• «Байер»: принципы успеха

    13.02.11 14:38

    «Байер»: принципы успеха - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Что думают немцы о переходе российского первенства на систему «осень-весна», как им удается собирать полные трибуны на матчах своего чемпионата?

    На эти и другие вопросы  корреспондента «Спорта день за днем» ответил президент леверкузенского «Байера» Вольф­ганг Хольцхаузер.

    С: В Германии развернулись дебаты о возможности перевода первенства на систему «осень-весна». Что вы можете сказать по данному вопросу?
    По-моему, это чисто популистская дискуссия, которую начал человек, задавшийся целью поднять собственный рейтинг. Для перевода системы розыгрыша на «осень-весну» нужно согласовать этот переход с другими лигами,  имеющими вес в Европе. Например, Италия и Испания явно не будут играть по этому графику. Конечно, можно в принципе удовлетвориться компромиссным решением:  играть с более длинной зимней паузой и более короткой летней. Я очень давно работаю в этой области и с полной уверенностью могу сказать, что профсоюзы выступят против нововведений, как и руководство бундеслиги.
    Еще один пример: финал Лиги чемпионов проходит в то время, когда вся Европа уже завершила свои национальные чемпионаты. Ясно, что в день финала матч с участием, предположим, «Ливерпуля» привлечет гораздо больше зрительского внимания, чем любая игра середняков бундеслиги.Конечно, Россия и некоторые скандинавские страны по большей части «обделены» хорошей футбольной погодой. Тем не менее идея перейти к европейскому графику соревнований правильна с точки зрения конкурентоспособности.

    С: Есть ли у «Байера» собственный манеж?
    Нет, его имеют только «Шальке» и «Фортуна» (Дюссельдорф) из второй бундеслиги, но это не манеж в российском понимании. Это комплекс с открывающейся-закрывающейся крышей.

    С: В начале XXI века Германия сильно пострадала от кризиса…
    На мой взгляд, никакого серьезного кризиса не было. В Германии последнее столетие не наблюдалось фундаментальных провалов и всплесков, если не брать в расчет какие-то отдельные отрезки истории. Сейчас с экономическими проблемами сталкивается «Шальке-04», которому недостаточно средств предоставляет «Газпром». Но если брать спортивную составляющую, то проблемы существовали.
    Сейчас каждый клуб бундеслиги обязан работать с молодежью, но раньше в Германии этого не было, что сказывалось, в частности, на выступлении национальной сборной. В последние четыре года «Байер» является одним из самых крупных поставщиков молодых игроков в другие клубы, осуществляя как трансферы, так и передавая их в аренду. В отличие от Италии и Испании, где молодые игроки жестко привязаны к клубу, мы руководствуемся иными принципами: если игрок по возрасту уже не попадает в  молодежную команду, а уровень его мастерства не позволяет играть за основной состав, то мы не чиним препятствий при переходе молодого игрока в другой клуб.

     

    С: Существуют ли платежи за переход молодого игрока, как, например, в России?
    Нет, такого в Германии нет. Когда мы отдаем игрока, так скажем, на воспитание в другой клуб, то другая сторона за это нам ничего не должна. Правда, по обоюдной договоренности и абсолютно добровольно могут выплачиваться премии за обучение молодого игрока и повышение его квалификации.

    С: На матчи немецкой бундеслиги ходят в среднем около 42,5 тысяч болельщиков, это самая посещаемая лига в Европе. Как вам удалось этого добиться? И какими методами футбольный клуб «Байер» заполняет трибуны своего стадиона?
    В Германии все спортивные мероприятия очень хорошо посещаются. К примеру, на хоккей и баскетбол ходит огромное количество болельщиков. В чем причина такого высокого интереса к бундеслиге? Во-первых, она достаточно непредсказуема, и команда-аут­сайдер может, навязав борьбу, выиграть у клуба из первой пятерки. Это в принципе невозможно в Италии, где первые пять команд играют, а остальные не в состоянии составить им конкуренцию. Вторая причина: высочайший уровень архитектурной и технической оснастки стадионов, модернизированных к чемпионату мира – 2006. Поэтому само посещение арен превращается в событие. Уровень игры, конечно, важен, но и удобство стадионов для болельщиков имеет значение. Средняя посещаемость нашего стадиона составляет 28–30 тысяч зрителей – это очень высокий показатель. Для того чтобы реалистично оценить эту цифру, надо знать, что в городе проживает всего 160 тысяч человек. Также следует принимать во внимание, что в часе езды от нас располагается немалое количество других клубов, поэтому мы не можем привлечь больше зрителей из этого региона. Полтора года назад стадион был полностью модернизирован, что также повлияло на посещаемость матчей нашего клуба.

    С: Что вы можете посоветовать российским клубам для увеличения средней посещаемости, которая сейчас находится на отметке 13 тысяч зрителей на матче?
    Модернизировать стадионы, продавать доступные билеты и уравнять силы  выступающих в чемпионате команд. Очень важную роль играет стремление клуба достучаться до болельщика, дать ему почувствовать, что его ждут на стадионе. Что он не просто платит деньги, а становится участником важного и яркого события. У нас одна из самых низких цен на билеты в бундеслиге для простых болельщиков, основные доходы клуб получает от VIP и super-VIP зрителей. Фактически VIP оплачивают посещение стадиона обычным болельщикам.

    С: Абсолютное большинство российских клубов находятся на региональном или федеральном обеспечении или финансируются госкорпорациями…
    Это очень большая проблема. Успех возможен только при управлении клубом частной компанией. Конечно, существует комбинированное финансирование. Так, многие клубы в Германии находятся не в частном владении, а управляются совместно с региональными или муниципальными структурами, которые могут влиять на спортивную и административную политику клуба. Французский «Лион» – один из самых успешных примеров такого союза в Европе. Он получает от государства каждый год строго фиксированный  взнос, но там и частные лица участвуют.

    С: Какова роль болельщиков в формировании бюджета «Байера»?
    Годовой бюджет «Байера» – 89 миллионов евро. 45 % доходной части – это поступления от спонсоров и рекламы, 30 % – телевидения, и 15 % – от продажи билетов, остальное приносят нам трансферы игроков и прочие операции. У таких крупных клубов, как «Шальке-04», «Бавария», дорт­мундская «Боруссия», выручка от продажи билетов может составлять почти 30 % всех доходов клуба.

    С: В завершение хотелось бы узнать ваше мнение о силе российского чемпионата…
    Средние клубы Германии сильнее средних клубов России – это заметно влияет на развитие вашего футбола.

    С: И все-таки в Россию приехал Кевин Кураньи, который забил много мячей за дебютные полгода…
    Кураньи вообще очень хороший игрок, он и в сборной много забивал, и в бундеслиге не опускался ниже определенного минимума. В Германии его контракт потянули бы четыре клуба, но в них его позиция была занята, вот он и уехал в Россию. А может быть, он просто не захотел оставаться в Германии.

    Леверкузен



    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»