• «Большая ошибка, он попадет во враждебное окружение»: спортивный психолог – о трансфере Юри Алберто в «Зенит»

    Интервью об адаптации и группировках

    30.01.22 14:20

    «Большая ошибка, он попадет во враждебное окружение»: спортивный психолог – о трансфере Юри Алберто в «Зенит» - фото

    Фото: ФК «Зенит»

    20-летний нападающий Юри Алберто перейдет в «Зенит» из «Интернасьонала» и станет пятым бразильцем в нынешнем составе чемпионов России. Часто в подобных случаях пишут о появлении национальных «группировок» внутри коллектива, рассуждают о негативных последствиях для команды. Что вкладывают в общее понятие «адаптация»? Как понять заранее, сможет ли футболист адаптироваться в другой стране? На эти и другие вопросы «Спорта День за Днем» ответил спортивный психолог Вадим Гущин, заведующий Лаборатории социальной психологии Института медико-биологических проблем.

    У бразильцев свое представление о правильном и неправильном

    – «Пятый бразилец в команде – это плохо», «бразильская банда, группировки». Это клише? Действительно ли присутствие нескольких иностранцев из одной страны приводит к созданию «группировок»?
    – Да. Это случалось. В «Динамо» времен Алексея Федорычева сложилась огромная группировка из Португалии. Добром это не кончилось. Хотя каждый игрок был хорошего европейского класса… Одна культура сталкивается с другой. Противостоя ей, она сплачивается в группировку. Эта группировка имеет отличные от окружения цели, ценности, задачи. И, как любая группировка, она трудноуправляема. Я не назову это сектой, бандой. Но у них есть свое представление о правильном и неправильном: сколько нужно тренироваться, какой режим питания соблюдать и так далее.

    – Разве поведение, темперамент и характер не складываются от типа личности, а не национальности?
    – Нет. Потому, что человек, попав в другую культуру, а наша культура принципиально отличается от бразильской, вынужден обороняться. А обороняться лучше вместе. Есть два выхода: либо слиться с новой культурой (это легче сделать, если ты один), либо остаться бразильцем, войдя в группировку. Как мы представляем себе бразильца? Это такой танцующий, веселящийся, легкомысленный, не очень трудолюбивый. Да, талантливый. Да, изобретательный. Но совокупность этих качеств не очень хороша с точки зрения управления тренером.

    В «Динамо» тогда взяли тренера-иностранца. (Бразильца Иво Вортманна. – «Спорт День за Днем».) Но это не помогло. Подобные решения в первую очередь опасны для тренера.

    Шокирующие трансферы РПЛ. Как изменились составы «Зенита» и «Спартака» после переходов Понсе, Азмуна и Альберто?

     

    – Почему?
    – Тренер получит группу людей, которые будут сопротивляться установкам. Открыто или скрыто. И будут навязывать свое. Это делать гораздо проще, когда рядом есть соотечественники.

    – Неужели только минусы для команды видите?
    – А давайте посмотрим на американские гетто. Люди, находясь в Америке, все равно живут по-китайски. Что в этом хорошего? Они соблюдают свои правила, а не законы и порядки страны, в которой живут.

    Путь современного московского «Динамо» гораздо перспективнее с точки зрения развития. Состав сбалансирован с точки зрения социокультурного аспекта.

    Подобная ситуация [как в «Зените»] – очень опасная. Я не очень понимаю, зачем так делать. Путь современного московского «Динамо» гораздо перспективнее с точки зрения развития. Да, там есть иностранцы, но они представляют разные страны. И не противостоят местной молодежи. Состав сбалансирован с точки зрения социокультурного аспекта. А перекос ни к чему хорошему не приведет.

    Вернется в Бразилию, скажет: «Это все в России так плохо, а я хороший»

    – Тренеры «Зенита» и агенты могут порекомендовать новичку чаще общаться с местными игроками для быстрой адаптации…
    – А вы представьте, у вас есть выбор: пойти по легкому пути или по сложному. Что выберете? Бразилец пойдет по легкому – будет со своими общаться.

    – Это не подмена понятий? В итоге легкий, в такой интерпретации, путь, превратится в сложный. И скажется на результатах.
    – Погодите, они что, сюда в футбол едут играть? Тут мы вернемся к вопросу необходимости легионеров. Большинство приезжают не играть, а зарабатывать. Деньги он в любом случае получит. И что? Если понизит свой уровень, то вернется в Бразилию и скажет: «Это все в России так плохо, а я хороший». И ему поверят. Потому, что у нас футбол недостаточно высокого уровня. А то, что происходит внутри страны, закрыто для большинства иностранцев. Существуют масса предрассудков, и рассказам про Россию поверят. Он ничего не потеряет, сыграв здесь плохо. А мы потеряем игровое место. Его можно было бы отдать молодому перспективному европейцу, который через Россию будет пытаться куда-то пробиться.

