• Будет ли «Зенит» снова знаменит?

    19.10.06 15:59

    Будет ли «Зенит» снова знаменит? - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Главные события лета 2006 года – чемпионат мира в Германии, борьба ЦСКА со «Спартаком» и «Локомотивом» во внутреннем первенстве и так далее – затмили собой очень интересный процесс, который остался почти незамеченным. О нем, конечно, писали в газетах, но как-то вяло и в основном в информативном ключе. А между тем произошло, на мой взгляд, знаковое для российского футбола событие. Я бы назвал это зарождением футбольно-экономического или футбольно-финансового гиганта. Причем гиганта во всех смыслах этого слова. Не только по количеству денег, которые вкладываются в проект, но и с точки зрения планирования инфраструктуры, бизнес-программы и перспективного плана достижения спортивных результатов. То есть что выигрывать и в какие сроки. Здесь, правда, на первых порах были, скажем так, некоторые перехлесты, типа за десять лет три кубка УЕФА или что-то в этом роде. Будем считать, что это издержки начального периода, не более того. Исходная принципиальная точка – приход в команду мощнейшей финансовой корпорации не как спонсора, а как хозяина.

    Костюм и кроссовки

    Всем известно, что футбольный клуб «Зенит» стал собственностью крупнейшей в мире газовой монополии РАО «Газпром». Соответственно, клуб получил абсолютно новый старт, новое дыхание и перспективы, от которых, не побоюсь этого слова, захватывает дух. Если, конечно, всем этим «богатством» правильно распорядиться.

    Импонирует то, что новое руководство взяло жесткий, стадиальный и последовательный курс на выбор наставника команды, который соответствовал бы финансовым возможностям клуба. Согласитесь, моветон – надевать на себя костюм-тройку от элитного модельера и китайские кроссовки на торжественный прием или званый ужин. Пусть не обижаются Властимил Петржела и те, кому нравилась его эпатажность, тренер он неплохой, но не более того. Сейчас с «Зенитом» работает другой специалист. Дик Адвокат – тренер высокого европейского уровня, в чем не раз доводилось убеждаться.

    Очень важным шагом в построении инфраструктуры стало назначение спортивным директором бывшего российского агента номер один Константина Сарсания и создание селекционной службы. В принципе, селекционные отделы есть во многих наших клубах, но в институциональном виде он появился впервые. Стиль, что называется, «по-крупному» присущ «Газпрому», привыкшему делать дела с размахом и не бояться новшеств, требующих кардинальных шагов.

    Еще одна существенная деталь. Новые хозяева благополучно обошли искушение и не ударились в шопинг. Знаете, как бывает, – деньги есть, давай скупать все подряд. «Газпром» способен был подписать очень серьезные имена. И не тех игроков, кому за 32, а действительно звезд. Первоначально кое-какие возможные приобретения обсуждались, но потом от этой идеи на данном этапе решили отказаться. Почему? Да потому, что тратить десятки миллионов на приглашение футболистов экстра-класса, не имея соответствующего фундамента будущих клубных успехов, глупо. Это говорит о том, что в Питере работает достаточно грамотная в тактическом плане менеджерская команда, готовая не форсировать события, а терпеть и работать на перспективу.

     

    К сожалению, зачастую мы сталкиваемся с примерами обратного порядка. Менеджер начинает давить на хозяина: если не возьмем такого-то, вылетим, а если возьмем, то станем чемпионами Вселенной и тому подобное. Берут игрока за космическую сумму, и оказывается, что его квалификация соответствует уровню первенства детских садиков, не выше.

    В «Зените» вроде бы обошли подводные камни. С точки зрения спортивного менеджмента, уверяю вас, это абсолютно грамотный ход. Как говорил Талейран: «Не надо слишком усердствовать!»

    Арена, каких нет

    Соответственно, акцент был перенесен в другую плоскость – в создание инфраструктуры. В первую очередь отметим строительство нового стадиона. Уже известно, что победил в конкурсе японский архитектор, предложивший наиболее современный дизайн будущей арены. Правда, его попросили доработать детали, но это уже не так существенно. Нет сомнений, в Питере появится один из самых потрясающих стадионов в мире.

    Обратите внимание, вместимость – 62 тысячи зрителей. Естественно, поле и трибуны с подогревом, что даст возможность играть в холодное время года. Плюс некий спортивно-развлекательный комплекс по периметру, как это практикуется в лучших клубах Европы. 250 миллионов долларов, вкладываемых в проект, хозяева «отобьют» достаточно скоро. Причем как за счет гостиничного, офисного и развлекательного комплексов, так и за счет футбольной деятельности. Имею в виду продажу билетов и абонементов.

    Несмотря на то что самая многочисленная армия поклонников в стране сегодня у московского «Спартака», «Зенит» в состоянии собирать по 62 тысячи зрителей на домашних матчах. В Питере нет раздробленности на динамовцев, армейцев, спартаковцев и так далее. Команда одна, и пользуется она бешеной популярностью. Футбол здесь – вторая религия.

    Насколько мне известно, около 70 миллионов долларов «Газпром» выделил на строительство новой базы, что чрезвычайно важно для команды, стремящейся к новым горизонтам. Итого только инвестиционная программа – 320 миллионов долларов на три года. Думаю, хозяева на этом не остановятся. Наверняка в скором времени появятся и серьезные приобретения, но они будут идти параллельно либо с небольшим запозданием. Потому что в стратегии руковод-ства «Зенита» чувствуются стадиальность и постепенность.

