• Бронзовый призер Олимпиады-1960 Юрий Бачуров: 60 лет в строю

    06.04.08 16:04

    На Олимпиаде в Риме в 1960 году советская четверка распашная (Юрий Бачуров, Игорь Ахремчук, Анатолий Тарабрин, Валентин Морковкин) завоевала бронзовые медали. Загребным в том квартете был Юрий Бачуров. Он вообще-то надеялся на большее и не был очень уж доволен третьим местом. И дело не только в присущем ему максимализме, основания для оптимизма были.

    Коммунист из Королевского клуба

    Впрочем, на отсутствие титулов и регалий жаловаться Юрию Кузьмичу грех. Он многократный чемпион СССР и Европы, двукратный победитель английской Королевской регаты. В те годы эти соревнования именовали неофициальным чемпионатом мира. Двукратных победителей этих гонок единицы, потому и отношение к ним особое. Юрий Бачуров — почетный член Британского Королевского клуба, такой вот неожиданный, согласитесь, поворот в судьбе питерского спортсмена.

    Типичной его биографию вообще не назовешь. Титулованному олимпийцу прямая, проторенная дорога в тренеры. Он же защитил кандидатскую диссертацию на тему, со спортом никак не связанную, стал главным конструктором оборонного предприятия, руководил крупным заводом.

    — Вы, господин почетный член Королевского клуба, монархистом, похоже, так и не стали, невзирая на стимулирующее к этому звание?
    — Нет, увольте. Я вырос и сформировался в советское время. Звание, конечно, почетное, но и взгляды, и убеждения у меня после его получения не изменились.

    Если человек сделал все, что мог

    — Юрий Кузьмич, насколько мне известно, какая-то неприятная история получилась с вашей четверкой в финале олимпийской регаты. Могли ведь и выиграть. Что же произошло на самом деле?
    — Могли выиграть и были очень близки к победе. Хотя, между прочим, никто перед нами такой задачи не ставил. Перед отлетом в Рим нас всех вызвали в ЦК КПСС. Отдел спорта все контролировал, все изучал. Нам сказали: «Ваша задача — выйти в финал». Так что даже бронзовые медали — это перевыполнение плана.

    — Но это — план ЦК. У вас-то другие планы были…
    — Мы в полуфинале итальянцев на полкорпуса лодки обставили. И в решающем заезде ушли на старте от них, да и от всех остальных, как от стоячих. Конечно, на первое место нацеливались.

    — Как пел Высоцкий, «на 10 тыщ рванул, как на 500, и спекся»? Так, что ли, вышло, сил не рассчитали?
    — Все получилось значительно хуже. За 100 метров до финиша один из нашей четверки отключился, практически потерял сознание. Он не греб, даже сидеть не мог. Мы финишировали чудом, весь наш отрыв, естественно, растеряли, хорошо хоть бронзу завоевали, а итальянцы, которых мы накануне обыграли, стали чемпионами. Что с парнем произошло, непонятно, то ли жара сказалась, то ли перегрузили на тренировках.

     

    — Он, выходит, хоть и вынужденно, но, выражаясь непрофессионально, табанил?
    — Так уж получилось.

    — Могу представить себе реакцию остальных членов вашего экипажа. Лидировать всю дистанцию и ограничиться бронзой… Третье место на Олимпиаде — огромный успех, но не в вашей, наверное, ситуации. Как говорят спортсмены, после гонки несчастному «напихали»?
    — Ни в коем случае. За что?! Я считаю, наоборот, он достоин всяческого уважения. Парень отдал себя всего, в буквальном смысле слова, без остатка. Выложился до конца. Знаете, если человек сделал все, что мог, его нельзя бранить за неудачу.

    — Ну, это вы сейчас так говорите, умудренный опытом и, простите, сединами. А тогда обида не прозвучала?
    — Нет, обидно было, это правда, но на судьбу, что ли, на невезение, а не на товарища. Такого чувства просто не было. Мы остались командой, продолжали дружить, гоняли в одной лодке и немало еще выиграли после Рима.

    Юноша с веслом

    Уходить из спорта раньше или позже приходится. Но вы избрали не самый типичный для олимпийца путь. Вы получили высшее образование не в институте физкультуры…

    — В знаменитом питерском «Военмехе».

    — Совмещать-то такую учебу со спортом высших достижений не просто.
    — Как-то удавалось, хоть и было действительно нелегко. Я и не сразу начал учиться. Спорт у нас, как известно, был любительским. Я работал на заводе «Арсенал», где и появлялся два раза в год. Но встречи эти были очень интересными. То была эпоха железного занавеса. Для тех, кто трудился на «Арсенале», он был даже не железным, а стальным — секретность. Нас-то, конечно, выпускали, спортсмены много по миру ездили, вот нас и расспрашивали часами. Мы с удовольствием беседовали с мужиками, рассказывали о своих впечатлениях. Ну и о самих соревнованиях тоже немало расспрашивали. А потом уж впрягся — сначала в учебу, потом в работу. Мы все тогда по-настоящему учились. Нас и прозвали «четверкой инженеров». Полученные знания, кстати, помогали. Я сконструировал новую модификацию весла, она и сегодня почти не изменилась, на вооружении у гребцов-профессионалов осталась.

    — В тренеры вы не пошли, но со спортом, и с греблей в частности, так и не расстались?
    — Это на всю жизнь. Без спорта просто не могу. Сейчас вот занимаюсь дома, на общественных началах, с группой детишек. Беру всех начиная с двухлетнего возраста. Им это необходимо и для здоровья, и для развития. Тем, кому меньше трех лет, помогают мамы и бабушки. Они, между прочим, тоже хотят заниматься зарядкой. В этой группе и две мои внучки. С них спрос особый.

