• Бронзовый призер Олимпиады-2000 Лариса Мерк: «Мы жили как на вулкане»

    29.06.08 07:45

    «Спорт» начинает знакомить читателей с петербургскими олимпийцами, которым предстоит выступить в Пекине. Ну а первым нашим героем стала одна из самых опытных спортсменок в сборной страны — Лариса Мерк. Для нее Игры в Китае станут уже четвертыми и, скорее всего, последними в карьере.

    Волнуюсь больше, чем перед Атлантой-96

    — Лариса, уже 12 лет прошло с вашей первой Олимпиады. По-другому стали относиться к спорту за это время?
    — Конечно, прибавилось опыта, знаний. Но все равно волнение присутствует. Даже больше, чем перед Олимпиадой 1996 года. Там я была молодой. Все дороги были открыты. К тому же в этом году нам тяжело дался отбор на Игры. Путевку в Пекин смогли завоевать только в конце июня на квалификационной регате в Польше. Нам нужна была только победа. Психологически это очень давило.

    — Уже известно, что в Пекине вы не будете жить в Олимпийской деревне. Вас это радует?
    — Я еще не знаю, где будем жить. На Играх в Афинах поселились за пределами деревни и были очень этому рады. В Греции стояла невыносимая жара, а там, где жили спортсмены, кругом был сплошной бетон. У нас же был снят домик недалеко от гребного канала. Рядом море, деревья. Хотя атмосфера праздника чувствуется слабее.

    — В Пекине бывали раньше?
    — Нет, но некоторые наши спортсмены были на сборе в Шанхае. В целом им там все понравилось: и организация, и канал. Мы же полетим туда только 1 августа — сразу после окончания сбора в Литве. За это время нужно успеть пройти допинг-контроль и получить экипировку в Москве.

    Замучили анализами

    — На этих Играх к гребцам будет приковано особое внимание. Ведь сборной могли вообще запретить выступать на Олимпиаде из-за допинговых скандалов. Опасались дисквалификации?
    — Не верила в это. Ведь если международная федерация действительно хочет навести порядок, то лишать спортсменов Олимпиады — последнее дело. Порядка не прибавится, а гребцы пострадали бы. Хотя и так эта история здорово шарахнула по команде. Ведь дисквалифицировали не юниоров, а опытных спортсменов. Мы жили как на вулкане.

    — Кто же все-таки виноват в череде этих положительных допинг-проб?
    — Считаю, что здесь две разные истории. Первая — это дисквалификация Ольги Самуленковой. С ней до сих пор много вопросов. Ведь ее проверили дважды за двое суток. Первый контроль был из Норвегии, и анализы проверяли в Кельне. Все оказалось чисто. А на следующий день на сбор приехала румынская комиссия. Специалисты отправили пробы в Париж, и там уже выявили повышенный уровень тестостерона. Но до сих пор так никто и не сказал, насколько он был повышенным. Ну а во второй волне скандалов, когда попались сразу несколько ребят, я вижу вину нашего доктора. Он халатно отнесся к своим обязанностям. В итоге гребцы пострадали, а этот врач где-то пристроился и живет припеваючи.
    Меня после этого стали проверять гораздо чаще. В прошлом году сдавала анализы каждые две недели. Приезжали брать пробы на любой сбор, где бы мы ни находились.

     

    — Чем сейчас занимается Ольга Самуленкова?
    — Тренируется. Надо отдать должное петербургскому спорткомитету, который помогает ей финансово. Если бы не эта поддержка, Оле пришлось бы завершить карьеру. А это было бы неправильно — она молодая.

    — В результате скандала сменилось все руководство Федерации гребли России. На вас это сказалось?
    — Конечно. Пришли новые люди. Кто-то из них имел отношение к гребле, но еще в Советском Союзе. Кто-то сам выступал в прошлом. Есть и те, кто в последние годы работал с гребцами из Вьетнама, Китая. Такое ощущение, что они оторваны от реальности. Привыкли тренировать тех, кто готов пахать за тарелку риса или по велению партии. А к нам нужен другой подход.

    Тренируемся без врача и массажиста

    — При новом руководстве легче тренироваться?
    — Нет стабильности. Еще вчера говорили, что последний сбор проведем в Псковской области, а сегодня позвонили, что едем в Литву. Или ситуация с олимпийской лодкой. Мы в Москве приготовили новенькую лодку, на которой собирались выступать в Пекине. Берегли ее как зеницу ока. На отбор поехали на старенькой. Но после окончания отбора к нам подходят руководители федерации и говорят, что лодку в Китай нужно отправлять сегодня же и прямо оттуда. Мы были в шоке, но сделать ничего не могли. Погрузили старую лодку. Ей уже пять лет, она вся в царапинах. Может быть, придется в Пекине брать новую напрокат. Это все из-за непродуманности решений. Кроме того, в сборной сейчас нет врача или хотя бы массажиста. Вы можете себе такое представить? Если кто-то заболевает, сразу пытается вспомнить, какие препараты принимать можно, какие нельзя. А если что-то забудешь?

    — Но без массажа у вас же мышцы после тренировок забиваются?
    — Конечно. Приходится ходить в сауну каждый день. Это не очень полезно, но ничего не поделаешь. В прошлом году были на сборах с английской командой. Так обзавидовались. У них есть группа специалистов по фитнесу, по силовой работе, несколько биохимиков, человек 15 обслуживающего персонала.

    — От работы отстранили и вашего личного тренера петербуржца Виктора Рудаковича.
    — Его дисквалифицировали, но он имеет право тренировать. Ему лишь запрещено появляться на официальных соревнованиях, проводимых международной федерацией. Так что он работает с нашей четверкой, но на Игры поехать может только как турист.

    — После Олимпиады уйдете из спорта?
    — Скорее всего, да. Уже и здоровье не то, да и хочется по­пробовать чего-то нового. После Пекина отдохну несколько месяцев. Тренером быть не смогу — не такая я терпеливая. Но все равно постараюсь найти себе место в спорте.

    Кстати

    Лариса Мерк будет единственной представительницей Петербурга в соревнованиях по академической гребле на Олимпиаде. Хотя еще несколько спорстменов из Северной столицы претендовали на путевку в Пекин. Наиболее реальные шансы поехать в Китай были у мужской восьмерки, в которую входили три петербуржца (Владимир Володенков, Александр Кулеш и Денис Маркелов). Однако на последней квалификационной регате в Познани россияне чуть больше двух секунд уступили голландцам и не попали в Пекин. Могла поехать на Олимпиаду Ольга Самуленкова, у которой срок дисквалификации заканчивается в июле. Однако к этому времени тренерский штаб проведет все национальные отборы и тасовать состав команды не будет.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»