• «Арбитры не должны быть открытыми». Новый глава судейства – о полиграфе и принципе назначений на матчи

    Витор Перейра рассказал журналистам о философии своей работы в России

    14.02.22 20:01

    «Арбитры не должны быть открытыми». Новый глава судейства – о полиграфе и принципе назначений на матчи - фото

    Фото: РФС, ФК «Рубин»

    Глава департамента судейства РФС Витор Перейра впервые ответил на вопросы российских журналистов. Корреспондент «Спорта День за Днем» выделил главные темы в ответах 64-летнего португальца, который до этого возглавлял судейство в Греции. 

     Об изменениях в России 

    – Прошло 20 лет и все действительно стало другим. Тогда я судил в Москве один матч и помню, что на улице было «-14»: поле было в снегу, от этого было непросто – как судьям, так и игрокам. Думаю, и для болельщиков не самые комфортные условия тоже были определенным вызовом. Это, конечно, был новый опыт – хотя бы потому, что до этого я никогда не судил в перчатках и шапке. 

    О внедрении в РПЛ автоматического определения офсайда 

    – Мы приветствуем любые технологии, которые могут помочь судьям принять правильные решения и таким образом сделать футбол лучше. То, что происходит сейчас – это эксперимент, который проводит ФИФА. Мне кажется, этот эксперимент будет признан успешным, и в какой-то момент эта технология появится на топ-уровне и позволит избежать определенных потенциальных ошибок. Как только эксперимент завершится, ФИФА проведет дополнительную аналитику. Как только все это начнет внедряться в жизнь, мы захотим узнать больше относительно того, сколько это стоит, о каких сроках идет речь и какими ресурсами и способами это может быть применено. ОФСАЙД

    Об отказе от назначения судей на матчи РПЛ с помощью компьютера

    – Назначение арбитров на матчи похоже на выбор состава команды на игру. Тренерский штаб исходит из того, чтобы подобрать максимально лучший состав. То же самое в судействе. Конечно, есть определенные технологии и программы, которые помогают нам собирать информацию, связанную с эффективностью судьи на поле, с процентом правильных принятых решений. Эту информацию мы анализируем каждую неделю, после чего выбираем арбитров на матчи.

    Мы делим матчи на три группы: команды, которые борются за чемпионство; команды, которые борются за попадание в зону еврокубков; команды, которые потенциально борются за право остаться в лиге. Каждый из матчей этих команд имеет разные характеристики. Наша идея заключается в том, чтобы назначать максимально подходящих арбитров под каждый конкретный матч.

     

    О работе Евгения Турбина на трех матчах «Краснодара» с 17-го по 30-е октября

    – Это не нормально. При мне такого не будет. Моя философия в этом отношении очень проста: у нас есть 16 команд и 20 судей. Важнейший принцип при назначении – ротация. Я не хочу, чтобы судья и команда сталкивались между собой больше 4-5 раз за сезон плюс один матч в Кубке России.

    Turb2.jpg

    Об отмене географического принципа при назначении судей

    – Когда я только приехал, мы провели опрос на этот счет, чтобы понять позицию клубов, региональных федераций, судей и инспекторов по всей стране. Для клубов РПЛ и ФНЛ не было никаких проблем с географическим принципом. Их ответ был прост: «Нам нужны сильнейшие арбитры без относительно географической принадлежности». 

    На уровне ФНЛ-2 есть разные дивизионы, где географический принцип приходится учитывать из-за переездов и больших расстояний. Возможно, у нас будет пять-семь групп судей, которые будут разбиты по географическому принципу, чтобы они получали возможность отработать на матчах, проходящих ближе к ним, а соответственно, быстрее возвращаться домой и восстанавливаться. Это пойдет на пользу как для соревнований, так и для самих судей. Однако итоговое решение о пересмотре географического принципа еще не принято.

    О бане судей на конкретные матчи

    – У меня была возможность сказать президенту РПЛ, что я готов встречаться с клубами и объяснять им свою философию. Судейство является частью бизнес-продукта, и мы должны все вместе защищать наш бизнес. Мы должны искать решения, чтобы в конечном счете зарабатывать больше, тратить больше, инвестировать больше, чтобы всем становилось лучше: болельщикам, инфраструктуре, игрокам, тренерам. Успех зависит от каждого. Судьи готовы к диалогу, готовы быть частью нашего совместного успеха. Всем нам, футболу, нужно больше спонсоров, мы должны быть больше представлены по всему миру, чтобы на нас смотрели. Мы в одной лодке.

