• Бросок с ложным замахом. Одного экипировщика сменить на другого безболезненно не получится

    Оставят ли санкции хоккеистов КХЛ без клюшек и коньков?

    10.09.22 20:40

    Бросок с ложным замахом. Одного экипировщика сменить на другого безболезненно не получится - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Реклама • OLIMP.BET
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    Летом фундамент на сезон закладывают не только хоккеисты, но и клубные экипировщики. В межсезонье они обычно проводят массовые закупки клюшек, коньков и прочего, необходимого игрокам инвентаря. Теперь же с этим серьезные проблемы. 

    Неужели XV сезон КХЛ придется доигрывать деревянными клюшками и в кожаных коньках?

    Разные взгляды монополистов

    Главным поставщиком скепсиса на российский хоккейный рынок стала компания «Bauer». В марте ее генеральный директор Эд Киннали сообщил о приостановке деятельности в России и Беларуси. Параллельно она расторгла рекламные контракты с российскими звездами НХЛ Андреем Василевским, Никитой Кучеровым и Кириллом Капризовым. Забавно, но официальный интернет-магазин «Bauer» в России при этом продолжает работать...

    Казалось бы — одна компания, не велика потеря. Но рынок хоккейной экипировки крайне монополистичен. Два ключевых игрока, от которых подпитываются 90 процентов профессионалов — канадская ССМ и американская «Bauer». 

    Других, более мелких производителей, не наберется и десяток. Так что любое резкое движение гигантов сильно отражается на хоккейном мире.

    ССМ в отличие от «Bauer» политический кризис на резкие шаги не спровоцировал. Она ограничилась расторжением рекламного договора с основателем Putin team Александром Овечкиным. Теперь ССМ может еще основательнее углубиться в российский рынок. Пока же на нем самый популярный бренд «Bauer».

    Обывателю, не погруженному в тонкости хоккейной жизни, может показаться, что не происходит ничего страшного: «Ну, смени «Bauer» на ССМ и бегай дальше по льду за шайбой». 

    Для игроков, которые годами используют экипировку одной и той же модели, подобные изменения все равно, что вместо кроссовок, в которых ходил годами, начать носить исключительно туфли, а вместо свитера с джинсами — деловой костюм. 

    У каждой модели конька своя колодка, у клюшек свой загиб, вес и центр тяжести. На адаптацию необходимо время. А от хоккеиста требуют результат здесь и сейчас - за то ему и платят.

    Руа ищет форму, Радулов — курьера

    Работа с экипировкой в профессиональных хоккейных клубах, как правило, поставлена следующим образом. Ответственные люди, получив данные от хоккеистов, осуществляют летом оптовый заказ всего, что тем необходимо. К началу предсезонных сборов, либо чуть позже все это уже в клубе. 

    Если говорить о клюшках, это очень серьезные партии. За сезон игрок уровня КХЛ/НХЛ использует за сезон порядка полусотни клюшек и три-пять пар коньков. А в расширенном составе одной команды — под три десятка человек. А есть еще фарм-клубы и молодежные команды, которые в России часто встроены в одну вертикаль.

     

    Второй вариант - хоккеисты заказывают форму самостоятельно, сохраняя чеки, стоимость которой компенсируют клубы. В текущих условиях он прекрасно подходит легионерам. Они закупаются по дороге из Европы или Америки в КХЛ. Вот только порой подводят службы перевозки. 

    Так, канадский новичок «Витязя» Джереми Руа где-то между Северной Америкой, Стамбулом и Минском потерял не только все свои клюшки, но и экипировку, которые за три недели так и не отыскались. Теперь он вынужден играть тем, что было в клубе.

    Осуществлять заказы напрямую из России хоккеистам сложнее, так как с рынка ушли многие транспортные компании. Новичок «Ак Барса» Александр Радулов ищет даже через соцсети людей, которые на пути из Нью-Йорка в Россию смогли бы прихватить его клюшки. Но, как известно, любая проблема всегда порождает посредников, способных ее решить за определенное вознаграждение.

    Время пересчитывать клюшки

    В профессиональных клубах тему закупок экипировки комментируют неохотно, как правило, ограничиваясь фразой «У нас все в порядке». Это неспроста. Сейчас, как выяснилось, работает несколько схем поставки товара на российский рынок, в том числе — того же «Bauer». В Россию он ввозится через Казахстан, либо Прибалтийские страны. Физические лица, переплатив процентов 30-40 от начальной стоимости, без проблем могут отыскать свежие модели на том же Авито. Юридическим, тем же клубам, сложнее — от них требуется финансовая отчетность. Но эта задачка на первый взгляд легко решаемая: частник преобразовывается в юрлицо и уже по чекам реализует завезенное. Но, видимо, не все так просто, раз хоккеисты каждый день пересчитывают оставшиеся орудия труда.

