-
Будут сборы недолги…
22.01.10 12:36
Если представить нынешнее поколение футболистов в условиях, в которых приходилось работать их предшественникам в 60–70-е годы прошлого столетия, а тех игроков, наоборот, переместить в сегодняшние времена, то неизвестно, кто быстрее адаптируется к кардинальным изменениям.
Склонен предположить, что у действующих сейчас футболистов возникнут серьезные проблемы, и они, проведя серию митингов, приступят к массовой и бессрочной забастовке в ожидании поры, когда заменят гаревые тренировочные поля на искусственные поляны энного поколения, поселят в отели с четырьмя, по меньшей мере, звездочками, освободят от стирки отечественного тренировочного обмундирования, развешивания выстиранного руками на балконах и перестанут кормить только котлетами с картошкой, борщом, салатом из огурцов и компотом.
Игроки же прошлого, соприкоснувшись с чартерными рейсами, комфортом зарубежных гостиниц, одноместных номеров с мобильной связью и круглосуточным интернетом, шведскими столами в ресторане четыре раза в стуки, качественной и удобной формой, постоянным вниманием со стороны десятка тренеров, администраторов, врачей и массажистов, идеальными полями, могут повредиться рассудком, вспомнив о том, в каких условиях им приходилось тренироваться и играть,.
Выбор места
Черноморское побережье Кавказа, Крым, Средняя Азия — вот, пожалуй, и все «точки», в которых каждой весной собирались советские команды всех лиг, месили по очереди грязь на площадках, которые с трудом подходили под определение «футбольные» поля, играли друг с другом контрольные матчи, проводя на юге несколько недель без перерыва. К месту сборов летали рейсовыми самолетами или добирались туда на поездах и автобусах.
Сейчас о каждом из соперников по чемпионату страны сбирается вагон и маленькая тележка информации — все на виду, успевай только обрабатывать. Тогда же на побережье Черного моря или в теплых краях Средней Азии старались сохранить в секрете все, что только можно было сохранить. Справлялись, к примеру, у Михаила Иосифовича Якушина в надежде просмотреть матч с участием якушинского «Динамо», а он отвечал: «Дупелек в 2, а первая команда в 4». Разведчики, естественно, съезжались (с транспортом тогда было, мягко говоря, неважно) к четырем, а приехав, узнавали, что основа свой матч уже сыграла, а в 4 на поле выйдет динамовский «дупелек» — даром что ли Якушина называли «хитрым Михеем».
В 1975 году, не могу не вспомнить, впервые в своей тренерской биографии проводил на юге сбор с футбольной командой Анатолий Владимирович Тарасов, в спешном порядке переброшенный военачальниками с хоккея на футбол. У ЦСКА в Кудепсте, как известно, была тренировочная база, проживали игроки в условиях, приближенных к спартанским, но для работы на поле очередь занимать им не приходилось — свое оно и есть свое. Повстречав Анатолия Владимировича на одном из тренировочных матчей, на котором он присутствовал в роли наблюдателя, поинтересовался, как ему работается в футболе. «А ты давно приехал?» — справился в ответ Тарасов. Узнав, что почти неделю назад, с тарасовским возмущением воскликнул: «Как! Ты столько времени здесь и ни разу не удосужился побывать на наших тренировках: Чем ты вообще занимаешься в Сочи?». Разумеется, на тренировках Тарасова, весьма своеобразных, с необычными для футбола элементами, я потом побывал, но заметил бы, что футбольным репортерам в Сочи было чем заняться: тренировки и матчи в режиме нон-стоп, вечерние посиделки с тренерами и судьями, бесконечные переезды с места на место.
Наверное, то же самое происходит в Турции, где в январе проводят первый тренировочный сбор тринадцать российских клубов премьер-лиги.
Проверка на дорогах
Отряды проверяющих сновали в советское время по черноморскому побережью Кавказа и по крымским тренировочным площадкам в надежде выявить нарушителей предписаний вышестоящих спортивных организаций. Предписывалось все: от количества человеко-часов, обязательных для проведения занятий в подготовительном периоде, до количества ватманских листов, предназначенных для выпуска стенгазеты и боевых листков.
Со «своими» проверяющими, то есть с выходцами из футбольного мира, легко договаривались: сажали на полное довольствие, оказывали поддержку в ситуациях с непредвиденными расходами, организовывали культурную программу, весьма, стоит заметить, в южных краях в зимне-весенний период скудную (ужин в ресторане вечером и самостоятельный поиск скучающих дам — местных или приехавших по путевкам из северных регионов), формировали пакетик-другой с гостинцами на обратный путь. «Свои» докладывали по инстанции о точном соблюдении основных пунктов методических указаний, а среди недостатков (без них отчет не принимался) могли назвать плохо заправленные кровати в номерах игроков, не берущие за душу статьи и рисунки в стенной печати и грубую игру в контрольном матче.
