-
Бить головой об пол теперь будут официально
29.09.12 01:11
На днях стало известно, что смешанные единоборства (они же ММА и бои без правил) стали официальным видом спорта в России. Теперь у них появятся собственная федерация, региональные отделения, а бойцы будут получать спортивные звания наравне с представителями более традиционных дисциплин. «Спорт» обратился к экс чемпиону мира по боксу Николаю Валуеву, олимпийскому чемпиону 1972 года по классической борьбе Анатолию Рощину и главному тренеру сборной Санкт-Петербурга по боксу Геннадию Машьянову и попытался выяснить, хорошая это новость или плохая.
1. Как вы относитесь к смешанным единоборствам?
Валуев: Некоторые говорят, что это жестокий вид спорта, однако в свое время жестокими называли тот же бокс и даже карате. Гораздо более жестоко, когда молодой человек сидит без дела, курит, принимает наркотики или тратит все свободное время на компьютер. Беспокоиться о том, что смешанные единоборства перетянут к себе ребят, занимающихся другими, более традиционными единоборствами, не стоит. Они вобрали в себя столько, сколько необходимо, а лишнее разнообразие никогда не помешает. Если есть спрос, будет и предложение. Раз смешанные единоборства признали официальным видом спорта, значит, это интересно молодым людям.
Рощин: Кулачные бои в России были всегда. Проходили они даже между деревнями. Люди выходили на улицу и начинали драться. Но даже там не происходило ничего похожего на то, что творится в боях без правил. Там как? Человек лежит на полу, его берут за голову и начинают бить об пол. А в 1972–1973 годах у наших вэдэвэшников проходили соревнования по панкартиону. Фактически это те же бои без правил. Только тут мы их одевали в специальную форму. Эти соревнования до сих пор проходят в некоторых клубах. Так что ничего нового тут нет. Просто теперь этот вид спорта будет узаконен для гражданских по всей России. Сам по себе он очень интересный, и люди в него пойдут. Но как только их начнут бить головой об пол, они будут оттуда уходить.
Машьянов: Я не слежу за этим спортом и, по сути, так же к нему отношусь. Я его не приветствую. Взяли несколько единоборств и сделали из них какой-то странный симбиоз. Получилось и ни то, и ни это, какой-то винегрет. К тому же это очень травмоопасный спорт. В свое время даже бокс хотели вывести из программы Олимпийских игр в связи с высоким уровнем травматизма. Но тогда специалистам удалось доказать, что бокс чуть ли не в конце второй сотни самых опасных видов спорта.
Надо понимать, что существуют борцовские единоборства, где разрешается бросать соперника на пол, есть бойцовские с ударной техникой. Зачем их мешать и создавать искусственные виды спорта? Мы здесь-то не можем набрать нужного количества ребят в секции. И вообще, неужели маленьким детям разрешат заниматься боями без правил? Переживать из-за того, что туда могут массово перейти спортсмены, не стоит. Ведь в смешанных единоборствах участвуют как раз бывшие борцы или боксеры. Уже потом им приходится осваивать второй вид. Но даже после этого они отдают предпочтение своим первичным навыкам. В ММА должны приходить уже подготовленные люди. С нуля вряд ли что-то получится. Все-таки универсальных тренеров у нас практически не существует. Так и получится, что боксер будет обучаться своему, а борец — своему.
2. Как вы относитесь к тому, что этому виду спорта придали официальный статус?
Валуев: Это замечательно! Раз он стал официальным, значит, появятся федерация, региональные отделения. Это уже совершенно другой статус. Изменится отношение государства и общества к этому виду спорта в положительную сторону. Так что я только приветствую этот шаг.
Рощин: Всякое физическое развитие — это хорошо, и чем больше будет видов спорта, тем больше людей будет в этом задействовано. Так что с этой точки зрения это хорошо. Но если спортсменов будут бить головой об пол, это никуда не годится. Такие приемы можно применять только на поле боя. Это очень жестокий спорт. Борьба и восточные единобор ства более безопасны для здоровья.
Иногда я смотрю бои Федора Емельяненко. Мы с ним даже говорили после того, как он получил первый нокаут. Я ему тогда посоветовал воздержаться от следующего боя, потому что это могло плохо для него закончиться. Но он меня не послушал.
Машьянов: Для чего множить и рождать искусственные виды спорта? Все-таки у бокса и борьбы тысячелетняя история. А все эти новомодные единоборства, в том числе и восточные, точно не идут на пользу развитию отечест венного спорта. Люди просто находятся под впечатлениями от голливудских фильмов, хотя там приемы гораздо ниже качеством, чем в своих изначальных дисциплинах.
3. Смогут ли смешанные единоборства в будущем стать олимпийским видом?
Валуев: Это покажет только время. Но для этого нужно проделать большую работу. Чтобы стать олимпийским видом спорта, нужно создать систему национальных и международных федераций, провести чемпионаты мира и Европы и только после этого уже подавать заявку в Международный олимпийский комитет.
Рощин: В наше время возможно все. Для этого нужно просто много работать. После Олимпиады в Токио в 1964 году, когда дзюдо впервые вошло в программу Игр, я спросил у наших самбистов, почему они не хотят создать группу людей, которые бы ездили по миру и обучали людей самбо? Ведь для того, чтобы включить тот или иной спорт в Олимпиаду, большое количество стран должны поддержать это решение. Но наши «прокукарекали» эту возможность. Тем не менее смешанные единоборства слишком жестокие. Там ведь со всей силы лупят куда попало, кроме определенных мест. Мне сложно такое представить.
Машьянов: В наше время олимпийским видом спорта может стать даже поедание хот-догов на скорость. Вопрос только в том, кто будет этим заниматься и какие деньги в это будут вкладывать. Это же бизнес. Главное, чтобы федерация располагала необходимыми ресурсами. Чистого спорта тут очень мало. Кто больше заплатит, того и продвинут.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»