-
Брать лучшее
Разбор07.03.11 23:52
Перестали любить
Посмотрите, сколько иностранцев возглавляют команды в чемпионатах Швеции, Финляндии, Чехии? Практически никого. В НХЛ – тем более, хотя они и отслеживают все новинки в мире. Традиционно в Европе много иностранных тренеров, в том числе канадцев, работает в Германии и Швейцарии, но для этих стран вообще типична смена тренерского состава, текучесть кадров.
Хозяева наших клубов видят смысл в приглашении иностранцев. Есть такая тенденция. А вот нашему тренерскому брату подобная тенденция не грозит. Российских специалистов почти нигде нет. Сложно сказать, почему. Легче всего отмахнуться, списать все, например, на слабость нашей школы, но вряд ли это будет правильно.
Практически все наши тренеры, которые сейчас работают, прошли школу европейского хоккея. А сейчас нас нигде нет в Европе, мы ушли оттуда. Хотя вот Дмитрий Юшкевич пошел по этому пути – в прошлом году поехал в Финляндию, поиграл, поработал, набрался опыта и вернулся. Он уже с этим опытом: и нашим, и энхаэловским, и финским – один из растущих тренеров, его вклад в успехи «Сибири» значителен. Помощник Дмитрия Квартальнова в «Северстали» Александр Смирнов, который в качестве игрока выигрывал чемпионаты Финляндии и Норвегии, побеждал в норвежской лиге и в качестве тренера. Мы об этом и не знаем. А ведь выиграть там, на фоне серьезнейшей конкуренции со стороны канадцев, шведов и местных – это большой успех. Но мы об этом не пишем, мы не знаем своих тренеров, не ценим их. Один из комментаторов написал: «Я не знаю, кто такой Павлов». Это – к нашему стыду. Ведь Павлов успешно работал в Германии, где пробиться среди канадцев практически невозможно.
Наша тренерская школа раньше была хорошо известна за рубежом. Борис Майоров выигрывал чемпионат Финляндии, Аркадий Андреев побеждал в Венгрии, Анатолия Кострикова до сих пор добрым словом вспоминают в Хорватии. Наша школа оказывала серьезное влияние на развитие европейского хоккея. Почему же мы вдруг перестали любить наших тренеров? Ведь можно игроков со стажем, которые уже завершают карьеру, направлять за границу. Как у нас было в свое время – ветераны играли в Европе, а возвращались уже тренерами. Должна быть продуманная система.
Я очень жалею, что наша тренерская школа не представлена сейчас в Европе. Это беда.
Постановка задачи
Работа тренера-иностранца – это очень серьезный вопрос. Тем более я сам много лет был в этой шкуре, накопил огромный опыт. До сих пор получаю приглашения поработать за границей. Но всегда это происходит с определенным расчетом. Руководители клубов должны точно знать, для чего они приглашают иностранца, как именно они его будут использовать, что возьмут у него. Главное – ставить правильные задачи.
Я никакого дополнительного карт-бланша от руководителей я не получал. Результат требуют всегда, с любого тренера в любой команде. Но передо мной стояли и задачи по развитию клуба. В первую очередь – по подготовке молодых игроков, подведению их к основному составу. Я был ответственным за старших – двадцатилетних – юниоров, мог назначать им тренера, отвечал и за их результат. Мне четко и ясно сказали, что я должен ориентироваться на своих молодых хоккеистов. Тем более в то время существовали трансферы, так что у клубов был и материальный интерес – за игроков они получали хорошие деньги. Меня иногда называли «денежной машиной» Я постоянно работал с резервом во всех клубах, где бы я ни командовал, поэтому все проекты у меня были «длинные». Притом, что вопрос результата никто не снимал.