    - У меня две клюшки осталось, - жаловался за две недели до старта сезона форвард «Локомотива» Егор Коршков. - Так что если болельщики у меня попросят клюшку, точно дарить не стану — не то время сейчас, пусть не обижаются. Проблемы с экипировкой есть. Ее решением занимается наш администратор. К сезону, говорят, все должно быть. Ждем...

    Логистические сложности, удорожание материалов и скачки валют, разумеется, отразились на конечной стоимости товара. Закупочная стоимость хоккейной экипировки за последние месяцы всюду подорожала, как минимум, на треть. В России же ее продают порой втрое дороже. Родители юных хоккеистов, для своих чад ранее не видевших альтернативы топовым моделям, теперь, глядя на ценники, часто усмиряют аппетиты, выбирая то, что бюджетнее.

    К новым реалиям российский хоккейный рынок, в целом, приспособился быстро. Ключевые неудобства - цены, сроки и объем поставок. Небольшие посредники пока не в силах завозить экипировку оперативно и помногу. Порой ее с момента заказа до момента получения приходиться ждать три-пять месяцев. Пока выручают запасы, оставшиеся в клубах с прошлого сезона. Да и летом клюшки ломаются не так интенсивно, как в сезоне.

    На чужом коньке

    А вот коньки на спецзаказ — проблема посложнее. Некоторые изготовители встали в позу и для хоккеистов, выступающих в России, отказываются их делать. Приходится ломать голову, чтобы запутать следы. Оформлять заказ, к примеру, на другого человека, проживающего/играющего в Европе, который затем окольными путями перешлет его непосредственному получателю.

    Несмотря на то, что «Bauer» на рынке российского хоккея остается ведущим брендом, пару лет назад, после того, как ССМ отличился очень удобной моделью коньков, на него перешли многие игроки. Теперь вероятно процесс ускорится. 

    Также некоторые хоккеисты стали присматриваться к менее известным производителям клюшек — таких как, True, Sherwood, Warrior. Последние, правда, исчезли с российского рынка еще до событий в Украине — у компании, представлявшей здесь ее интересы, «Warrior» отобрал лицензию год назад. Еще есть китайский Mad Guy, но его производство ориентировано на аксессуары: баулы, гамаши, свитера, защитные «ошейники», чехлы для коньков и т.п. Этот бюджетный бренд пользуется популярность в основном у любителей.

    Российских производителей экипировки за годы хоккейного бума в стране появилось немного. В Ярославле компания V76 производит коньки. 

    Хоккеисты-любители ими довольны, а вот профессионалы смотрят со скепсисом. V76 — широкопрофильная фабрика спорттоваров, помимо коньков производящая эспандеры, тюбинги, боксерские груши, бейсбольные биты, роликовые коньки и много чего еще.

    «ЗаряДное» устройство в массы

    Самым популярным российским хоккейным брендом за последние годы стала компания по производству клюшек «ЗаряД». В 2016 году этот завод в Набережных Челнах основал пятикратный обладатель Кубка Гагарина, трехкратный чемпион мира, действующий форвард казанского «Ак Барса» Данис Зарипов, которому принадлежит четверть уставного капитала ООО. Оттуда и название: прозвище Зарипова — Заря.

    «ЗаряДы» быстро разошлись в хоккейным кругам, но среди профессионалов, несмотря на то, что ими играют/играли такие хоккеисты, как Сергей Мозякин, Артем Лукоянов и сам Зарипов, не прижились. Хотя по соотношению цена-качество это достойный товар.

    Текущая ситуация могла стать драйвером популярности «ЗаряДа», но и он из-за удорожания сырья поднял весной цены. Тем не менее, они все равно ниже, чем у ССМ и «Bauer». Пользуясь моментом, российская компания пытается приучить профессионалов к своей продукции. Предлагает им по три тестовых клюшки: дескать, зацените — ими тоже можно хорошо бросить и дерзко обвести. Но те по-прежнему смотрят на клубных экипировщиков, ожидая привычные «Bauer”.

    Увеличил объемы заказа «ЗаряДа» для команд своей вертикали только «Трактор», но там своя заинтересованность: генеральный директор челябинского клуба Иван Савин по совместительству совладелец «ЗаряДа».


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»