    Посмотрите, как разрывает баскетбольный ЦСКА. Там американцы, европейцы и редкие россияне. Из-за этого команда страдает.

    – Рассуждения про танцующих, легкомысленных и веселящихся бразильцев – не предрассудки?
    – Я не говорю, что это свойство нашей страны. Я говорю о том, что любая команда, в которой существуют подобные сообщества, обречена на формирование подгруппы, которая будет так или иначе конфликтовать. Посмотрите, как разрывает баскетбольный ЦСКА. Там американцы, европейцы и редкие россияне. Из-за этого команда страдает. Возникают периодически какие-то скандалы. И это неудивительно. Когда их так много, они начинают свое навязывать. Это неизбежно. И дело не в том, что они плохие. Нет, это естественное поведение группы во враждебном неродном окружении. Она так выживает.

    – Общаться с соотечественниками проще.
    – Дело не только в общении, понимаете? У них свое национальное представление о том, как надо правильно тренироваться, питаться, проводить свободное время. А у нас свое представление. Но это не значит, что у нас – неправильное, а у них – правильное. И наоборот. Создается повод для конфликта, когда одна группа в команде ведет один образ жизни, а другая – другой. Уже не тренер будет конфликтовать с этими пятью бразильцами, а одна часть команды будет говорить другой: «А вы чё? Делайте как мы!». А они им: «Почему? Это вы делайте, как мы!». Крупная ошибка «Зенита», до добра не доведет.

    У 20-летнего в лучшем случае есть самомнение вместо уверенности

    – Изучая кандидатов для трансфера, скауты также проверяют «психологическую устойчивость». Как это происходит? И разве можно предугадать, как 20-летний человек адаптируется после переезда в другую часть планеты?
    – Это тот момент, о которым вы сказали пару минут назад. Здесь – да, индивидуальная история. Мы знаем бразильцев, которые настоящие бойцы. Не каждый европеец так бьется. Но в среднем бразильцы менее боевиты, иначе сборная Бразилии постоянно была бы чемпионом мира.

    Другой момент – Юри Алберто молодой. Чем игрок моложе, тем он менее психологически стабилен. У него нет оснований быть стабильным. Это приходит с уверенностью, жизненным опытом. А какой жизненный опыт может быть у 20-летнего? У него в лучшем случае есть самомнение вместо уверенности. А жизненного опыта – нет. Поэтому странно ожидать стабильности от молодежи.

    Бразильские легионеры на тренировке ФК «Зенит»

    – Как делают вывод по «психологической устойчивости»?
    – Выясняют, из какой семьи футболист. Какие были проблемы в ней. Например, если кто-то в семье попал в тюрьму, это одно. Смотрят большое количество часов видео, на котором: как он ведет себя в той или иной ситуации. Сколько раз его выгоняли с поля, были ли нарушения режима.

    И давайте в качестве примера возьмем мой любимый «Ювентус».

    – Так.
    – В прошлом году люди закатили вечеринку. И кто ее закатил? Бразилец. Артур, который приехал из «Барселоны». Закатил вместе с американцем Маккенни вечеринку. Для итальянцев, которые тоже люди веселые, это было дико. Потому, что они нарушили нормативы, приехала полиция. И люди лишились места в основном составе. И это «Ювентус», не Россия! Клуб с высокими зарплатами и требованиями, где проверяют игроков.

    И я не помню скандалов с участием норвежцев или шведов. А с участием бразильцев – помню. Не хочу сказать, что бразильцы – это плохо. Они талантливы, рождены с мячом в ногах. Импровизаторы, техничнее других. Они тонко понимают игру, но не бывает, что есть только плюсы.– Конечно.

    – И главное. Я за «Зенит» не болею, но мне будет неприятно, если лучшая команда России превратится в баскетбольный ЦСКА. Перестанет быть лицом российского футбола. Высказывания на тему отмены лимита… Ну давайте уберем! Я уверяю, что тогда очень скоро на поле будут выходить 11 иностранцев. Да, не во всех клубах. Да, это будут позволять себе только лидеры. Но это случится. Все ведь хотят выигрывать. Зачем это создавать?

