• Антибизнес Григория Суркиса

    26.04.07 16:00

    Антибизнес Григория Суркиса - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Авторство идеи о совместной с Польшей заявкой на проведение чемпионата Европы 2012 года принадлежит президенту Федерации футбола Украины Григорию Суркису и никем не оспаривается. В сентябре 2003 года он пригласил польского коллегу Михала Листкевича во Львов, не объяснив в телефонном разговоре для чего. «Так, обсудить кое-что». Обсуждали три дня. Решение об объявлении намерений побороться за Евро-2012 далось непросто, а сам чемпионат, как вспоминает Листкевич, казался участникам львовской встречи «несбыточной мечтой». Глава польской футбольной ассоциации убежден, что если бы не Суркис, не было бы ни заявки, ни недавней победы в Кардиффе.

    Активы и пассивы

    Не только на постсоветском пространстве – во всей Восточной Европе нет сегодня, пожалуй, в футболе фигуры масштабнее Григория Суркиса, за сравнительно короткий отрезок времени вернувшего с друзьями и партнерами к жизни киевское «Динамо»; поставившего с единомышленниками – и продолжающего ставить – на ноги украинский футбол, оказавшийся в тени после развала большой страны; стремительно ворвавшегося в элитный круг ФИФА и УЕФА – организаций, по сути своей консервативных и к появлению новичков относящихся с предельной осторожностью.

    Душу болельщика из Григория Суркиса, первый раз попавшего на стадион в трехлетнем возрасте (с дедушкой Яном Петровичем Горенштейном, почетным членом Федерации футбола СССР, в доме которого бывали знаменитые тренеры и футболисты), не вытравить никогда. Как не вытравить ее, к слову, и из брата – Игоря Суркиса. Суркисы с детства пропитаны футболом. Родители до сих пор не пропускают ни одного матча «Динамо» и сборной. Братья хорошо усвоили главный принцип: «Динамо» начиналось не с них. Они верны традициям, людям, отдавшим киевскому клубу годы и жизни.

    Футбол для Григория – состояние души. Переспрашивает:

    «Бизнес? Тогда я антибизнесмен. Сегодня футбол не бизнес. Сегодня футбол – по большому счету – страсть и увлечение тех людей, которые его содержат. Чем больше Ахметовых, Суркисов, Коломойских, Тарут, Бойко и других будет в руководстве футбольными клубами, тем меньше нефутбольных проблем будет сопровождать жизнь команд».

    Григорий Суркис стал президентом киевского «Динамо» 21 июля 1993 года. В активе были: марка клуба; футболисты, многие из которых, правда, готовы были в тот момент уйти куда угодно; единомышленники, вместе с лидером страстно желавшие вложить в «Динамо» все, что только можно было вложить (и вкладывали: прибыли от бизнеса, с футболом не связанного, – инвестиционной группы, занимавшейся нефте­трейдерством, сельским хозяйством, другими проектами – на развитие динамовского футбола хватало), дабы превратить клуб в конкурентоспособный на европейской сцене. В пассиве – банкротство «Динамо», отсутствие мотивации для игроков и тренеров, огромная для той поры пятимиллионная (в долларах) задолженность перед банками, заложенные инфраструктура клуба, стадион, старенькая база в Конче-Заспе, квартиры и машины некоторых игроков, отсутствие денег даже на покупку минеральной воды в раздевалку.

     

    Матросы из Зимнего

    Удивительное дело, но Суркис и его партнеры были истинными энтузиастами во времена, когда на первый план вышли хватательные рефлексы граждан, подавляющее большинство которых в ответ на вложенную копейку рассчитывало получить по меньшей мере две. Попробуйте обнаружить «энтузиастов» среди представителей новой волны бизнес-сообщества. Клубные акционеры построили в Конче-Заспе пятизвездочную гостиницу вместе с медико-реабилитационным центром, которым помимо «Динамо» пользуется и сборная Украины. За те же деньги могли бы построить в центре Киева отель, заведение весьма прибыльное.