С «чужими», то есть с теми, кто не имел никакого отношения к футболу — таких тоже иногда засылали на юг, — было сложнее, поскольку они не выпускали из рук папки-скоросшиватели с методическими наставлениями и каждую минуту в них заглядывали и тщательно фиксировали несоответствия. Правда, и им иногда удавалось объяснить, пользуясь апробированным набором объективных и субъективных причин, почему, скажем, в понедельник вместо положенных четырех часов тренировались всего три с половиной, а во вторник и вовсе на два часа меньше, чем рекомендовано Управлением футбола Спорткомитета СССР.
Однажды в расположении одной из команд побывала представительная делегация проверяющих во главе с выдающейся спортсменкой, многократной олимпийской чемпионкой по конькам Лидией Скобликовой. Она с ужасом в глазах рассказывала потом с трибуны весьма представительного совещания, обсуждавшего пути развития футбола в стране (без представителей конькобежного спорта, понятно, обсуждать эту проблему невозможно), о том, как мало тренируются команды, не выдерживают заданные объемы тренировочных занятий (предписывалось, между прочим, тренироваться 750 часов в год — битва за вал!) и — кошмар! — спят до девяти утра.
В отсутствие проверяющих легче было внести в журнал «Ведения тренировочных занятий» неправду (сколько положено часов, столько, дескать, и использовали), чем сообщить истину, а потом доказывать комиссии, составленной из дилетантов, свою правоту.
Заданные сроки
В советские времена подготовительный сезон все команды высшей лиги начинали примерно в одно и то же время. Такого разброса, как нынче (Нальчик приступил к работе 3 января, а «Зенит» отправится на первый сбор 20 января — никогда, к слову, прежде питерский клуб так поздно не начинал), не было и в помине. Сейчас каждый тренер исходит из своих целей и задач и своего понимания продолжительности подготовительного периода. Юрию Красножану необходимо было, как всегда, проверить армию потенциальных новичков. Лючиано Спаллети уверен в том, что семи недель ему и его команде вполне достаточно для того, чтобы успешно войти в новый сезон.
Если не изменяет память, у всех российских клубов в программе на подготовительный период по три сбора. Столько же у соседей — киевского «Динамо» и «Шахтера» «Шахтер», «Рубин» и ЦСКА продолжат в феврале играть в европейских кубках. Их программа подготовки сверстана с учетом предстоящих матчей. К «ранней Европе» готовиться (вспомним выступления ЦСКА и «Зенита» в победные евросезоны) научились, работают не на глазок, с привлечением науки, медицины и специалистов по функциональной подготовке. Побывавших в Турции на занятиях «Рубина» слушателей ВШТ поразило количество специалистов, входящих в штаб казанского клуба, целенаправленно занимающихся с каждым футболистом (в полном соответствии с задачами, поставленными на предстоящий день накануне вечером) и использующих современную дорогостоящую аппаратуру, которая определяет состояние игрока в любой момент и подсказывает режим оптимальных нагрузок.
Прежде по южному побережью рыскали помощники тренеров в поисках спарринг — партнеров. Фиксированные дни для матчей выделить было невозможно. Играли сразу, как только удавалось ударить по рукам. Сейчас задолго до начала сборов составляется не только график проведения контрольных матчей, связанный с тренировочным процессом на том или ином отрезке подготовительного периода, но и называются имена команд, с которыми предстоит сыграть.
Надо сказать, и футболисты совершенно иначе, чем 40–50 лет назад, относятся к предсезонным сборам. Старые торпедовцы рассказывали, как они каждый день возвращались, будучи на юге, на автобусе со стадиона в гостиницу, и один из игроков всякий раз говорил тренерам, что для улучшения физического состояния хочет до гостиницы пробежаться. И — пускался в дополнительный кросс. Автобус, понятно, его обгонял, но однажды сломался, и вся команда оторопела, увидев, как «кроссмен» утоляет жажду «сухеньким» у винного киоска. Вряд ли нынче в командах можно обнаружить профессиональных нарушителей режима. Рабочими местами стали дорожить больше, чем раньше.
Рубрика «Расстановка сил Александра Горбунова» из еженедельника «Спорт день за днем» №2 (20-26 января 2010 года)
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»