице команды, находящиеся не на своих, как принято говорить, местах?
    — Вы статус имеете в виду или качество игры?

    — Все вместе.
    — По статусу, вероятно, должен стоять выше «Рубин». Но по игре он как раз на своем месте.

    — Вам верится в то, что «Рубин» находится в стадии перестройки игровой концепции, как уверяет его главный тренер?
    — Полагаю, у Казани просто не решена одна, но ключевая проблема – проблема с человеком, завязывающим игру на себе и раздающим мячи. Таким был в свое время Домингес.

    — Ну а «Анжи» разве на своем месте? Не полагается ли Махачкале за бешеные деньги в троечке быть?
    — Ничего страшного. На притирку звезд и местных ребят требуется время. Кто-то чересчур старается, ко­го-то слишком трясет рядом с такими глыбами, как Карлос и Это’О.

    — Если прежде на слуху была присказка «Гинер все купил», порождающая соответствующее отношение к ЦСКА, то теперь Евгения Гинера в массовом сознании сменил Сулейман Керимов…
    — Давайте только разницу отметим: про Гинера говорили «все», а про Керимова – «всех».

    — Вам в целом нравится то, что Керимов делает в российском футболе?
    — Если человеку позволяет карман – почему нет? «Барселона» же покупает игроков за большие миллионы.

    — Да. И потом выигрывает по шесть титулов за сезон.
    — Не все сразу. Вспомните провал «Барселоны» в 90-х, когда она даже в призеры у себя дома не попадала. А вы хотите, чтобы у человека все в первый год получилось.

    — Я лично хочу, чтобы через короткое время не выяснилось, что хозяину надоела игрушка.
    — У меня есть информация, что Керимов ни через год, ни через десять лет с футболом не закончит.


    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»