• Борис Рапопорт: Не вижу, чтобы Лодыгин делал работу над ошибками

    Анализируем игру голкипера в матче с «Краснодаром»

    18.08.15 00:21

    Игру вратаря Юрия Лодыгина в матче с «Краснодаром», первое поражение «Зенита» в сезоне мы обсудили с бывшим наставником сине-бело-голубых, когда-то защищавшим ворота ленинградского «Динамо», Борисом Рапопортом.

    Реакции мало, надо голову включать

    — Сейчас не только Лодыгин играет активно на своей половине поля, — комментирует Рапопорт манеру игры голкипера «Зенита». — С учетом игры в линию в защите вратарь должен правильно располагаться, занимать позицию между 11-метровой и линией штрафной площадки, играть на выходе как защитник, реагируя на длинные забросы. Но нужно быть очень внимательным. Если видишь, что защитник успевает сыграть, вмешиваться не надо. Сейчас многим вратарям предъявляются такие требования — и головой надо сыграть, и ногой на выходе. Важен разум, расчет. Когда Лодыгин во втором тайме матча с «Краснодаром» куда-то побежал и защитнику пришлось выбивать мяч в аут, это, конечно, неправильно. Отношу это к тому, что он, пропустив второй гол, занервничал. Начались импульсивные, неоправданные действия.

    — Это, в принципе, понятно.
    — Лодыгин — способный парень, уверен в своих силах, легко переживает ошибки, быстро восстанавливается. Но дело в том, что ошибки надо не просто забывать, а исправлять. Работать над их устранением. Если ты этого не делаешь, они будут повторяться. У Лодыгина есть проблемы, связанные со школой. За два года, что он в «Зените», не вижу, чтобы что-то менялось в лучшую сторону. На мой взгляд, он играет исключительно за счет способностей, которыми наделила его природа. Но есть еще и школа, ее надо ставить. У Лодыгина прекрасная реакция, может сложный мяч достать. В то же время ноги работают плохо. Много мячей пытается играть с места.

    — То есть?
    — Вспомните гол, который ему забили в Екатеринбурге. Да, пробил Ерохин здорово, левой. Но видно было, что с этой позиции пробить в дальний угол сложно. Надо было смещаться к ближнему, играть этот мяч не с места, как он сделал, а в движении. Это называется работа ног. Один из лучших в этом компоненте — Рыжиков, вратарь «Рубина». Ну, Акинфеева брать не будем, он вне конкуренции. Неплохо перемещается по линии Габулов, за счет этого успевает отражать сложные удары. У Лодыгина, к сожалению, этого нет. Второй момент — Юра часто преждевременно реагирует, рано падает или садится. Второй гол «Краснодара» тому подтверждение. Начал заваливаться, гадать, мяч пошел в него, и Лодыгин не успел сориентироваться. Сильнейший в этом аспекте — тот же Акинфеев. Он занимает такую позицию, что в него часто попадают мячом. Это как голкипер в ручном мяче. Просто перекрой и стой! Не падай раньше времени.

     

    — Надо больше работать головой, нежели полагаться на рефлексы?
    — Лодыгин играет, не думая и не анализируя ситуацию. Может отбить мяч за счет реакции. Но футбол — хитрая игра, нападающие по-разному играют. У меня перед глазами второй гол «Севильи», в дальний угол, там тоже можно было «прочитать». И много таких моментов, когда надо «включать голову», просчитывать, а не полагаться на реакцию. Лодыгин — молодой парень (25 лет. — «Спорт День за Днем»). Если он в каких-то аспектах не прибавляет, значит, ему это либо не объясняют, либо он не воспринимает информацию. Может, преждевременные авансы, вызовы в сборную привели к тому, что он стал себя переоценивать. Ошибки вратарей — естественная вещь. Акинфеев тоже ошибается. Но, когда он начал в шестнадцать лет, было видно, что у него есть расчет, что он умный вратарь.

