-
Андрей Гордеев: «Не уповать на жалость»
Персона17.05.10 05:58
Девятый тур российского первенства, наконец, стал для «Сатурна» и его главного тренера Андрея Гордеева удачным: команда обыграла с минимальным счетом «Локомотив» на его поле и сменила ужасающий ноль в графе «победы» на долгожданную единичку. Однако расслабляться и бурно радоваться в команде по этому поводу и не планировали: ведь это лишь начало большого пути вверх, на который «Сатурн» в этом сезоне вступил с некоторым опозданием. Переведя дух, спустя сутки с небольшим после завоевания трех очков, наставник подмосковной команды Андрей Гордеев дал интервью «Спорту».
Стал гораздо сильнее
— Андрей Львович, какие ощущения после победы над «Локомотивом»? Можно ли сказать: отлегло?
— Знаете, такое чувство — этого мало. Так что ни о каком успокоении, ни о каком «отлегло» не может идти и речи. На самом деле есть понимание того, что были определенные сложности, в какой-то мере они и остаются в команде. Но все равно, при полном взаимопонимании и вере в то, что мы делаем, команда действительно способна на большее. И эта игра с «Локо» — как раз тому подтверждение. А то, что не было результата раньше, то где-то было стечение обстоятельств, возможно... Хотя, в любом случае, за все, что происходит на поле, отвечает главный тренер. И мы искали, ищем и будем искать, как усилить нашу игру.— Ну, а психологически-то наверняка стало легче после этого матча?
— В плане психологии — конечно, да. Знаете, даже усталость после победы отступает намного быстрее. Выигрывать приятно, вопросов нет. Но расслабления, повторюсь, нет. Надо еще, надо еще сильней.— В межсезонье задумывались ли о том, что такое плачевное развитие событий на старте чемпионата не исключено?
— Дело в том, что у нас приличная группа игроков была просто не готова выступать в начале сезона. А реальной возможности заменить их не было и нет. Ждали, пока ребята вернутся.— Свои какие-то ошибки межсезонья сейчас видите, понимаете?
— Да конечно, и вижу, и понимаю, и анализирую, как и любой тренер. Ошибки всегда будут. Но важно действительно осознавать, что именно не так, что нужно изменить. Отвечает же за все главный тренер. Касаемо игры и результата — вся ответственность на мне.— От некоторых игроков вашей команды приходилось слышать мнение, что начало этого сезона — своеобразная отрицательная компенсация за прошлогодний успех в конце первенства, когда у «Сатурна» многое получалось, во многом везло. Вы как считаете?
— Сезон на сезон не похож. В каких-то играх действительно присутствовала удача, но надо понимать, что есть игры, которые ты играешь и знаешь, что у тебя футболисты пропускают их из-за травм, или карточек, или других причин, или следующую игру тебе проводить, допустим, с обескровленным соперником, или с тем, кто уступает тебе в классе. И ты это все проходишь. А бывает и наоборот: какие-то трудности преодолевать не удается. Но любой коллектив в премьер-лиге испытывает свои проблемы. И кто с ними справляется, тот в итоге и оказывается выше.— Получается, что-то надломилось в команде за межсезонье? Или причина, как вы уже сказали, в отсутствии группы игроков?
— Это одна из причин. Ведь мы же знали, что не сможем на этих футболистов рассчитывать. Но надо понимать, что у нас объективно не было ресурсов для того, чтобы пригласить кого-то в команду в тот момент. Поэтому ищем резервы в собственных силах, считаем, что они есть. Да и чемпионат только начинается, и вся борьба еще впереди.— Что вы лично ощущали во все эти недели? Сложно терпеть вот такие неудачи после того, как в прошлом году был чуть ли не главным героем? Не было желания «напиться-застрелиться»?
— Я стал намного сильнее за эти восемь туров. Это очень тяжело — видеть, как твоя команда проигрывает, чувствовать, переживать это. И испытываешь не самые приятные чувства, действительно. Да и все, кто причастен к команде — болельщики, руководство — ощущали, наверняка, то же самое. Тут самое главное — сохранять холодный, трезвый разум, не поддаваться эмоциям. Потому что в тренерской профессии поддаваться эмоциям было бы ошибочно. Надо понимать и знать причины неудач, исправлять их.Учиться у мальчишек
— Кто помогал вам в эти непростые минуты? Близкие, старшие товарищи по цеху, коллеги по тренерскому штабу?
