-
Борис Майоров: «У сборной России «заезженный» состав»
Персона03.04.10 23:48
Советник тренерского штаба сборной России рассказал о главной проблеме национальной команды, успехах «Спартака» и развитии Континентальной хоккейной лиги.
После нескольких лет совместной работы в ХК «Спартак» возьму на себя смелость охарактеризовать хоккейного мэтра, двукратного олимпийского чемпиона Бориса Майорова, как человека достаточно жесткого, но справедливого. Он не из тех, кто будет подбирать «нужные» слова, чтобы кому-то угодить.
Мы пообщались с легендарным нападающим после одного из матчей «Спартака». Несмотря на свою занятость, экс-президент красно-белых всегда посещает игры любимой команды.
— Согласитесь, выступление спартаковцев в плей-офф не может не радовать.
— Конечно. Команда оставила очень приятное впечатление. Особенно с учетом того, какие соперники ему достались: московское «Динамо», «Локомотив». Раньше мы могли только мечтать о том, чтобы «Спартак» обыгрывал ведущие клубы. А на сегодняшний день он борется с ними на равных, и даже побеждает.— Многие считают, что это заслуга наставника команды Милоша Ржиги.
— Так категорично заявлять нельзя. В конце концов, выходят на поле хоккеисты, а не Ржига. Хотя, конечно, большое значение имеет то, какие идеи он доносит до своих игроков. Вообще, это обычное явление: когда команда играет хорошо, все говорят о том, какой у нее великий тренер. Стоит ей проиграть, начинают твердить обратное.— Победа «Спартака» над «Динамо» — лишнее доказательство того, что не все решают деньги? Ведь бюджеты у этих клубов отличаются разительно.
— Дело в том, что в «Спартаке» собраны хоккеисты, которые, по-моему, на сегодняшний день особенно и не претендуют на то, чтобы получать миллионы. Тем более что таких средств в клубе-то и нет. Все это прекрасно понимают. Так что здесь полное соответствие между заработной платой, требованиями игроков и возможностями «Спартака».— Что еще вас удивило в плей-офф? Ведь он полон сюрпризов…
— Однозначно поразил Питер, который настолько быстро сошел с дистанции. И «помогла» им в этом Рига. Конечно, удивляла Уфа. Ведь в серии с «Нефтехимиком» «Салават Юлаев» был безоговорочным фаворитом. Думаю, что результаты этих команд шокировали не только меня, но и любого, кто имеет отношение к хоккею.Советник по всем вопросам
— Наверное, превзойти по «шоковому» эффекту сборную России, разгромно проигравшую Канаде, им все равно не удастся… Что же, на ваш взгляд, случилось в Ванкувере?
— Честно, не знаю. Это вопрос не ко мне. Мы, специалисты, не раз обсуждали проблемы нашей сборной между собой. Порой даже удивлялись, как можно профессиональным тренерам делать такие ошибки. Причем, их ошибки лежат на поверхности.— Эти ошибки стали заметны после неудачной игры в Ванкувере?
— Нет, не только. Они были и на Олимпиаде, и до нее. Если команда побеждает на чемпионате мира, это совсем не значит, что все в порядке. Сегодня выиграл, а завтра готовься к тому, что можешь проиграть.— И какая все же основная проблема была у сборной?
— «Заезженный» состав, например. Это первая проблема.— Многие говорят том, что россияне обыграли канадцев на двух чемпионатах мира потому, что сборная у них тогда была несколько иная…
— Однозначно. Но и сборная России, между прочим, была другой. Обратили внимание? Но мы все болеем за российский хоккей. И с этой точки зрения каждый из нас, кто имеет отношение к хоккею, готов помогать и работать на благо процветания нашего хоккея.— Наверное, это и подвигло вас принять предложение стать советником тренерского штаба сборной России. Раздумывали или согласились сразу?
— Честно говоря, после того как на исполкоме Быков пригласил меня на эту должность, мне пришлось немножко подумать — надо ли мне все это в моем возрасте?..— Выходит, что надо.