    Ошибка Виллаш-Боаша

    — Какие еще пробелы у Лодыгина?
    — На линии играет значительно сильнее. Игру на выходах надо «подтягивать». В некоторых играх у него получается. Сыграет первый раз — потом идет удачно. В то же время много таких случаев, когда надо сыграть в борьбе, вынести мяч кулаком, причем туда, куда надо, — откуда не вернут. Не могу сказать, что он не играет эти мячи. Но случаются проколы.

    — Второй гол не мог быть следствием того, что Лодыгин много бегает по полю, страхуя защитников, тратит силы? На «обычную» работу их не хватает.
    — Нет, это техническая ошибка. Раньше времени начал «складываться», гадать. То, что он бегает, пусть бегает. С футболистами «Зенита» много работают, функционально он готов. Убежден, поставь Лодыгина в поле, он «набегает» столько же, сколько остальные игроки, — в районе десяти километров.

    Для вратаря важно взаимодействие с защитниками. Такое впечатление, что в некоторых моментах Лодыгин играет сам по себе. В «Зените» настолько сильные защитники, что не всегда нужно вмешиваться. Тот же Гарай прекрасно читает игру, успевает сыграть. Мне показалось, Юра в субботу чересчур нервничал, был возбужден. Вратарю важно играть спокойно.

    — Заметили, что игроки «Краснодара» пытались несколько раз закинуть мяч ему «за шиворот» чуть ли не со своей половины поля?
    — Это тактика. «Краснодар» серьезно готовился к матчу с «Зенитом». Вспомните, что сказал в перерыве Володя Быстров, бывший игрок «Зенита»: «У нас есть план на игру, мы его выполняем». Действия Лодыгина тоже были проанализированы. «Зениту» надо готовиться ко всем матчам — не только с «Байером», с «Монако». Соперники в чемпионате России «закрываются», нужно применять позиционное нападение. С этим, конечно, есть проблемы.

    — Выход Данни в стартовом составе — ошибка?
    — И очень серьезная. Виллаш-Боаш предпочел Данни итальянцу Кришито. Вышел на поле Анюков. Саша превосходит Кришито в отборе, но в атаке не так полезен. Тем более давно не играл. Данни сейчас не готов играть полный матч. План на игру был ошибочный.

    Нельзя менять карьеру на деньги

    — Возвращаясь к Лодыгину. Может, пришла пора его поменять?
    — Конечно. И раньше можно было. К такому вратарю, как Лодыгин, надо относиться бережно. Он давно играет без замен. Психологически от этого устаешь. Ротация должна быть. Не такая, конечно, как в московском «Динамо», когда там пробовали то Габулова, то Березовского, то Шунина. Это одна крайность. Эксплуатировать одного и того же вратаря — другая. Малафеев, думаю, сейчас не слабее. И раньше мог подменить коллегу. Так и Лодыгин отдохнул бы, и Слава получил бы игровую практику. Ведь тот, кто на скамейке, должен быть готов выйти в любой момент. Для этого нужно находиться в тонусе. Не говорю уже о том, что Малафеев — достояние команды, заслужил право играть.

    — А Михаил Кержаков?
    — Я бы на его месте крепко подумал, стоило ли переходить в «Зенит». Он доказал, что может играть на высоком уровне в «Волге», «Анжи». Наверняка присутствовал финансовый момент. Но мы говорим о футболе. В «Анжи» Кержаков играл бы в премьер-лиге. Он предпочел прийти в «Зенит» и не играть. Может, ему дали какие-то гарантии, не знаю. Пока вижу, что играет Лодыгин. Если он и в следующем матче, с «Рубином», появится в воротах, я буду думать, что Кержаков совершил ошибку, перейдя в «Зенит». Ему не 36 лет, как Малафееву. Денег он заработает, сидя на скамейке «Зенита», но не все в таком возрасте измеряется деньгами. Кержакову — 28, золотой возраст для вратаря. Шунина мы так потеряли. Ему нужно было давно уходить из «Динамо». Он остался. Считаю, нельзя менять карьеру на деньги.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»