• Бунт в «Зените»: имеют право и могут!

    9-й тур. «Крылья Советов» — «Зенит» — 2:2

    24.09.12 16:03

    Бунт в «Зените»: имеют право и могут! - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Часовой механизм бомбы, заложенной тем, кто подписал решение потратить на Халка и Витселя 100 миллионов евро, сработал раньше, чем это можно было предположить. Вместо того чтобы разрешить игровые проблемы, повысить качество футбола и уровень конкуренции, а также улучшить имидж петербургского клуба, трансферы осени 2012-го разрушили крепкую, но построенную без учета угрозы сейсмо­логической активности конструкцию. Пусть демарш Денисова, Кержакова и Ко является не первым взрывом «народного негодования» в «Зените», в тупик завести клуб может с высокой долей вероятности.

    Нельзя быть чуть-чуть принципиальным

    Что мы видели в Самаре? «Зенит» без Денисова, без Кержакова, без Анюкова. С одной стороны, не столь важно, кто из них был на поле, с другой — Денисов в очередной раз подтвердил, что для него прин­ципиальность — не пустой звук. И что принципиальным «чуть-чуть» или «в какой-то мере» быть нельзя. Сам я всегда это знал, а теперь запомню навсегда — каждый жест и слово Игоря трактуются на сто процентов однозначно и продиктованы только его личной позицией. Поэтому предлагаю уважать этого человека вне зависимости от того, прав он или нет.

    Да и как можно в сложившейся ситуации найти правых и виноватых, когда предпосылки этой истории уходят в 2006 год? Болельщики могут быть возмущены тем, что «Зенит», явно уже находясь в разладе, проиграл «Тереку» и «Малаге», а затем самоустранился в первом самарском тайме. Однако в этой ситуации хочется им напомнить, что те игроки, которых сейчас предлагают распять, порезать на куски и выбросить за окошко, участвовали в создании нового бренда «Зенита» — того, о котором говорят и который эксплуатируют уже 10 лет. Денисов и Кержаков — парни из Петербурга, многое повидавшие, немало клубу отдавшие и сталкивавшиеся с жизненными ситуациями, которые интернет-балаболкам даже и не снились на том самом диване, с которого те 24 часа в сутки пишут посты на форумах. Другое дело — как происходило воспитание каждой из этих личностей, какие условия создавались для того, чтобы они могли определить для себя: что есть хорошо, а что плохо, когда стоит закрыть рот и работать, а когда выразить гражданскую позицию. И кто ответствен за то, что теперь для того, чтобы попасть в «Зенит», получать высокую зарплату и стать своим, недостаточно быть игроком добротного уровня. Что, оплачивая высокий трансфер и выдавая бразильцу, немцу, итальянцу мощную зарплату, следует сразу же иметь в виду повышение контрактов для влиятельных и незаменимых (есть основания возражать в данный момент?) аборигенов.

     

    Раз входили — значит, могли

    В 2006 году я много чего написал про «Зенит», за что в клубе потом сильно обижались. Где-то перегибал палку, но в целом, получается, был прав, только оппоненты, которым те материалы сильно не нравились, сейчас уже об этом не вспомнят. Сейчас, например, плюют вслед Дику Адвокату, которого завалили деньгами, при этом падали в ноги и просили не уходить, едва тот видел для себя интересные предложения на горизонте. Но голландец об этом уже не знает и знать не хочет, зато раздает у себя на родине интервью о том, что денег у русских — что у дурачка фантиков. Остается спросить, где Дик хранит свое удостоверение почетного гражданина Петербурга. В те же времена игроки «Зенита» привыкли, что можно входить к президенту без стука и требовать повышения зарплат. Имели они на это право? Безусловно. Могли ли они это делать? В зависимости от того, как себя вело руководство. Раз входили — значит, могли.

