-
Белоусова и Протопопов – почему им пришлось сбежать в Швейцарию?
Санкт-Петербург долго ждал «СКА Арены»10.01.22 16:02
В конце 2022 года должна быть введена в строй «СКА Арена». Петербург получит самый крупный ледовый дворец в мире: 21,5 тыс человек на спортивных соревнованиях и 23 тыс на концертах.
Первым крупным турниром для «СКА Арены» станет хоккейный чемпионат мира-2023, а до него пройдут несколько тестовых мероприятий. Наверняка, не обойдется без красочной церемонии открытия, куда очень хорошо впишутся номера фигуристов. Новая арена ведь и для них тоже.
Было бы красиво, если бы для зрителей выступили не только нынешние фигуристы (уже дала согласие Елизавета Туктамышева), но и звезды минувших дней. Пусть и с громадных экранов под сводами арены. Например, легендарные Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Советская школа парного катания стала сильнейшей в мире в 1964 году, когда ленинградский дуэт триумфально первенствовал на Олимпиаде в Инсбруке. С тех пор отечественные пары доминировали на планете, крайне редко уступая золотые медали соперникам из других стран.
Два мира, две столицы
Сегодня в это невозможно поверить, но Протопопов начал заниматься фигурным катанием в 15 лет, а Белоусова и вовсе в 16, то есть, в том возрасте, когда Алина Загитова выиграла Олимпиаду. Тренировал этот дуэт Игорь Москвин. Да, то было великое противостояние в фигурном катании между Советским Союзом и США, однако этим дело не ограничивалось. Как нередко бывало в то время, возникло и яростное, эмоциональное противостояние между школами двух отечественных столиц. И теперь уже фигурное катание – визитная карточка спортивной России. Хотя в этом виде программы Советский Союз дебютировал довольно поздно, лишь в 1960-м году.В Скво-Велли столичная супружеская пара Нина и Станислав Жук заняла 6-е место. А питерская семья Людмила Белоусова и Олег Протопопов – 9-е. Поклонники быстренько окрестили ведущую пару Жуками. Так вот, Жуки победили во внутреннем неофициальном первенстве, но совсем не на том уровне, о котором мечтал Станислав Алексеевич, амбициозность которого спустя годы войдет в поговорку во всем мире, когда он станет знаменитым тренером, воспитывающим чемпионов. А пока – далековато от пьедестала. Впрочем, все впереди? Тем более, что все четверо были практически сверстники. Однако нет, Нина и Станислав перешли на тренерскую работу.
А Людмила и Олег под руководством тренера Игоря Москвина покорили мир на Играх-1964 в Инсбруке, о чем, признаться, дома никто и не мечтал, надеялись на медаль, но не победу.
Тренер Станислав Жук успел вырастить конкурентов питерскому дуэту в составе Александра Гаврилова и ... собственной младшей сестры Татьяны. Но какая там конкуренция, Жук-Гаврилов стали лишь пятыми. Это был страшный удар по самолюбию их наставника! В гневе он сменил партнера сестре и появился дуэт Татьяна Жук – Александр Горелик. Тщетно! Наступили эра сказочного по красоте катания дуэта Белоусова-Протопопов.
Изумительные скольжение и пластика, музыкальность, артистизм, выразительность! Их программы о любви доносили понимание этого до каждого зрителя. Петербуржцы были непобедимы 4 года олимпийского цикла на мировых и европейских первенствах. Тогда еще выставляли оценки за артистизм и строгие судьи щедры были на шестерки. Жук-тренер понимал, что в этом компоненте бороться с заклятыми соперниками бессмысленно и предельно для того времени усложнил программы своей пары.
Подъемный кран в помощь на льду
На Играх в Гренобле-1968 Людмила и Олег снова триумфально победили. Татьяна Жук, ставшая к этому времени еще и Шестерневой (вышла замуж за великого советского футболиста, еще и одноклубника по ЦСКА) с Гореликом стали вторыми, но отстали безнадежно. А в питерский дуэт просто влюбилась вся планета. Ветераны, а им за 30, покидать лед не собирались.
Людмила и Олег для всего мира стали просто воплощением фигурного катания – тот самый синтез искусства и спорта. Каждое их выступление в произвольной программе – мини-спектакль.
Жук не собирался сдаваться и прекрасно понимал, что состязаться с питерской паре в чистоте скольжения и артистизме – дело безнадежное. Сложность программ – его ставка. Так появился блистательный дуэт Ирина Роднина и Алексей Уланов.И в 1969-м году – буря сенсаций на чемпионате СССР и, заметьте, в Ленинграде, родном городе Белоусовой и Протопопова. Станислав Жук выставил на лед свою новую надежду: дуэт Роднина и Уланов. Почерк тренера, который будет развиваться долгие годы и станет фирменным: миниатюрная партнерша (152 см!) и сильный атлет, которого остряки назовут «подъемным краном». Темп и невиданная доселе скорость, прыжки, впечатление такое, что партнер раскручивает и бросает хрупкую напарницу чуть ли не к зрителям. Это уже были весомая заявка, но ученики Жука стали лишь третьими.