— Думаю, здесь, как и в любой работе — общение постоянно. И с тренерами, и с коллегами. У нас прекрасный штаб в «Сатурне», во всем помогает. Я благодарен всем причастным к команде за то, что они верят в «Сатурн». И то, как коллектив переживает сложности, и есть оценка тех ценностей — человеческих и спортивных, которые есть в той или иной команде.— Знаю, после игры с «Зенитом» у вас планировалась встреча с Валерием Непомнящим…
— Это было немножко пораньше, до «Зенита». Мы в итоге встретились с Валерием Кузьмичом, поговорили, обменялись своими мнениями. С такими опытными коллегами всегда приятно пообщаться, высказать какую-то свою точку зрения. Ведь работа у нас сложная, творческая, здесь учишься каждый день, вне зависимости от того, с кем общаешься. Научиться можно не только у гуру, но и посмотрев тренировку мальчишек или пообщавшись с коллегами по тренерскому ремеслу, которые рядом с тобой. Учиться надо всегда — это моя позиция.— Разговоры о вашей отставке в какой-то момент были довольно активными. Сильно это вас нервировало?
— Разговоры об отставке не только витали, но и витают по сей день. И это нормально. Премьер-лига — турнир высокого уровня. А я стараюсь не обращать внимания на все, что происходит вокруг, а выполнять качественно свою работу, опять же, не поддаваясь эмоциям.— Но вы допускаете, что может произойти такая ситуация, когда вам самому захочется написать заявление об отставке?
— Не допускаю. Даже мысли такой нет. До тех пор, пока я буду чувствовать себя в силах помочь команде, пока у меня есть уверенность в том, что все, что мы делаем, мы делаем вместе, есть полное взаимопонимание и доверие, я не вижу для этого никаких оснований. Пока ты управляешь процессом, понимаешь, что ты можешь что-то дать команде, об уходе не может идти и речи.— С руководством клуба и области были разговоры на тему кредита доверия и поддержки?
— С Борисом Всеволодовичем (Громовым — «Спорт») встреч пока не было, за исключением той, что состоялась перед сезоном, а с Игорем Ефремовым — генеральным директором — мы на связи постоянно. Между нами есть полное взаимопонимание, я со всех сторон ощущаю поддержку. Самое главное — не только от родных и близких, но и со стороны коллег по тренерскому цеху, футболистов. И это, конечно, дает дополнительные силы и уверенность в том, что мы исправим любую, даже самую сложную ситуацию.— А вот недавно была ситуация, когда руководитель «Динамо» Юрий Исаев публично выражал кредит доверия Андрею Кобелеву, а потом взял и уволил его после победного матча...
— Понимаете, во взаимоотношения других людей очень сложно вникнуть, ведь это большой бизнес, большая сложная работа. Чем руководствовался президент «Динамо», мне сложно понять.— Вообще отставка Кобелева стала для вас удивительной? Молодых тренеров теперь в премьер-лиге осталось только трое: вы, Карпин и Слуцкий...
— Здесь дело не в возрасте, здесь нужно понимать, что любой тренер готов к тому, что его рано или поздно могут уволить. К Кобелеву я отношусь с симпатией, мы и играли раньше вместе в «Динамо». Так что переживания по этому поводу есть, больше такого личного характера. Но нужно понимание, что работа наша очень сложная, и чем выше команда — тем больше ответственность, тем быстрее принимаются решения...Задолженность существует
— Есть мнение, что ваша команда в начале сезона играла неважно, потому что существовали некоторые финансовые проблемы. Что скажете?
— Я считаю, это мнение в корне неправильное и неверное. Ребята занимаются своим любимым делом, они профессионалы. Конечно, определенные трудности влияют и на настроение, и на настрой, но в целом эта ситуация с задержками финансирования для российского чемпионата и российского клуба — не новость. И я считаю, что у нас достаточно опытный коллектив, чтобы справляться с такими сложностями и с достоинством выходить из таких положений. Так что я думаю, что это — не определяющий фактор. Хотя немаловажный.— Сейчас финансовая ситуация в клубе стабилизировалась?
— За финансовыми разъяснениями ситуации лучше обратиться к руководству команды. Я могу сказать одно: пока задолженность еще существует.— В прошлом сезоне вы в основном опирались на опытных игроков. Не было мыслей в начале этого года, что в межсезонье надо чуть больше омолодить состав, чем вы это сделали?
— Мы рассчитываем, прежде всего, на своих воспитанников, и ставка эта себя оправдывает. Но и никаких мыслей, что кто-то из ветеранов команды не соответствует уровню премьер-лиги, у меня нет. Здесь важно понимать желание самих игроков работать изо всех сил. И сама эта работа важна. Ведь иногда бывает — да, я хочу, а на деле — совсем иначе. А вот когда слова не расходятся с делом, тогда есть четкая уверенность, что человек может пригодиться, принести пользу команде. До момента нашего с вами разговора у меня не было никаких сомнений ни в ком, и была полная уверенность в том, что ребята понимали всю ответственность ситуации.— Новички Якубко и Бояринцев полностью оправдывают ваши ожидания?