    Петербург – более европейский город, нежели Москва, как с точки зрения архитектуры, так и с точки зрения климатических особенностей (конечно, погодные условия здесь немного более суровые, но сравнимые с европейскими). Значит, звезды, которые в обозримом будущем станут приезжать на высокие контракты, смогут скорее почувствовать себя в более или менее знакомой обстановке. Это тоже значимый момент, который нельзя сбрасывать со счетов.

    Хенесс – просто параноик

    В чем хитрость хода с «Шальке», генеральным спонсором которого стал недавно «Газпром»? Многие сделали совершенно неверные выводы, основываясь на параллели «Зенит» – «Шальке». В действительности же связь эта, несмотря на заключенный между двумя клубами договор о сотрудничестве, опосредованная.

    «Газпром» имеет колоссальные интересы в Германии. Недавно Владимир Путин во время встречи в верхах выступал в Дрездене и предложил немцам стать фактически главным транзитным партнером России по распределению газа в Европе. Между прочим, отказавшись от дополнительных поставок сжиженного топлива в Америку в пользу трубопровода в Европу через территорию Германии. Таким образом, можно сделать вывод: «Газпром» делает ставку на европейский и, естественно, немецкий рынок. Значит, необходимо массированное предложение неких имиджевых нюансов, чтобы европейцы не считали Россию захватчиком, пытающимся финансово подавить их. Надо показывать гражданам других стран, что мы готовы сотрудничать по всем направлениям, в том числе и в такой сфере, как футбол. Высказывания некоторых обозревателей, что «Газпром», дескать, старается разрекламировать свой товар при помощи надписей на майках футболистов «Шальке 04», просто смешны. Это тонкий, глубоко продуманный политический пиар-ход. «Зенит» просто вписался в общую канву интересов и стал частью «немецкой программы», благодаря заключенному с клубом бундеслиги договору.

    Резюмируя, можно заметить: «Зенит» по всем направлениям – бюджет, инфраструктура, спортивная дирекция, селекционная служба, база, стадион и даже международные контакты – целиком и полностью вошел в европейское русло. При этом, подчеркну особо, – не имея за собой ни малейшего криминального шлейфа. Это не в укор другим. Но нужно констатировать: общий имидж россий-ского футбола подпорчен.

    Есть, конечно, люди, крайне отрицательно воспринимающие российские шаги в сторону Запада. Недавнее выступление в прессе генменеджера «Баварии» – тому подтверждение. Ули Хенесс высказался в том смысле, что «русификация» футбола – чуть ли не чума ХХI века, и она якобы погубит спорт № 1. Это напомнило американского министра обороны, который в конце 1940-х с криком «Русские идут!» выбросился с пятого этажа Пентагона. Мне кажется, Хенесс недалеко ушел от незадачливого генерала. Что значит «Русские идут»? Наши деньги – не деньги? Разве Абрамович ограбил банк и на вынесенные оттуда пачки банкнот приобрел «Челси»? В чем проблема? Это в чистом виде расизм и ксенофобия, с чем ФИФА в последнее время усиленно борется.

    Не почивать на лаврах

    Завершить тему «Зенита» хотелось бы небольшим предостережением. Это здорово, что у команды появился богатый хозяин. Но мы живем в современном мире, и ни один здравомыслящий человек не даст гарантию того, что через три–пять лет конфигурация в руководстве «Газпрома» сохранится та же, что расстановка политических сил в стране останется прежней.

    К тому же даже такой богатый владелец, как «Газпром», не удовлетворится ролью постоянного источника финансирования. Когда-то наступит момент подведения промежуточных итогов, и не только спортивных. Мы знаем, что некоторые футбольные клубы приносят по 350–400 миллионов долларов прибыли. Например, «Реал» или «Челси», который уже практически не является убыточным предприятием, или «Манчестер Юнайтед».

    Поэтому с точки зрения специалиста по спортивному менеджменту призываю нынешних менеджеров «Зенита» не почивать на лаврах. У них может возникнуть ощущение эйфории от успехов, а останавливаться нельзя. Необходимо поставить себе жесткую задачу. Только маркетинговый потенциал в виде 62 тысяч на стадионе может, по моим оценкам, приносить «Зениту» до 30 процентов от годового бюджета клуба, если его грамотно использовать. Уже сейчас необходимо запускать маховик самоокупаемости. У «Зенита» есть все шансы добиться ее, потому что у него есть не только солидные хозяева, но и то, ради чего существует футбол, – преданные болельщики.

    Спонсоры

    В августе 1990 года был образован хозрасчетный футбольный клуб «Зенит». Одним из его учредителей был Ленсовет, другим – ЛОМО, к которому команда «Зенит» была приписана с 1941 года. В конце 1992-го АОЗТ «Зенит» финансировала строительная компания «ХХ трест», имевшая 80 процентов акций. В 1994-м «ХХ трест» продал свою долю. Акционерами «Зенита» стали администрация Петербурга, компании «Лентрансгаз» (ЛТГ), ПТС, «Жилсоцстрой», генеральным спонсором – пивоваренная компания «Балтика». На протяжении шести лет блокирующий пакет акций ЗАО ФК «Зенит» (27 процентов) принадлежал ЛТГ.

    В  2002 году «Зенит» перешел под контроль «Банкирского дома «Санкт-Петербург», а в конце 2005 года 75 процентов акций клуба приобрело ОАО «Газпром».

    Годовые бюджеты ФК «Зенит» (по оценке «Спорта»)

    • 1996–1999 — по $3 млн
    • 2000–2002 — по $5–6 млн
    • 2003 — $10–12 млн
    • 2004 — $20 млн
    • 2005 — $30 млн
    • 2006 — $40 млн

    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»