А победил дуэт будущих великих тренеров Тамара Москвина и Алексей Мишин. Два одиночника (Тамара Братусь – чемпионка СССР, ее партнер – призер), не снискав лавров на международной арене, решили создать пару. И выиграли чемпионат СССР-1969, победив великих земляков. Но уже на первенстве Европы все радикально меняется: триумф Жука, Роднина и Уланов – чемпионы!
Советских фигуристов продали?
К этому времени Протопопову было уже 37, многовато даже по тем временам. Нарастающая сложность программ – веяние времени. Людмиле и Олегу в этом компоненте тягаться с молодыми конкурентами было тяжело. Но тем не менее, на Олимпиаду-1972 года они должны были отправиться третьей советской парой, причем отобрались-то по спортивному принципу, отнюдь не за былые заслуги. Болельщики были уверены: в Саппоро в парном катании весь пьедестал будет советским! Специалисты эту убежденность разделяли.Но двукратных олимпийских чемпионов в последний момент отцепили и вот как это комментировал много лет спустя Олег Протопопов: «Нас никуда и не думали везти: «бронзу» в парном катании уже пообещали команде ГДР, а за это немцы пообещали поддержать Сергея Четверухина в соревнованиях одиночников, где позиции СССР были послабее. По сути, нас продали, хотя по форме все выглядело вполне прилично».
Обида была тяжелейшей. Но Белоусова и Протопопов продолжали выступать. Очень много гастролировали по миру с показательными номерами, собирая полные залы и получая гонорар… в 53 доллара. На самом-то деле их гонорар за рубежом составлял 10 тыс долларов, но оставшуюся сумму забирал себе организатор гастролей – Госконцерт СССР.
Развязка наступила в 1979-м году. Супружеский дуэт остался в Швейцарии, попросив там политического убежища. На Родине Белоусову и Протопопова назвали предателями. Любые контакты с ними были запрещены. Их лишили всех званий и наград. В общем, и вспоминать не хочется, что подтвердила мне Тамара Москвина, жена тренера звездного дуэта Игоря Борисовича Москвина:
– Вы первыми на чемпионате СССР обыграли непобедимых Людмилу Белоусову и Олега Протопопова. Вы помните свои ощущения в тот момент?
– Мы готовились к той победе. Много и упорно. Маленькими шажочками долго шли к этой цели. Мы даже программу подготовили в несколько ином жанре, чтобы не соревноваться с ними, катаясь в их стиле. Этот прокат многократно был осуществлен в моей голове. И когда все удалось на льду, то я от счастья не прыгала. Скорее было состояние некой опустошенности. Осознание достигнутой цели. Там вообще была сложная гамма чувств и переживаний. Мы все - ученики Игоря Москвина, готовились в его группе. Не секрет, что многому научились у Милы с Олегом. Мы ведь дружили, очень их уважали. Были единой командой одного города, одного тренера.– В 1979 году Белоусова и Протопопов не вернулись с гастролей в Советский Союз. Время было жесткое. О том, что писала о чемпионах пресса, и вспоминать не хочется. Ваш супруг их тренировал. Ваши ученики Ирина Воробьева и Игорь Лисовский были уже в сборной. Вас основательно трясли? Участь стать невыездной не грозила?
– Сегодня мне не очень хочется поднимать эту тему. Скажу лишь, что лично меня никто не тряс. Я продолжала тренировать и готовить своих учеников. Ну и ездить с ними на международные соревнования.Белоусова и Протопопов, никогда о Родине не забывавшие, продолжали кататься до глубокой старости, вызывая огромный зрительский интерес, и в 21-м веке начали приезжать в Россию. В 2014-м году они откатались в Сочи во время Олимпиады, когда Олегу было 81 года, а Людмиле – 78!
Они опередили время и могли бы стать мировыми звездами, лидерами планетарного масштаба в балете на льду, в ледовом театре! Они были созданы для искусства! Вот только… льда для них в родном городе не создали, его элементарно не хватало. О собственном театре в городе на Неве они мечтали, но зря обивали пороги.
«Юбилейный» с трудом вмещал в себя фигуристов и хоккеистов, какой уж тут балет на льду! И будь тогда в городе «СКА Арена», сомневаться не приходится – не было бы никакого бегства в Швейцарию. Напротив, Петербург еще тогда бы стал столицей мирового ледового искусства.
Что ж, лучше поздно, чем никогда.
Читайте также
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»