• Бесценные патриоты

    Конфликт интересов

    06.02.11 08:15

    Бесценные патриоты - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Откровенное нежелание клубов отпускать своих игроков в сборные – проблема далеко не первой свежести. Но с приходом в футбол больших денег она обострилась до предела. Сборные команды, занимающие первые места в рейтинге ФИФА, и ведущие клубы Старого Света регулярно ссорятся друг с другом из-за звезд, готовых по первому зову отправиться на защиту своей страны.

    Противостояние между клубами и сборными – один из самых острых вопросов современного футбола. Однако это вовсе не означает, что раньше в этих взаимоотношениях все было гладко. Одним из первых с трудностями призыва игроков под знамена национальной сборной столкнулся, как ни странно, румынский король Кароль II. Когда решался вопрос об участии команды в первом чемпионате мира 1930 года, он занимал позицию у подножия трона, на котором восседал его брат Михаил. Но затем гуляка и скандалист сверг постылого родственника и сразу же телеграфировал в штаб-квартиру ФИФА, что готов дать монаршее обещание отправить сборную в Монтевидео. Времени оставалось в обрез, поэтому король самолично принялся отбирать лучших футболистов страны для участия в чемпионате мира. Неожиданно обнаружилось, что едва ли не все сильнейшие игроки Румынии трудятся на английскую нефтяную компанию, руководители которой категорически не желали отпускать своих сотрудников по столь ничтожному, на их взгляд, поводу. Но «менеджер» румынской сборной нашел способ добиться своего: он позвонил президенту нефтяников и спокойно заявил, что в скором времени его компании придется навсегда покинуть территорию страны. Естественно, что все футболисты незамедлительно поступили в распоряжение национальной команды, сохранив за собой на время отсутствия рабочее место и зарплату.

    Шаткий баланс интересов

    С тех пор ситуация хотя и изменилась, но незначительно. Тренеры клубов по-прежнему со скрипом отпускают игроков на матчи сборной, но теперь вынуждены так поступать из-за жестких положений ФИФА, обязывающих клубы предоставлять игроков в распоряжение национальных команд. Правда, заинтересованные федерации стараются не дразнить гусей, пытаясь оптимизировать сроки «призыва» игроков под знамена сборных. Но далеко не всегда – время от времени ситуация вынуждает их пользоваться имеющимися правами.

    Пару лет назад английский обозреватель Кир Реднидж едко высмеял руководство «Эвертона», забывшего о том, что нападающий клуба Стивен Пиенар – игрок основного состава национальной сборной и по первому зову Федерации футбола ЮАР обязан явиться на сбор перед началом очередного Кубка Африки. Не забыли сами южноафриканцы, потребовавшие игрока за 14 дней до начала турнира, ­воспользовавшись положениями официальных документов ФИФА. Горечи случившемуся добавил тот факт, что нигерийская федерация, напротив, решила не вызывать своих игроков так рано, поэтому в матчах против «Эвертона» они приняли участие.

     

    Все упирается в деньги

    Единственный законный способ избежать конфликта с федерацией и оставить игрока в своем распоряжении – сослаться на мелкую травму, полученную им в одном из матчей за клуб. Как правило, в этом случае выздоровление спортсмена идет ускоренными темпами, и к очередной игре внутреннего первенства футболист выходит из лазарета. Мюнхенская «Бавария» в 2001 году вообще отказалась отпускать на матчи Кубка Америки бразильского нападающего Элбера. Злопамятный тренер пентакампеонов Луис Фелипе Сколари спустя несколько месяцев потребовал отправить вновь получившего повреждение форварда в расположение сборной вне зависимости от его физических кондиций – для того, чтобы убедиться, что тот действи-тельно нездоров. Это вызвало бурную реакцию со стороны менеджера «Баварии» Ули Хенесса, который обвинил бразильцев в том, что «они уже дважды вызывали Элбера на отборочные матчи, при этом оба раза держали его в резерве. В Германии работают лучшие доктора, и нам не требуется никаких подтверждений от бразильцев. Существует неписаное правило: если игрок не может играть за клуб бундеслиги, то он не в состоянии выступать и за сборную».

    Сколари – один из тренеров, последовательно отстаивавших собственную правоту в вопросе выступлений игроков за сборную, причем вне зависимости от занимаемой им должности. Возглавив клуб «Челси», он попытался воспрепятствовать отъезду Михаэля Баллака на товарищескую встречу сборной Германии, что спровоцировало конфликт между капитаном команды и тренером сборной Йоахимом Левом. Бразилец не рекомендовал своему футболисту принимать участие в матче, ссылаясь на якобы полученную игроком травму. Сам Баллак невзначай подкинул дров в огонь и без того напряженной ситуации, раскритиковав Лева по некоторым вопросам тактики и организации игры. Английская и немецкая пресса с радостью подхватили небольшую искорку и раздули ее до огромных размеров, да так, что встал вопрос о продолжении выступлений Баллака за сборную Германии. Михаэль, почуяв жареное, заявил о готовности извиниться перед тренером сборной. Лев в ответ пригласил игрока на встречу в Германию, но в ситуацию вновь вмешался Сколари, заявив прессе следующее: «Баллак играет за «Челси». Если Лев хочет поговорить с игроком, я приглашаю его прилететь в Англию и здесь обсудить все вопросы. Для Баллака любые поездки сейчас исключены. Он восстанавливается после травмы, и такова рекомендация врачей». В конце концов исключение для Баллака было все-таки сделано, и примирительная встреча в Германии состоялась.