— Выходит, что да (улыбается). Но, между прочим, контракт у меня до сих пор не подписан. И, признаться, я понятия не имею, на какой срок он будет рассчитан.— Что будет входить в ваши обязанности?
— В мои прямые обязанности не входит, например, просмотр игроков. Это не мое дело. Я — советник! Причем, по всем вопросам (улыбается). По жизни я занимал разные должности, через многое прошел. Может, поэтому тренерский штаб нашей сборной и посчитал, что я им нужен. Наверное, решили, что именно такого опытного консультанта им и не хватает.— Когда приступите к работе?
— Я уже включился в работу. После матча «Спартак» — «Локомотив» побеседовал с Петром Воробьевым насчет игроков его команды.«Американизация» хоккея
— Как можете оценить второй год существования КХЛ? Как вам уровень хоккея в лиге?
— Мне нравится. Хотя, если сравнивать с прошлым сезоном… За один год ничего существенно измениться не могло. Те же игроки. Вроде бы все то же самое. Но видно, что в КХЛ повысился организационный уровень. Лига стала достаточно раскрученной. Для этого у нее есть все возможности. Появился свой телевизионный канал. Был очень интересный чемпионат, сейчас проходит замечательный плей-офф. С удовольствием можно ходить на хоккей, смотреть, анализировать матчи. Но есть вещи, которые в отечественном хоккее просто недопустимы. Я с ними смириться не могу, но и повлиять на них тоже не могу.— Что это за вещи? Уверена, к вашему мнению обязательно прислушаются…
— Явный минус — «американизация» нашего хоккея.— Это плохо?
— А как вы думаете?! Вы можете американкой сразу стать? И я не могу. А нас хотят сделать американцами.— Вы являетесь кумиром для многих. А у вас были люди, которым вы бы хотели подражать?
— Нет. Такого не было точно. Хотя в детстве я кого только живьем ни видел. И весь футбольный «Спартак» конца 40-х — начала 50-х, и ЦДКА. И хоккейные «Спартак» и ЦДКА. Я ходил, смотрел на них, но никогда никому не подражал. Если же у кого-то есть человек, на которого он хочет равняться, то ради бога. Ничего плохого я в этом не вижу.— Вы всегда хотели связать свою жизнь с хоккеем? Или, может, желали овладеть иной профессией?
— В каждом человеке живет талант. Просто его надо как-то угадать самому, или же обстоятельства должны сложиться таким образом, чтобы появилась возможность этот талант раскрыть. У нас в семье ни в одном поколении никогда не было спортсменов. Только инженеры, финансисты, техники. Рядом с нашим домом на Большой Оленьей улице находилось несколько стадионов. И мы там пропадали. Причем хотели играть не только в хоккей, но и в футбол, баскетбол, даже в городки. А в хоккее мне нравился сам процесс игры, тренировки. В общем, у человека должны быть какие-то способности, плюс еще любовь к тому или иному увлечению. Но не такая любовь, когда кричат: «Ах, я это дело так люблю, что тренируюсь с утра и до ночи!» Поэтому говорить о том, что это было мое призвание, не могу. Просто жизненные обстоятельства так сложились. Это с одной стороны. Но с другой, я абсолютно точно знаю, что не тот вуз окончил. По складу ума я совсем не технарь. С удовольствием занялся бы гуманитарными науками. Прежде всего, иностранными языками. Здесь я в струю не попал (улыбается).— Зато вы много лет успешно работаете комментатором на телевидении.
— Комментировать матчи я очень люблю. И делаю это с огромным удовольствием. Интереснейшая работа. Я уже не представляю себя без нее. Но не думаю, что в данном случае речь идет о каком-то призвании. Есть люди, которые хорошо делают свое дело, но высот не добиваются. В данном случае нельзя сказать, что это их призвание. Взять тех же хоккеистов. Их тысячи, а выдающимися стали единицы.Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №12 (31 марта — 6 апреля 2010 года).
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»