-
Ангстгегнер!*
1/4 финала. Франция — Германия — 0:105.07.14 02:23
Сборная Германии уже четвертый ЧМ кряду пробивается в полуфинал. Таким завидным постоянством не может похвастаться никто из лидеров мирового футбола
Два зуба и три ребра
Патрик Баттистон был защитником, но в этот момент решил подключиться. Благо пас Мишеля Платини на ход вышел что надо. Француз вылетел к воротам «на всех парусах», где и был снесен броненосцем по имени Харальд Шумахер. «Я думал, Баттистон умер, — признавался потом Платини. — Он был белый как мел, и у него не прощупывался пульс».
Пока французы столпились над Баттистоном, Шумахер стоял рядом и поигрывал мячом. Впоследствии вратарь вспоминал, что проявил трусость, не отважившись подойти. Вместо этого включил непонятную браваду перед камерами после матча (немцы выиграли его по пенальти): «Я готов оплатить Баттистону дантиста».
Патрик действительно отделался легко — потерял два зуба и сломал три ребра. Cейчас руководитель молодежной академии «Бордо» утверждает, что простил Шумахера: «Если он все же пришел потом извиниться ко мне в больницу, значит, наверное, чувствовал за собой вину. Не думаю, что это был умышленный фол. Скорее всего, действия Харальда свидетельствовали о том, как сильно он хотел выиграть тот полуфинал». Голландский судья Шарль Корвер не показал немцу даже желтой карточки. «Сейчас я, конечно, дал бы красную. Но в том эпизоде следил за мячом и среагировал неправильно», — говорит рефери спустя тридцать с лишним лет.
Сколь бы трогательную сцену всепрощения не устроили действующие лица севильской драмы 1982 года, главный итог того случая подвел тренер Жерар Улье: «После той истории многие во Франции полюбили футбол. Люди чувствовали себя жертвами несправедливости и переживали за Баттистона всей страной». Тем не менее и в 1982-м, и в 1986-м Франция проигрывала Германии в плей-офф. И привезла эту нерешенную психологическую проблему с собой в Бразилию.
Дидье Дешам накануне подчеркивал, что в его команде все спокойны и все стабильно. И не стал экспериментировать с составом, предсказуемо выставив двух быстрых вингеров — Гризманна и Вальбуэна. Словно был уверен, что Йоахим Лев внемлет мольбам своего народа и отправит на правый фланг обороны Лама. Так оно и случилось, зато бундестренер преподнес сюрприз в атаке, впервые выставив с первых минут на турнире Клозе. Решение казалось обоснованным: моментов в таком матче много не ожидалось, а кому, как не лучшему бомбардиру сборной Германии за всю историю, решать важные эпизоды. Игра показала, что Клозе помог еще вести и скоростную игру в одно касание, в отличие от «возившего тачку» в матче с Алжиром Гетце.
Уже перед подъемом на трибуну встретил у подножья «Мараканы» Бору Милутиновича. Опытный «перекати-поле» взял в руки мою аккредитационную карточку и тут же театрально замахал руками:
— Нет-нет, вы из России, с вами я не буду разговаривать! Что вы сделали со своей сборной?!
— Это не мы, это Фабио Капелло.
— Оставьте в покое Фабио Капелло! Это большая удача иметь такого специалиста, я отношусь к нему с огромным уважением. Уверен, вам нужно набраться терпения, и он через четыре года обязательно принесет результат. В сотрудничестве с такими специалистами главный помощник — время.— Вы так много где тренировали, а в Россию не заехали ни разу…
— Если вы меня не звали, как я заеду?!— Тогда расскажите, на кого вы ставите сейчас — на Германию или Францию?