В Ярославле сейчас играют Виталий Аникеенко, Геннадий Чурилов, Александр Калянин, Андрей Кирюхин. И это я еще не говорю про Семена Варламова, Артема Анисимова, Александра Васюнова, Сергея Леснухина… Подготовка этих ребят была задачей, которую я ставил как тренер. Я смотрел и в сегодняшний день, и дальше. Это была стратегия: и моя, и моего тогдашнего помощника Евгения Попихина, и Анатолия Хоменко, который до сих пор в «Локомотиве».
Также я всегда уделял много внимания подготовке тренеров. Как правило, мне давали местных ассистентов. В общем-то, у меня и права выбора помощников не было. Работал с тем, кого давали и говорили: «Владимир, ты будешь с этими молодыми ребятами». И мои ребята сейчас востребованы: Юкко Кову, который опять возглавил ТПС, Кари Ялонен, Рику-Петтери Лехтонен… В «Клотене», например, трудится мой бывший игрок, капитан команды, Феликс Холленштайн. То есть эта задача тоже решалась.
В общем, я отвечал и за результат, и за подготовку молодых игроков и тренеров. Знаю, что у меня есть последователи. Конечно, каждый специалист работает по-своему, но, как мне показалось, многое из моей практики было использовано и сейчас используется в финской тренерской школе.
Наследие
Конечно, приглашение иностранного специалиста – это право руководителя клуба, который определяет стратегию, рассчитывает, видимо, на новые знания, которые принесет с собой тренер. Ведь главный тренер отвечает за развитие всей клубной системы: подготовка игроков, наставников, учебно-тренировочный процесс… Это лидерская роль, предполагающая огромную ответственность. В этом плане оправданно привлечение специалистов с именем, зарекомендовавших себя. Другой вопрос – какие задачи ставит перед тренером руководство клуба. Первое – это, конечно, результат. Но должна в задачи главного тренера входить и подготовка молодых игроков и ассистентов. Хороший пример – Федор Канарейкин. Он работал и с Владимиром Вуйтеком, и с Кари Хейккиля, и с Дэйвом Кингом. А потом сам выиграл чемпионат. Или мой сын, который вместе с тем же Вуйтеком дважды занимал первое место. Я не знаю, ставят ли такие задачи сейчас перед иностранцами в нашем чемпионате.
Необходимо понимать, какое направление выберет иностранный тренер, что он принесет в команду. И что возьмет клуб. Каких своих специалистов подготовит, смогут ли они сами потом стать главными? Конечно, это означает, что и приглашать нужно не тренеров среднего уровня, а ярких личностей, которые могут привнести что-то новое. И важно даже не столько, что этот тренер может нам дать, сколько то, что мы сможем у него взять. Не надо ждать, пока нам все принесут и положат в рот.
Нужно знать стратегию клубов, четко понимать, что мы выносим. Я в Магнитогорске спросил: «Что у вас осталось от Дэйва Кинга? Может, видео?» Ведь он хорошо работал с молодыми: и с Евгением Малкиным, которому он дал психологию, и с Колей Кулеминым, и с Евгением Бирюковым… В общем, многих ребят поднял. А сейчас тренеры берут опытных. Они нас немного узнали и думают: давай-ка опытных подтяну, буду думать только о результате. И задачи подготовки уже не входят в их обязанности. Тем более сейчас они уже приезжают не по одному, а целыми бригадами. Ну и что мы в таком случае возьмем от них, кто у них чему научится? От Кинга же ничего не осталось, а это очень интересный, своеобразный тренер, от которого надо было взять все лучшее, занять в школу. Это как в футболе, где после Гуса Хиддинка у нас не осталось никаких наработок. У него было много интересных предложений по структуре проведения чемпионата, по организации «голландской» школы для молодежи.
Если же правильно формулировать задачи, выстраивать стратегию, то от приглашения иностранцев выиграет и наш тренерский цех. Надо только уметь брать у них все лучшее, досконально изучать их работу, перенимать все новое. То есть думать, приглашая, и о развитии своей тренерской школы.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №7 (2-8 марта 2011 г.)
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»