• Бронзовый призер чемпионата России Виталий Литвинов: «Общаюсь только с Зыряновым и Семшовым»

    17.04.10 00:26

    Бронзовый призер чемпионата России Виталий Литвинов: «Общаюсь только с Зыряновым и Семшовым» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    В этом году исполняется десять лет с тех пор, как московское «Торпедо» завоевало бронзовые медали чемпионата России. Одним из лидеров той команды был защитник Виталий Литвинов, воспитанник петербургского футбола.

    Пришел из армии, устроился в магазин

    — Виталий, вы поиграли во многих клубах, но приходилось читать, что вы не планировали становиться профессиональным футболистом.
    — Можно сказать, футболистом стал случайно. 1991 год. Пришел из армии, устроился работать в магазин. При этом футбол очень любил и пошел играть за команду «Большевик», в которой занимался еще в детстве. Собирались с ребятами после работы, тренировались, раз в неделю были игры в чемпионате города. Ни о какой большой карьере не думал. Но как-то играли против «Турбостроителя» на его поле, мне удалось забить два мяча, благодаря чему команда выиграла — 2:1. На этой игре был тренер «Кировца» Сергей Францев. Даже не знаю, чем я ему мог приглянуться, кроме забитых голов, но после игры он подошел ко мне и предложил прийти на просмотр в «Кировец».

    — Сомнения были какие-то?
    — Для меня это стало сюрпризом. Посоветовался с мамой — она сказала, что стоит попробовать, да и ребята из «Большевика» поддержали, сказали, что у меня должно получиться. Так что колебался недолго. Правда, карьеру начал в черняховском «Прогрессе». Дело в том, что не успел меня Францев пригласить в «Кировец» , как сам он оттуда ушел и принял «Прогресс». И пригласил меня уже туда.

    Жаркая Элиста

    — Помимо «Торпедо» в премьер-лиге вы играли за «Уралан» и «Уралмаш» и все время под руководством Виталия Шевченко. За что он вас ценил?
    — Думаю, что Виталий Викторович, тренер во многом прагматичный, хотел просто работать с игроками, которых уже знает, на которых он мог опереться. А какими игровыми качествами я ему приглянулся, трудно сказать — возможно, самоотдачей.

    — Чем запомнился «Уралан»?
    — Во-первых, потрясающим отношением болельщиков! Они очень любили команду. Когда мы вышли в высшую лигу, нас встречал весь город. На домашних матчах была прекрасная атмосфера. И внимание Кирсана Илюмжинова к команде, его уважение к игрокам было огромное.

    — А как переносили жару?
    — Это было большим испытанием, особенно поначалу — все-таки для меня, северного человека, 45 градусов в тени были, мягко говоря, непривычны. Но постепенно мы адаптировались. Потом это уже было одним из наших преимуществ в домашних играх. Всем командам в Элисте было тяжело, даже «Спартак» многого не мог показать.

     

    — Житейские условия были хорошие?
    — Пока играл, все было на достойном уровне. Только досуг очень однообразный. Когда ко мне приезжали жена с дочкой, мы снимали квартиру и, конечно, выезжали погулять. А так жил в знаменитом шахматном городке с остальным ребятами.

    — Не утомляло видеть одних и тех же людей?
    — Как раз нет. Почти все ребята были не местные, и мы тогда очень сплотились. Считаю, что это было одной из причин наших успехов.

    Шевченко требовал простых вещей

    — Вернемся в «Торпедо». Десять лет назад могли представить, что клуб упадет так низко?
    — Однозначно нет! Клуб был стабильный. Мы знали, что зарплаты у нас скромнее, чем у игроков многих других команд, что клуб не может каждый год покупать футболистов очень высокого класса. Но в то же время зарплату нам никогда не задерживали — все выплачивалось в срок и в заранее оговоренном объеме.

    — Пока вы играли за «Торпедо», оно ни разу не опустилось ниже четвертого места. В чем секрет?
    — В первую очередь в профессионализме Виталия Шевченко. Он требовал от игроков соблюдения игровой дисциплины, простых, но в то же время надежных и хорошо отработанных действий. И уже во вторую очередь допускалась импровизация. Игроки могли проявлять индивидуальность.

    — «Торпедо» многие тогда ругали за незрелищный футбол.
    — Отчасти с этим можно согласиться, но эти претензии касались в основном сезона-1999. В 2000-м и в 2001-м у нас было достаточно ярких и результативных игр.

    — Чего команде не хватило в 2001 году, чтобы удержаться на первом месте или хотя бы до конца бороться за него?
    — Причина, думаю, банальна — слишком короткая скамейка. Некем было заменить лидеров.

    — Что вас заставило в том сезоне перейти из успешного клуба в «Торпедо-ЗИЛ», которое боролось за выживание?
    — Только мои амбиции. Хотелось играть, а в «Торпедо» с этим возникли проблемы. Я не выходил из-за травмы, а когда восстановился, мое место уже занял другой игрок. Он выглядел в самом деле хорошо.

    — Играя тогда с Зыряновым в одной команде, могли предположить, что он достигнет таких высот, причем как игрок атакующего плана?
    — Что он на это способен, было ясно сразу по тому, как он с мячом обращался, какие передачи роскошные раздавал!

    — Почему же тогда в «Торпедо» он играл на месте опорного полузащитника, вдали от чужих ворот?
    — Дело в том, что Костя еще и очень надежный, ответственный игрок. И Виталий Шевченко, любитель дисциплины, ценил в нем именно это. Но Зырянова все равно тянуло вперед — склонность к созиданию в нем была всегда! По жизни Костя общительный, компанейский парень. Кажется, совсем не изменился с тех пор.

    — Что привело «Торпедо» к нынешним бедам?
    — Владимиру Алешину все сложнее было содержать клуб. Вариант с продажей сорвался. Скорее всего, ситуация зрела давно. А тут как раз команда неудачно выступила.

    Долматов говорил: «Свободен»

    — В 2002 году вы перешли в питер­ское «Динамо». Чем подкупило предложение клуба первого дивизиона?
    — В первую очередь планами руководства. Они хотели сделать еще одну сильную команду в Питере, для этого пригласили многих известных игроков, мне это было интересно.

    — В том году в «Динамо» четыре раза менялся главный тренер. Что происходило в команде?
    — Хозяин команды Сергей Амелин очень переживал за результат и какие-то локальные неудачи считал поводом для серьезных кадровых решений. Эта чехарда только отбрасывала нас назад — сложно столько раз за сезон привыкать к новым требованиям.

    — В следующем году команду возглавил Олег Долматов. И вы ее покинули.
    — Я чем-то не понравился Долматову. И не могу сказать чем. Это был вообще его стиль — он с игроками один на один почти не разговаривал, ставил их просто перед фактом. Говорил: «Свободен». При этом причин расставания с футболистами никогда не озвучивал. Говорил, что он так решил, и все.

    — А как с ним работалось в футбольном плане?
    — Вот специалист он очень сильный. Сейчас я это очень хорошо понимаю. Его тактические занятия, специальные упражнения меня многому научили. Но такое отношение к людям созданию хорошей обстановки в команде не способствовало. Думаю, именно поэтому «Динамо» так и не смогло выйти в премьер-лигу.

    — Вы поиграли во многих клубах. Поддерживаете отношения с бывшими партнерами?
    — Только с Костей Зыряновым да с Игорем Семшовым. Как-то потерялись контакты почти со всеми. Но в этом году будет десять лет, как мы завоевали бронзу с «Торпедо». Если руководство клуба о нас вспомнит и соберет по этому поводу, будет очень приятно со всеми повидаться.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»