    У «Зенита» периода расцвета были прекрасные свои игроки. Во главе с Аршавиным и Кержаковым. И зачем сейчас, лидируя в чемпионате, что-то менять? Это из серии: «А мы еще сильнее станем!».

    – Не станут?
    – Это не сделает команду сильнее на международной арене. Мы видели, что происходит с нашими клубами в еврокубках. Есть там легионеры, или нет.

    – Но это системная проблема. Убрав или добавив несколько игроков, проблему не решить.
    – Да. Системная. И ее нельзя решать приемом симптоматических лекарств. Купим звезду! Это неправильно. У «Зенита» есть все возможности решать проблемы системно.

    По мнению бразильцев, мы замкнутые и мрачные. А он привык общаться

    – Часто пишут про процесс адаптации. Как человек, у которого есть агенты, помощники, водители, советчики, может не адаптироваться?
    – Адаптация – это совсем другое. Я работаю в институте, который занимается исследованиями международных экипажей. И первое, что спрашивает, например, американец, приехав сюда: «Где "Макдональдс"?». Для них наша еда… Да, она может понравиться, но она чужда и неприемлема. Ведь вкус формируется в детстве.

    Первый вопрос адаптации – режим и состав питания. Второй – климат. Это стресс попасть южному человеку в нашу зиму. Извините, но в Бразилии снега никто не видел. Хотя в некоторых регионах и бывают минусовые температуры. Но они испытывают шок при виде снега. Плюс влияние температуры. По иммунитету эти люди настроены на другой климат.

    Третий момент – общение. Манера общения в Европе, Азии, России, Бразилии, различна. По мнению бразильцев, мы – замкнутые и мрачные. А он привык общаться. И кому он здесь что-нибудь расскажет? Тут все ходят с грустными лицами. И они будут казаться ему чуждыми и непонятными. Может, враждебными.

    Почему «Зенит» «переплачивает» за Юри Алберто, и как забивает новичок Питера. Мы изучили всё

    Культура – это не только язык, понимаете? Это еда, одежда, привычки, традиции. И вы простите, но у нас страна очень специфическая. Для северного европейца это еще как-то приемлемо. И они обычно здесь хорошо адаптируются. Хорошо адаптируются те, кто ближе географически. Обычно это европейцы.

    – А кто плохо?
    – Англичане. Сразу кричали, что хотят домой. Бразильцы. Аргентинцы. Зато голландцы вполне могли бы здесь играть. Чехи. Немцы. Если хочешь пригласить иностранца, сделай как «Динамо». Пригласи молодого и перспективного европейца. Который попытается продвинуться куда-то через Россию. Бразилец здесь не получит карьерного роста. Не попадет в сборную Бразилии. И он знает это.

    Чью сторону примет Оливейра? Семака или соотечественников?

    – Почему бразильцы, по большей части, быстрее адаптировались в России, чем аргентинцы? И играли успешнее.
    – Дело в том, что класс бразильского футбола выше, чем аргентинского. Особенно – в последние годы, эпохи после Марадоны. Бразилия остается одним из мировых лидеров. Второе – бразильцы все-таки более контактные. Более склонны встраиваться в социум. Аргентинцы из-за климата и исторических процессов менее контактны. Они несколько более агрессивны в общении. И им здесь сложнее. Они и в других странах не сразу вписываются, дело не в России. Им непросто это дается. А бразильцы, как говорят журналисты, общаются на «языке футбола». И с этим языком у них все в порядке.

    Но, к сожалению, в России у бразильцев не та мотивация. Если она связана только с финансовыми вопросами, то это плохо.

    Тренеры ФК «Зенит» Сергей Семак и Вильям Оливейра

    – В итоге: считаете, переход Юри Альберто в «Зенит» не принесет ничего хорошего и клубу и игроку?
    – И не тренеру. Ему будет только сложнее. Повторю, создается группировка, с которой тренеру будет очень непросто работать. Тренер не владеет португальским…

    – У Семака есть помощник – русскоговорящий бразилец Вильям Оливейра.
    – Но Семак все равно не будет доносить свои идеи напрямую. А через посредника. Всегда в таких случаях происходит искажение информации. И получать он будет искаженную информацию. Плюс этот помощник чью будет занимать сторону – тренера? Или бразильцев?

    – Не знаю.
    – Это подводный камень. В этой ситуации он, помощник, будет сидеть на двух стульях, не зная, чью сторону принять. Хотя, казалось бы, помощник должен быть на стороне главного тренера. Но бразильцы – его соотечественники. И помощник тоже находится во враждебном окружении, как и бразильские игроки.

    Источник:Спорт день за днём


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»