    Вышло так, что на гребне «оранжевого всплеска» обнаружился сонм людей, возмечтавших поквитаться с Суркисом за его успешность, оттяпать вернувшееся в европейскую элиту «Динамо» вместе с полностью реконструированным стадионом и впечатляющей уровнем, качеством, комфортом и функциональностью тренировочной базой, убрать с поста президента ФФУ, подарочно разместить на ключевые позиции «своих» людей, выдвинув их из революционных рядов, и с чувством хорошо выполненного долга ждать, когда после дождичка в четверг свистнет на футбольной горе рак. Матросы из Зимнего, что и говорить.

    Умеющий держать удары любой крепости, Григорий Суркис пребывал в шоковом состоянии, когда за несколько дней до важнейшего отборочного матча чемпионата мира с датчанами в Раде затеяли «дело Блохина», предложив ему выбирать: либо депутатство, либо тренерство – никакого совместительства. Блохин в прицеле был на заднем плане. На переднем – президент ФФУ.

    Суркис рассказывал, что, как и все украинское футбольное общество, был ошарашен первым заявлением Олега Блохина на посту главного тренера сборной страны:

    «Выйдем из группы с первого места» – тогда, до жеребьевки отборочного турнира, никто не знал, что попадутся помимо прочих действующий чемпион Европы Греция и третий призер чемпионата мира-2002 Турция.

    С не меньшим коэффициентом удивления можно было, наверное, отнестись и к заявлению Григория Суркиса непо­средственно перед Германией:

    «Я уверен, что наши игроки не будут мальчиками для битья. Я это гарантирую».

    Если бы заявление завершилось точкой после слова «битья», то это еще куда ни шло. Штамп, трафарет, все так говорят и тут же забывают о сказанном. Но в «я это гарантирую» заложена твердость обещания, не пустые слова.

    Плоды труда

    Попытка революционного захвата «Динамо» – удар. Стремление тех же сил выбить из колеи Суркиса и Блохина в разгар успешного продвижения по отборочной группе – еще один удар. Строительство возле «Олимпийского», запланированного на проведение финала чемпионата Европы 2012 года, – удар третий. Все удары – в «створ ворот». Все – отражены. Сколько сил, нервов и здоровья потрачено на это, знает только Суркис, всегда подтянутый, стремительный, готовый к моментальному обсуждению и разрешению любой практически ситуации – касается она нарушения режима несколькими игроками сборной или же необходимости (до выборов основных претендентов на Евро-2012) детальных бесед со всеми членами исполкома УЕФА на мальтийском заседании.

    Безусловная награда за отраженные удары – не компенсация, полностью исключающая некий романтический оттенок, а именно награда – второе место молодежной сборной в Португалии, выход национальной команды в четвертьфинал в Германии и, конечно же, яркая победа в борьбе за право принимать чемпионат Европы на Украине и в Польше.

    B тему

    Донецк против эйфории

    В Донецке известие о том, что Евро-2012 доверили провести Украине и Польше, восприняли как должное, в том смысле, что шахтерская столица достойна такого масштабного турнира.

    Хотя, наверное, нельзя не сказать и о сдерживающем факторе, который в полной мере не позволил насладиться заслуженной победой в тендере. Речь идет о внутреннем противостоянии между Донецком и Киевом, «Шахтером» и «Динамо».

    Дело в следующем: в столице Донбасса считают, что Григорий Суркис, которому, как президенту ФФУ, непосредственно подчиняется судейский корпус, первым из чиновников должен нести ответственность за судейские ошибки, участившиеся в последнее время в чемпионате Украины. В этой связи победа в тендере на проведение Евро-2012 немного заглушила эмоции и подняла авторитет Суркиса, которому, по мнению Олега Блохина, теперь при жизни нужно воздвигнуть памятник. Но это – мнение главного тренера сборной страны…

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»