    Откровенно говоря, сам Баллак делал все возможное, чтобы осложнить жизнь своих тренеров в клубе и сборной. Весной 2007 года он ухитрился без ведома медиков «Челси» сделать операцию на лодыжке, на которую его подбил ведущий врач немецкого футбольного союза Ханс Мюллер-Вольфарт. Разневанный случившимся тренер лондонцев Жозе Моуринью в отместку по­обещал, что строптивого полузащитника ждут трудные деньки и вывел его из заявки команды на групповой этап Лиги чемпионов. Немцы в свою очередь забили тревогу: ведущий футболист сборной остался без игровой практики! Но «Челси» без­молствовал. Настойчивые звонки в штаб-квартиру «Челси» с просьбой отпустить Баллака на съемку рекламного ролика для фирмы Adidas оставались без ­ответа в течение 10 дней, и ситуация нормализовалась лишь после того, как к власти в команде пришел сменивший Моуринью Авраам Грант.

    Другие тренеры также прохладно относятся к вызовам своих футболистов на необязательные мероприятия. Так, Хосеп Гвардиола и Жозе Моуринью дружно запретили игрокам участвовать в награждении премией принца Астурийского, устроенной в честь триумфа сборной Испании на чемпионате мира. Наставники «Реала» и «Барселоны» посчитали более важным подготовку к текущему туру испанского первенства и делегировали общими усилиями на церемонию всего лишь трех футболистов, хотя в обоих коллективах кандидатов на поездку было гораздо больше.

    В 2008 году руководство «Барселоны» пыталось запретить ­Лионелю Месси поездку на ­футбольный турнир пекинской Олимпиады. Сам талантливый аргентинец уже подумывал обратиться за помощью к вышестоящим инстанциям, но все решил личный разговор с Пепом Гвардиолой, который одобрил желание своего подопечного. В итоге Аргентина добилась яркой победы, а Месси получил свою вторую награду в сборной страны – первой был титул юниорского чемпиона мира.

    Целая битва развернулась и вокруг Роналдинью, которому внезапно смертельно захотелось стать олимпийским чемпионом. «Барселона» имела другие виды на полузащитника, зато итальянский «Милан», настойчиво звавший бразильца к себе, согласился отпустить футболиста на полмесяца, тем более что розыгрыш Серии А по традиции начинался позже других чемпионатов. Широта взглядов руководства итальянского клуба приглянулась Роналдинью и он… перешел в «Милан». Кстати, и другие клубы со скрипом отпускали в Пекин своих игроков. «Ливерпулю» пришлось расстаться с ключевым опорным полузащитником Хавьером Маскерано, а руководство мадридского «Реала» скрепя сердце отпустило в Китай бразильца Робинью.

    Нередко клубные тренеры имеют законные основания для недовольства. Тренер «Арсенала» Арсен Венгер был до предела возмущен решением футбольной федерации Франции отправить сборную на товарищеский матч в Мельбурн в середине ноября 2001 года. Для участия в абсолютно бессмысленном поединке были вызваны четыре ведущих футболиста лондонского клуба, которые, хотя и не пропустили ни одной игры первенства Англии, но после долгих перелетов и  смены часовых поясов чувствовали себя полностью разбитыми.

    Иногда личные амбиции тренера могут стоить футболисту возможного места в хорошем клубе. Так, тренер сборной Замбии француз Эрве Ренар не захотел отпускать своего защитника Эммануэля Мболу на просмотр в московский ЦСКА, пригласив вместо этого футболиста на второстепенный турнир, проходивший в Кении. Отказ грозил Мболе потерей места в национальной команде и он не рискнул пойти против воли тренера. В результате защитник продолжает свою ­карьеру на Черном континенте, хотя не факт, что он приглянулся бы руководству армейцев.

    Позиции клубных наставников уязвимы и, как правило, поворчав, они вынуждены смириться с отъ­ездом своих звезд. Правда, известны случаи, когда конфликт между тренерами клубов и руководителями сборной заканчивался не в пользу последних. Хорват Мирко Йозич был вынужден подать в отставку с поста наставника сборной Уругвая из-за того, что не сумел наладить взаимопонимание с клубами, отказавшимися предоставить в его распоряжение лучших игроков страны. По той же причине сложил с себя тренерские полномочия и Хосе Антонио Камачо, чьи авторитарные методы получения игроков на товарищеский матч с Польшей в 2000 году потерпели полный провал.