    — В чемпионки готовите?
    — Нет, просто к ним повышенное внимание. А станут ли чемпионками — вопрос не столь важный.

    — Получается, со спортом вы действительно никогда не расставались. Помните воспоминания дипломата, графа Игнатьева, «50 лет в строю»? А вы сколько в спортивном строю, Юрий Кузьмич?
    — Выходит, что скоро будет 60.

    КВАК с чаем

    — Вы, выходит, переплюнули графа по стажу. Потому и работаете с самым широким возрастным спектром?
    — Уже очень давно я организовал КВАК. Не пугайтесь, это аббревиатура: Клуб ветеранов академической гребли. Собираемся раз в три месяца, обсуждаем события в нашем виде спорта, что-то вспоминаем, проводим ветеранские регаты, потом чай…

    — Чай?
    — Красное вино тоже. Настраивает на трогательные воспоминания и конструктивный разговор о делах нынешних одновременно.

    — Не в недрах ли КВАКа созрела идея создания в Санкт-Петербурге Дома спортсмена? Ваш проект получил государ ственную поддержку, это стало событием в спортивной жизни города.
    — Думаю, что да. Эта идея давно у меня зрела.

    — Каковы цели и задачи вашего детища?
    — Основная задача — это защита всей нашей спортивной общественности, не только атлетов, но и судей, тренеров, как дей-ствующих, так и завершивших карьеру, от всех сваливающихся на них проблем. Мы рассматриваем в качестве «проходного балла» в этот дом значок мастера спорта. У нас есть лозунг, гласящий, что ни один спортсмен Санкт-Петербурга не должен остаться без внимания и под держки. Но это скорее не столько лозунг, сколько основная задача. А решение этой задачи, в свою очередь, должно поспособствовать и решению другой, не менее важной. Мы должны помочь развивать традиции нашего спорта, объединить поколения спортсменов. Наши заслуженные ветераны должны стать образцом для молодежи, для детей, да и для всех петербуржцев. Пропаганда здорового, активного образа жизни — одна из наших приоритетных задач. Вот, к примеру, правительство города разрабатывает сейчас просто блестящую программу, стараясь построить мини-стадион в каждом дворе. Уже готово больше ста стадионов отличного качества, в нынешнем году эта цифра удвоится.

    — Казалось бы, и беспокоиться вам не о чем.
    — А вы посмотрите, что делается! В моем дворе такой красавец-стадион уже построен, но я с горечью вижу, что его КПД достигает максимум 15 процентов. Там очень мало людей. Если там иногда футболисты гоняют мяч, это еще не означает, что стадион полноценно функционирует. И кому как не ветеранам спорта взять шефство в своих дворах над стадионами?! В Доме спортсмена мы планируем готовить и направлять специалистов на такую работу. Им необходимо помогать, знакомить с методиками, снабжать специальной литературой. Я вот занимаюсь с совсем маленькими детьми, а читать приходится постоянно.

    — Неужели это необходимо для призера Олимпиады?
    — А как же! Знания нуждаются в постоянном обновлении, необходимо что-то придумывать, так, чтобы занятия были в радость. Публичность и открытость — кредо Дома спортсмена. Каждый петербуржец сможет обратиться к нам за консультацией.

    — Вы планируете открыть какие-то секции в Доме спортсмена?
    — Да, мы уже сейчас заняты этой работой, хотя пока у нас временное помещение. У нас самый широкий спектр деятельности, вплоть до юридической помощи спортсменам. Мы и пресс-службу свою создаем. С прицелом на Сочи-2014 мы намерены заняться еще и популяризацией олимпийского движения, ведь в нашем клубе немало победителей Игр. Мы должны противопоставить тому негативу, который существует сегодня в обществе, нашу альтернативу: здоровый, спортивный образ жизни.

    За здоровье нации

    — Все организационные вопросы, связанные с развитием Дома спортсмена в Санкт-Петербурге, решаются на городском уровне?
    — И на городском, и на федеральном. Нас горячо поддержал председатель Комитета по физической культуре и спорту Государственной думы олимпийский чемпион Антон Сихарулидзе. На наше организационное совещание специально приехал из Москвы Евгений Юрьевич Архипов — помощник президента России Дмитрия Анатольевича Медведева. Присутствовали и представители городского спорт комитета. На этом совещании только олимпийских чемпионов собралось 25 человек.

    — Скажите, а в других городах какие-то аналогичные проекты существуют?
    — Пока нигде такого нет. Вот все и решили, что назрел момент Петербургу показать пример другим городам. Нас все поддержали. Из президентской администрации уже выслали ноутбук в подарок. Это Евгений Архипов постарался. Он особо поддержал нашу идею создать при этом клубе Музей спортивной славы Санкт-Петербурга. А это не только победы на стадионах. Мы помним и знаменитые блокадные матчи, и подвиги наших спортсменов во время Великой Отечественной войны. Все это будет отражено.

    — Вы достигли больших высот в спорте в те времена, когда эти победы не очень щедро оплачивались. Сейчас иная эпоха. На ваш взгляд, и спортсмены стали другими? Просто профессионалами, отрабатывающими свои контракты, или ими движут какие-то иные мотивы?
    — Люди во все времена были разные. Меня уже не переделать. Хорошо зарабатывают сегодня ребята — так это прекрасно. Я всегда считал и продолжаю считать, что спорт — это наша жизнь. Я ему поклоняюсь и надеюсь привить это чувство своим землякам. Спорт способ-ствует гармоничному развитию личности. Поэтому я надеюсь еще ему послужить. Это — работа на здоровье нации.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»