-
Анжи помогает Германии
1/4 финала. Германия — Греция — 4:2. Послесловие25.06.12 16:03
Спустившись после финального свистка с трибуны гданьского стадиона на четыре этажа ниже в микст-зону, уткнулся в хвост длинной очереди из коллег. Дверь, ведущая в коридор для общения со звездами, оказалась заперта, офицер УЕФА призывал страждущих набраться терпения. Такое здесь было в первый раз, журналистам оставалось только гадать, что же стало причиной затора. Без ложной скромности, загадку первым из полусотни отгадал корреспондент «Спорта». Оказался приученным к российским VIP-порядкам и не сомневался ни секунды: «Джентльмены, скорее всего, Ангела Меркель пошла в раздевалку к своим!» И точно. Стоило спустя десять минут немецкой железной леди в зеленоватом пиджачке пройти по соседнему застекленному коридору в сопровождении четырех охранников, как дверь в микст-зону тут же отворилась, словно сама собой.
Фартовость Меркель для бундестим в очередной раз подтвердилась, разве что до разгромного счета, традиционного для посещений канцлером матчей, немцы не дотянули совсем немного. Пенальти, реализованный Салпингидисом, впрочем, ничего изменить уже не мог. Разве что подчеркнул, что Греция была одной из самых боевитых команд на турнире и что ее пример мог бы послужить уроком некоторым опростоволосившимся фаворитам. Вроде… Голландии. Или Франции.
Месут Озил отказался раскрывать все детали разговора команды с Анжи (Махачкала тут ни при чем, просто в Германии так ласково называют Меркель «на кухне», делая при этом ударение на первый слог), заметив, что «детали пусть лучше останутся в раздевалке». Ни у кого из немецких журналистов после этого не возникло сомнений: Ангела обещала футболистам премиальные за победу в чемпионате.
Эту сборную Германии стимулировать подобным образом особого смысла не имеет. Просто настоящий канцлер не может поступать по-другому. В течение нескольких дней беспрерывного наблюдения за немцами я видел живых, раскованных, но в то же время зрелых и уверенных в себе до роботизированности молодых людей, для которых победа на Евро стала на один месяц делом всей жизни. Это не пустые слова и лозунги — не чувствуй в себе эта Германия силу, говорили бы, как два года назад в ЮАР, об удовольствии от футбола и о том, что «надо думать о каждом следующем матче». Здесь ничего подобного нет — выиграть, и все. Прямой наводкой.
Ответ Верхейену
Йоахим Лев тоже отнесся к этому турниру как, пожалуй, никогда прежде, притом что немецкий профессор из Шварцвальда, умиляющий журналистов идеально правильным, даже чересчур научным немецким языком, никогда не имел свойства упускать из виду мелочи. Будь так, никогда бы Германия не стала третьей на домашнем чемпионате мира, когда кто-то должен был тренировать команду за Юргена Клинсманна. Йоги не стал ссылаться на длинный напряженный сезон и 15 мая увез сборную на Сардинию, где устроил полноценный подготовительный сбор с двумя тренировками в день и нагрузками, которые многим специалистам показались ненужным бредом. Одним из таких был «телефонный консультант» сборной России Раймонд Верхейен, который выдал серию критических замечаний в своем твиттере. Дескать, что за любительщина, опять послушались американских физиотерапевтов! После игры с греками немецкий обозреватель «Гардиан» Рафаэль Хонигштайн, с которым мы давно знакомы, улыбался своей всепрощающей улыбкой: «Верхейену вернулись его слова сполна! Россия еле ползала во вторых таймах, а Голландия бегать даже не начинала».