    Клубы понять можно: в малозначащих товарищеских играх, которые к тому же проводятся обычно не в самое удобное время года, риск получить травму особенно велик. К тому же не все тренеры сборных прислушиваются к просьбам поберечь футболистов, не выпускать их на все 90 минут. Вполне возможно, что клубы успокоит создание официальной системы денежных ­компенсаций, выплачиваемых им за привлечение футболистов к играм сборной. О ней заходила речь и прежде, но в тех странах, где она существовала ранее – в частности, Германии и Голландии – своим возникновением она целиком обязана доброй воле заинтересованных сторон. Англичане так и не смогли продавить подобное решение: футбольная ассоциация категорически отказывалась выплачивать 10–20 тысяч фунтов за вызов игрока в сборную, хотя и получала доход от некоторых товарищеских матчей в размере 6,5 млн фунтов. До настоящего времени этот вопрос так и остается нерешенным.

    Намного быстрее клубам удалось договориться о компенсациях с ФИФА и УЕФА, которые еще в начале 2008 года сообщили о своем согласии на выплату крупных денежных сумм за использование игроков в матчах чемпионатов мира и Европы. УЕФА обещал выплатить командам – поставщикам «живой силы» 63 млн долларов после Евро-2008 и 79 млн по итогам первенства 2012 года, а ФИФА предполагала раскошелиться на 110 млн долларов за чемпионат мира в ЮАР. В действительности размер компенсаций по итогам последнего мундиаля составил всего 40 млн (из них 5 992 533 доллара получили английские клубы, делегировавшие на этот турнир наибольшее количество игроков).

    С другой стороны, сами футболисты часто довольно слабо осознают свою ответственность перед работодателем. Немец Баллак в этом вопросе не одинок. Перуанец Нольберто Солано, которого с трудом отпустили из «Ньюкасла» на Золотой кубок КОНКАКАФ, в матче с Гаити, несмотря на строгое указание тогдашнего тренера клуба Бобби Робсона, провел на поле 86 минут вместо оговоренных 45 и ухит­рился усугубить полученную ранее травму. Травмы Арьена Роббена на последнем первенстве мира, вызвавшей бурю негодования у руководства «Баварии», также можно было избежать, прояви сам игрок благоразумие. По крайней мере многие немецкие обозреватели убеждены в том, что мюнхенцам следовало оштрафовать патриота Роббена на ту сумму, которая пошла на его лечение.

    Игра с огнем не стоит свеч

    Кубок Африки, а теперь и азиатское первенство – число футболистов из этого региона, выступающих в Европе, за последние годы резко возросло – всегда были источником раздражения европейских тренеров, вынужденных расставаться со своими лучшими игроками в самый разгар сезона. При этом некоторые клубы, сделавшие ставку на выходцев с Черного континента, страдали больше других. К примеру, на турнир 2008 года, который проходил в Гане, больше всего игроков – пять – делегировала скромная французская «Ницца», балансировавшая в середине турнирной таблицы.

    Часто тренеры пытаются отговорить игроков от поездки, но, как правило, безуспешно. Совсем недавно в роли безутешного просителя оказался сэр Алекс Фергюсон, отправивший своего подопечного Пак Чжи Суна на Кубок Азии. «Пак в фантастической форме. К сожалению, теперь мы не сможем рассчитывать на него в течение 7 матчей. Это печально!» – мрачно констатировал тренер «Манчестер Юнайтед». Сам футболист занимал более прагматичную позицию. «Я испытываю смешанные чувства по поводу участия в Кубке Азии, – поведал журналистам выходец из Южной Кореи. – Сейчас я обрел уверенность в себе и чувствую, что игра мне дается, поэтому покидать клуб в такой момент странно. С другой стороны, я всегда считал честью выступать за свою национальную команду. Думаю, в “Манчестер Юнайтед” достаточно классных игроков, чтобы продолжить побеждать и идти вперед. Сейчас мне нужно сконцентрироваться на играх за сборную, а по возвращению я отдам все силы своему клубу».

    В ряде случаев руководство клубов пытается воздействовать на игрока уговорами, которые порой больше напоминают банальный шантаж. Вспоминается, в частности, уже поросший паутиной конфликт между «Барселоной» и ее африканскими футболистами в преддверии очередного континентального Кубка. Спортивный директор клуба Чики ­Бегиристайн даже попытался воздействовать на своих подопечных через прессу. «Мы не собираемся давить на Туре и Это’О, но будем просить, чтобы они остались в команде, – отметил Бегиристайн в одном из интервью. – У нас нет законных прав не отпускать игроков в сборные, поэтому мы надеемся только на их сознательность. Если же они выберут сборную, то никто их штрафовать не станет». Несмотря на прозвучавшее предупреждение, оба футболиста отправились на турнир и провели в своих сборных максимально возможное число матчей. Помимо чувства патриотизма ими двигал и страх перед дисциплинарными санкциями в отношении тех игроков, кто пренебрег своей святой обязанностью «Родину защищать». Зачем лишний раз играть с огнем? Об этом правиле хорошо знают и футболисты, и клубы.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №3 (2-8 февраля 2011 года).

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»