-
Арифметика провала Послесловие
05.12.06 15:59
Почему проиграла российская мужская волейбольная сборная... А почему, кстати, выиграла женская? Кто у нее тренер? Итальянец Джованни Капрара. Иностранец. А кто тренер в сборной мужской? Серб Зоран Гайич. Иностранец. Зададимся вопросом: а зачем вообще нашим сборным иностранные тренеры?
«Джентельменов много, местов нет»
Кто-то скажет: чтобы внести новые веяния в тренировочный процесс. Почему-то считается, что тренерская мысль за границей ушла вперед, а мы за этим «поездом спортивной цивилизации» не поспеваем. Хотя успешные западные тренеры числят своими учителями еще советских специалистов. Ну, допустим, вариться в собственном соку не пристало, а Россия всегда славилась своей обучаемостью, умением понять, освоить и применить свежие заморские идеи. Только вряд ли эти свежие веяния определяющую роль в приглашении к нам иностранцев сыграли и продолжают играть. Ну разве что в футболе, где из ничего требуется сделать нечто.
В нашем волейболе – и не только в нем – всегда было достаточно наличия великолепных игроков, лучших в мире в своих амплуа и вообще. Вот только играли они в сборной не все и не всегда. Одна газета тут сокрушалась: не было и нет, мол, в нашем волейболе (спорте вообще) лидеров – отсюда и проблемы. У всех, получается, они есть, а нам не повезло. Ну не работает в России, оказывается, теория вероятности. Сразу вспоминается анекдот про женщину, которая сокрушается из-за отсутствия джентльменов в автобусе. «Джентельменов много, – отвечают ей. – Местов нет». Может, вспомним того же Дмитрия Фомина? В 90-х годах он был одним из лучших игроков мирового волейбола. Играл он в сборной? Практически нет. А где была та же Елена Година при Карполе? Наводила шорох в Европе в составе своего европейского клуба. А в сборную – ни ногой. И объясняла: «Ненавижу, когда на меня орут».
В СССР все было просто: «партия сказала надо – комсомол ответил есть» в сочетании с «терпи казак – атаманом будешь» и «куда денешься с подводной лодки?» давали результат. Пропал Союз – и тренеры наши местные, не дураки, перестали добиваться прошлых результатов. Потому что человек старой закалки не всегда может перестроиться. А тот, кто перестроился, все равно останется человеком изнутри, который по умолчанию пристрастен, субъективен, будучи часто еще и привязан к определенному клубу, «болеет» за него и против клуба иного.
Дай им сыграть и не мешай
Вот где корень проблем. Вот почему яркие игроки, которых якобы так недостает, годами смотрели за выступлениями сборной по телевизору. Ведь яркий игрок – это всегда большая личность, не простая в работе для тренера.
Что требовалось от тренера иностранного, то бишь человека со стороны: отнестись ко всем игрокам с одной меркой, быть объективным в их отборе. И только лишь. У тебя в руках лучшие в мире игроки – дай им сыграть и не мешай – они все сделают. А если еще и тактическое мастерство в команде поднять сможешь – вообще замечательно, непобедимой сборная будет.
Что сделал Капрара: нашел оптимальный состав, вернул в команду «отказников», поберег лидеров, ту же Соколову, к самому главному старту, не забыл ветеранов, которые смогли усилить команду, выходя на замены в важнейших эпизодах матча. Что сделал Гайич: поделил игроков на любимчиков и нелюбимчиков, то отцеплял кого-то от сборной, то прицеплял обратно, «забыл» про ветеранов и когда основные игроки поплыли, менять их оказалось некем. Короче, Капрара, в отличие от Гайича, сделал то, что и требовалось от иностранного тренера: добился ситуации, когда на площадке на своих позициях играют лучшие игроки. Более ничего и не нужно. А России, по божьей милости, вообще достаточно, чтобы на площадке на своих позициях играли лучшие игроки. Вот и вся арифметика успеха. Успеха женщин. И провала мужчин.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»