    О проблеме оценки работы арбитров

    – Это тот момент, который я хочу обсуждать с ответственными людьми, в частности с господином Фурсой. Футболу нужны честные и правильные решения. Конечно, ошибки происходят. И у нас есть инструмент для того, чтобы в эту ситуацию вмешаться. 7,9 в нашей системе координат – это негативная оценка. Если вмешивается ВАР и в итоге принимается правильное решение, для футбола, с точки зрения правильности, все прошло хорошо. Но судья все-таки допустил ошибку, и это плохо. Как найти в таком случае баланс – это наши внутренние вопросы. 
    Уже завтра я поговорю об этом с коллегами и судьями, и мы примем решение. Судьи должны видеть прозрачность системы оценивания и верить в нее. Для них это должно являться мотивационным инструментом. Знаете, среди судей тоже есть свое соревнование. Кто-то за хорошие оценки идет выше и судит соревнования УЕФА, кто-то идет вниз. Мы думаем, как решить этот вопрос.

    леонид слуцкий.jpg

    Почему Василий Казарцев не стал арбитром ФИФА

    – В каждой стране есть определенное количество кандидатов в лист ФИФА, но в итоге именно ФИФА определяет, сколько им нужно судей на сезон. Мы подали список из 5 человек в лист ФИФА, но в итоге их оказалось четверо.

    Почему Павел Кукуян не стал арбитром ФИФА

    – Это грустная история для нас. К сожалению, он второй раз подряд не сдал тест по английскому языку. Мы потеряли одну позицию в числе претендентов на международные матчи. При мне такого не повторится, потому что я не буду продвигать на европейские матчи, пока не буду уверен, что судьи полностью готовы коммуницировать на английском. Это также касается физических показателей и остальных вводных.

    Сложный ли тест? Нет. РФС дает возможность судьям учиться английскому бесплатно. Есть все условия для тех, кто хочет делать международную карьеру. Если это невозможно по личным причинам, окей, но надо предотвращать такие ситуации. Потому что из-за этого мы теряем позицию, а это не очень хорошо для страны и футбола в целом.

    О влиянии Ашота Хачатурянца на его работу

    – Мы в первую очередь следуем правилам ФИФА и УЕФА. Эти правила говорят о том, что судейство должно быть полностью независимым от Лиги и клубов. У нас сейчас так и есть. Я могу дать клубам слово, что придерживаюсь этого принципа. Я хочу, чтобы мне верили и дали возможность делать свою работу. Когда я ее сделаю, тогда можно будет судить о результатах. 

    Я не могу себе представить ситуацию, когда на моего друга Валерия Карпина оказывается давление и ему говорят, кого ставить в состав, а кого-нет. Я хочу, чтобы у нас в судействе было так же. У нас есть план и работа, которую мы делаем. Судите о ней, когда мы выполним ее полностью.

    хачатурянц.jpg

    Об открытости судей и интервью после матчей

    – Не думаю, что такие вещи надо делать часто. Мне кажется, вам надо сосредоточить все внимание на футболистах. Они – звезды. Зрители приходят посмотреть не на судей, а на Месси, Роналду и Мбаппе, на тренеров как на архитекторов игры. Все внимание должно доставаться им. Лучший судья – тот, кто выходит на поле незаметно, и уходит незаметно. Незаметный и эффективный. Хотят ли судьи быть открытыми? Я считаю, что они не должны быть такими. Судья должен быть незаметен, при этом понимаю, что с определенного уровня начинается престиж профессии. Внимание медиа и болельщиков. Я уважаю это. Пока арбитр хорошо делает работу на определенном уровне, это не вызывает у меня проблем.

    О возвращении отстраненных арбитров

    – Турбин и Казарцев возвращаются. Начнут с первых туров после возобновления сезона.

    Почему УЕФА не доверяет никому, кроме Карасева и Иванова

    – Я не работаю в УЕФА, но мы знаем, что есть порядка 280 арбитров, которые судят международные матчи. Не так много соревнований, на которых они могут работать. Сейчас появляются новые соревнования: Лига конференция, турниры молодежных команд. Это дает новые возможности. В этой ситуации мы должны подготовить наших судей, чтобы они было полностью готовы, если получают назначения от УЕФА. Мы готовы развиваться в разных направлениях, речь идет и об арбитрах-ВАР. На сборе в Турции с нами работает эксперт, который возглавляет программу ВАР в Греции, человек, находящийся в этой системе с самого начала. Мы развиваемся. Наша цель - работать и давать возможности.

    О полиграфе и коррупции среди судей

    – Если мы говорим о таких вещах, то это плохой сигнал для футбола и для страны. Я не полицейский, я отвечаю за работу с арбитрами. Если происходит что-то незаконное, есть те, кто проводит расследование, а я являюсь экспертом по судьям. Я верю в своих арбитров. Верю, что клубы ведут себя спортивно. Я сам работаю честно, работаю с честными людьми. Таков мой настрой.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»