— Это очень сложный вопрос. Мне кажется, что Франция сейчас очень хороша, свежа и уверена в себе…Ангела-хранитель
Что ж, все (признаюсь, и сам тоже) были так уверены в психологическом преимуществе французов, что не ожидали столь «вареного» матча от трехцветных. Не иначе сработала старая добрая крапленая немецкая карта — в разгар критики Йоахима Лева защитила канцлер Ангела Меркель. «Главное, мы победили Алжир, а как это сделали, совершенно неважно», — заявила она и пообещала держать за парней кулаки. Те вылетели на поле преисполненные страсти и вмиг заполнили на чужой половине поля все пространство, словно в ведро залили воды. Швайнштайгер и Хедира руководили процессом, мяч у немцев ходил быстро, три центральных хавбека Погба — Кабай — Матюиди не успевали за оппонентами, даже если те разыгрывали в статике. В опорной зоне соперника немцам было так уютно, что они могли расстелить покрывало, устроить пикник и все равно провести атаку. Тем удивительнее был первый момент у ворот Нойера, но тут уж что говорить — получите своего Лама справа. Филип не помешал ударить Бензема, как в дальнейшем не мешал еще три раза сопернику проводить опасные атаки через свой фланг. Здесь и далее: если Германия и ошибалась, то за исключением одного человека — Нойера. В этот раз ему не пришлось играть либеро, после раннего гола бундестим не позволила грузить мячи себе за спину, да и Франция решила, что она-то изобретательнее, чем Алжир. Мануэль занимался прямой работой и выполнил ее блестяще. Лишний раз остается вспомнить, как похожи они были с Игорем Акинфеевым, когда им было по 18 лет. И как по-разному сложился для них этот чемпионат…
Когда Франция доходила до чужих ворот, Хеведесу и особенно Ламу (Бензема не составляло труда одним финтом убрать мюнхенца с дороги) приходилось предсказуемо тяжело, но вот с продвижением вперед у команды Дешама были большие проблемы. Особенно после того, как состоялся гол Хуммельса, который перепрыгнул Варана. Превосходной была и передача Крооса, после которой дортмундцу оставалось только полететь птицей на мяч, снеся защитника «Реала». Тогда сложно было поверить, что именно этот мяч выведет Германию в полуфинал. И что как раз немцы будут играть с таким спокойствием, будто вели они не в один, а как минимум в три мяча. Что ж, они снова доказали то, чем были славны во все времена, — чем хуже и напряженнее была обстановка вокруг сборной, тем с большей вероятностью она побеждает.
Возможно, имеет смысл вести речь и об ошибке Дешама. Кабай матч провалил — длинная фирменная передача в его исполнении запомнилась одна, когда Варан мог исправиться в начале второго тайма, а роли «опорника» он не сыграл. Откровенно плох был и Матюиди, казавшийся необычно тяжелым, разве что чуть лучше смотрелся Погба. Чтобы хавбек «Юве» задохнулся, немало усилий приложил Кроос (после этого матча, уверен, «Реал» ускорится с подписанием контракта). Ну а впереди у французов прятался за защитников Бензема, неприкаянно болтался Вальбуэна и лишь Гризманн держал «Маракану» до конца в напряжении. При этом на скамейке остался Мусса Сиссоко, впечатляюще отыгравший групповой турнир, благодаря чьему драйву и стала возможной крупная победа над Швейцарией. Конечно, опорная зона не совсем то, что ему близко, но факт — бой за нее Франция проиграла.
Немцы зубами вырывали каждый эпизод в свою пользу. Чем ближе был конец матча, тем чаще и дальше вываливал язык Томас Мюллер, но продолжал топтать соперников на чужой половине, получив вовремя подкрепление в виде второго «коня» Шюррле. Тот запорол два убойных момента, но ни о каком «не забиваешь ты» речи и быть не могло. На сей раз к победе Германии ни у кого не должно возникнуть вопросов. Тем более сама страна подсказала Йоги Леву правильное решение — как оставить Францию наедине со своим комплексом. Трехцветным при всей нелюбви к чужим языкам приходится помнить злое немецкое слово — Angstgegner*.
Рио-де-Жанейро
Франция — Германия — 0:1
Франция: Льорис (к) — Дебюши, Варан, Сако (Косьельни, 72), Эвра — Погба, Кабай (Реми, 74), Матюиди — Вальбуэна (Жиру, 85), Бензема, Гризманн
Германия: Нойер — Лам (к), Дж. Боатенг, Хуммельс, Хеведес — Швайнштайгер, Хедира, Кроос (Крамер, 90+3) — Озил (Гетце, 83), Клозе (Шюррле, 68), Мюллер
- Гол: Хуммельс, 13
-
Предупреждения: — /Хедира, 54; Швайнштайгер, 80
- Судья: Нестор Питана (Аргентина)
4 июля. Рио-де-Жанейро. «Маракана». 74 240 зрителей
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»