Действительно, в то время как сразу несколько фаворитов Евро пало жертвой нежелания своих тренеров полноценно готовить игроков к турниру, немцы рискнули и пока только «накатывают» на финише, не давая поводов беспокоиться за форму в оставшуюся до конца чемпионата неделю. На самом деле можно понять, почему прочие тренеры не пошли на то, чтобы закладывать «физику»: из элементарного опасения, что методика не будет принята футболистами, которые объективно провели трудный сезон. Каждый воспринял эту ситуацию по-своему. Висенте дель Боске, к примеру, тоже не стал загонять подопечных ни в горы, ни в барокамеры, ни даже топить в бассейне, как Валерий Газзаев. На его взгляд, бесполезно было приводить к общему знаменателю коллектив, половина которого представлена игроками «Барселоны», присоединившимися к сборной за десять дней до начала Евро. Зато у Испании есть то, чего не было, скажем, у тех же французов. Отточенное взаимопонимание, позволяющее парой эпизодов решать судьбу матча при медленной, почти меланхоличной игре, — прежде всего за его счет чемпионы Вселенной могут дойти до финала.
Для того чтобы посадить команду на сборы в Сардинии, Леву не нужно было ничего и никого бояться. Когда каждый немецкий футболист, будь то железно основной Лам или третий вратарь Цилер, как заведенный, повторяет о цели и об идеальных взаимоотношениях в команде, это не воспринимается как штамп, с помощью которых заполняются газетные площади во всем мире. Так все и есть на самом деле. Все три дня до матча с Грецией игроков спрашивали: «Как вам вообще живется с теми, кто вовсе не выходит на поле? Поддерживаете их в трудную минуту?» Те устали отвечать. И не понимали, почему об этом все говорят. Оказалось, поднимать вопрос имело смысл.
О чем думал Кураньи
За пару часов до начала игры кто-то, по словам Марко Ройса, «слил» состав сборной Германии. Появление в нем самого Ройса, а также Шюррле и Клозе кому-то показалось ненужным риском, кому-то — недооценкой греков, и только люди, смотрящие футбол чаще одного раза в месяц, оценили решение Лева. «Это более быстрый состав, с помощью таких флангов, как Шюррле и Ройс, у Озила и Хедиры будет больше предложений в насыщенной обороне Греции», — подтвердил Рафи Хонигштайн. Используй Ройс все свои моменты, интуицию главного тренера немцев и вовсе превознесли бы до небес. А так эти двое «всего лишь» выполнили свое задание на сто процентов — двигались, открывались, запутывали, пытались обыгрывать, пусть и с переменным успехом. «Когда настает мой день, могу пройти любого», — говорил на следующий день окрыленный Ройс, к которому Лев за все дни Евро не стеснялся подходить и уверять, что его шанс непременно придет. Главное, оказаться к нему готовым.
Отдельно следует отметить выход «в старте» Мирослава Клозе. Матч у ветерана не вышел идеальным, сил он оставил много, это было видно по затуманенному взгляду в микст-зоне, практически всю игру на нем чуть ли не верхом сидело по два-три защитника. Но Лев обещал, что если мы увидим Клозе на поле, то увидим, что он находится в форме, достаточной для того, чтобы выдерживать любое противодействие, а если представится шанс, то непременно его использует. Так и вышло, и не важно, привела ли к голу ошибка Сифакиса или солнечное затмение.
Это тоже ответ на вопрос, почему Германия не проседает физически. Потому что в распоряжении тренера есть 23 игрока, а не 11. И каждый, как оказалось, готов стать тактическим оружием в любой момент. «Это не очень сложно, ведь игры в бундеслиге, которые проходят при заполненных трибунах и требуют лучшего результата, приучают к тому, чтобы быть всегда готовым», — говорит Ройс. Как-то похожие слова произнес Павел Погребняк. И вдвойне удивительно, за какой такой игровой практикой Дик Адвокат призывал возвращаться россиян-легионеров в нашу премьер-лигу. Как будто он не работал в ней на протяжении нескольких лет.
«Странно, Кевин Кураньи все время рассказывает, какой у вас замечательный чемпионат», — удивляется знакомый немецкий журналист по имени Ян. Что ему еще, собственно, рассказывать? Кураньи больше не играет в сборной Германии, его пути с Йоги Левом разошлись, потому что он обижался, что сидит на скамейке. Кевин может спокойно зарабатывать деньги и ни на кого больше не дуться. Хотя наверняка, если смотрел матч с Грецией, хоть раз, да подумал, глядя на Клозе: «На его месте мог быть я».
Гданьск
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»