— Что такое ожидания? Если команда не показывает определенного результата, то в этом нельзя упрекнуть Якубко или Бояринцева. По тому, как они работают на тренировках, трудятся, у меня претензий к ним нет. Так что — однозначно оправдывают.— Кстати, еще о Якубко. Не каждая команда может похвастать в своем составе потенциальным участником чемпионата мира. Будете как-то особенно переживать за Словакию?
— Особенно, наверное, вряд ли, но дополнительные эмоции точно будут. Ведь когда ты видишь на поле своего одноклубника, человека, к которому ты тем или иным образом являешься причастным, то футбол становится более интересным.Не вижу непорядочности
— Из всех матчей, которые провел «Сатурн» на стартовом отрезке, какой понравился больше по содержанию игры?
— Не стал бы выделять какую-то одну игру. Скажем так, ближе всего к тому, что хотелось бы видеть, являются матчи с «Зенитом» и «Локомотивом».— После матча с «Зенитом», в котором случился эпизод с нарушением принципов fair play и обидный гол на 89-й минуте, не было ощущения, что команда может окончательно сломаться?
— Есть такая поговорка: дорогу осилит идущий. И только сильные характером не останавливаются, когда случаются трудности. Поэтому здесь только понимание этого, и еще того, что мы команда, в которой собраны сильные личности, позволило нам сыграть удачно следующий матч с «Локомотивом».— Воинственных настроений после игры с питерцами в раздевалке не было?
— Чувство неудовлетворенности было у всех. А что касается воинственности... Думаю, мы отдали слишком много сил на поле, чтобы воевать за его пределами.— Вы известны как человек исключительной порядочности, для вас подобные нарушения негласного кодекса честной игры особенно чувствительны?
— Вы знаете, я ничего нечестного и непорядочного в произошедшем не вижу. Люди играли до конца, в данном случае это «Зенит», и если кто-то не заметил или сделал вид, что не заметил, что игрок лежит на газоне, то это личное дело каждого футболиста, его понимание и мироощущение. Нам в этом эпизоде надо было играть более собранно. А уповать на то, чтобы кто-то выбил мяч в такой ситуации — не наша позиция. Ведь во время матча футболист находится в очень тяжелой, стрессовой ситуации. Поэтому упрекать кого-то и делать какие-то выводы в этом смысле нельзя, надо играть самим до конца, не выключаясь из игры, а не уповать на то, что кто-то тебя заметит, пожалеет и выбьет мяч. Это спорт, это единоборства, это гладиаторы, которые выходят и выясняют, кто сильнее.Есть мечты, а есть реальность
— Ситуация с вратарями, которая приключилась, опять-таки, в игре с «Зенитом» — это тоже проверка на прочность или просто определенное стечение обстоятельств?
— Ну, обычное стечение обстоятельств — это и есть проверка на прочность. Жизнь постоянно вносит какие-то свои коррективы в наше бытие, в наши планы. Надо быть к этому готовым. И тот, кто в любой момент готов включиться в борьбу, выйти на поле, в итоге и оказывается вознагражден за это. Судьба же многим предоставляет шансы, главное — как ты ими распорядишься, будешь готов к этому.— Молодой голкипер Чилюшкин знаком вам еще по дублю?
— Да, он играл у меня в молодежном составе.— Можно сказать, что он свою проверку на прочность уже прошел?
— На мой взгляд, испытания для него только начались.— Они с Ребровым теперь поменяются местами в плане распределения на второго и третьего вратаря?
— Мне бы сейчас не хотелось об этом говорить и обсуждать, кто будет играть в той или иной ситуации. Так что давайте пока этот вопрос отложим.— Грядущий перерыв в чемпионате пойдет команде на пользу?
— Пойдет или не пойдет на пользу — покажет только концовка чемпионата. Но я считаю, что все только начинается, и вся борьба впереди.— Об усилении в летнее трансферное окно задумываетесь?
— Об усилении мы думаем всегда, и сейчас тоже, конечно. Другое дело, у нас есть определенные возможности, и насколько они нам позволят что-то сделать в этом плане…— В плане финансов?
— Ну конечно.— А позиции, требующие усиления, обозначить можете?
— Нет, не могу.— Но для себя уже четко определились?
— Для себя, разумеется, все определил, и уже есть различные варианты.— И последний вопрос. В скором времени мы официально узнаем имя нового главного тренера сборной России. Известно, что им станет Дик Адквокат, хотя и ваша фамилия мелькала в разговорах на тему: «А не доверить ли сборную молодому специалисту?». Вы как? Разделяете мнение, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом?
— Вы сами ответили на этот вопрос: конечно, мечтаешь о многом. Но есть мечты, а есть реальность. И важно не отрываться от реальности и не жить в мечтах.Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №18 (12-18 мая 2010 года).
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»