    Несмотря на внешнее благополучие, «Зенит» как клуб, как организация, как институт, если хотите, коль скоро речь идет о весомом социальном явлении для большого европейского города, далек от совершенства в вопросе взаимоотношений между этажами. Здание офиса по сравнению с тем же 2005 годом разрослось ввысь и вширь, выросло соответственно и расстояние между руководителями разных эшелонов. Докричаться друг до друга им сложно — работает старая недобрая схема, когда «верхи не хотят, низы не могут». Речь не только о простых сотрудниках офиса. Рассказывают, что однажды президент Дюков, не без труда дозвонившийся Денисову, спросил его, что, мол, мне не перезвонил? На что получил ответ: «А вы мне часто перезваниваете, когда вы мне нужны?» Может ли подчиненный так разговаривать с начальником? Вопрос сложный. Если знает себе цену и знает, что прав, то почему бы и нет? Босс же должен из этой ситуации делать правильные выводы. Потому что субординация — она как и принципиальность. Или есть, или ее нет.

    Чужая война

    То, что появление Халка и Витселя вызовет негодование именно в этом коллективе, предсказать было несложно. Точнее, не само появление, а то, как оно было обставлено. Вдвойне смешно предполагать, что демарш стал для руководства «Зенита» неожиданностью, если учесть, что не так давно клубные боссы пошли на поводу у этого же самого коллектива и отказались от услуг Левана Кении, который уже было начал работать с командой. Проще всего сейчас воздействовать на массы и заставить болельщиков негодовать, требовать наказания «пьяниц и тунеядцев». Но прежде чем кидаться камнями в недавних кумиров, попробуйте представить себе до боли знакомую ситуацию: вы работаете в офисе, трудолюбивы, талантливы, амбициозны. И тут на работу берут откровенного балбеса, но получает он в три раза больше, да еще и пенки за проделанную вами работу снимает. Что вы сделаете? Либо утретесь и ут­кнетесь в экран, либо...

    Халк в Самаре сделал все, чтобы дать понять, что он — не балбес. Он не только сам забил, взбудоражил партнеров, разбудил Широкова — уверен, бразилец еще и заставил уважать себя бунтовщиков. И они не будут иметь ничего против этого парня, что приехал в Петербург с широкой улыбкой, но теперь все чаще с недоумением и тревогой крутит головой по сторонам. Он принес в «Зенит» качество, о котором говорил Спаллетти, но разрушил единство, попав не на свою войну. Просто у коренных зенитовцев давным-давно завелась дойная корова, которая всегда охотно делилась своим богатством, но не устанавливала никаких правил взаимоотношений и не удосуживалась потратить ни секунды на то, чтобы установить реальные этические нормы во всей организации. «Игроки — белая кость» — этот слоган, к сожалению, взят на вооружение в «Зените» очень давно, и сложно обвинять футболистов в том, что они к нему привыкли. И теперь, если уж считаете нужным отдать многонулевую сумму за игрока, который все же стоит дешевле, держитесь за борта покрепче. И точно так же, как фанаты на вираже считают нормальным иногда играть в молчанку, поворачиваться к полю спинами или что-нибудь креативное вывешивать, игроки, находящиеся в той же системе координат, могут выразить свое мнение, коль скоро это допустимо. И раз уж окружение самих лидеров за пределами поля влияет на формирование их мышления куда эффективнее, чем непосредственное руководство.

    200 евро за ничью

    Самое обидное, что главный тренер на эту ситуацию влиять не может никак. Может только адаптироваться, что, в частности, Лучано Спаллетти все это время и делал. Не обвинял игроков за неудачи, поддерживал без конца каждого в отдельности в трудных ситуациях, старался давать, вместо того чтобы просто самоутверждаться за счет спецэффектов. До него сдался и Дик Адвокат, превратившись из маньяка-сухаря в дяденьку с веселыми глазками, получающего удоволь­ствие от жизни.

    Не могу не вернуться к имиджевой составляющей покупки Халка. Теперь-то в Европе точно поймут, что в России все сошли с ума. Что бы «Зенит» ни сделал. Расстанутся с «незаменимыми» — не поймут, ведь как бы много европейские клубы ни совершали трансферов, пестовать своих практически везде считается делом очевидным и ИМИДЖЕВЫМ. Пойдут на повышение зарплаты и им тоже — поднимут на смех. Управлять этой ситуацией крайне сложно, ведь в России не работают инструменты, применяемые в остальном мире. Президент «Аяччо» накинул своим игрокам по... 200 евро премиальных за ничью с ПСЖ, в нашей премьер-лиге за такие деньги не натянет бутсы даже дублер. В Сидней прилетает Алессандро дель Пьеро, и местные футболисты — в том числе и самые уважаемые — ждут не дождутся первой совместной тренировки, чтобы насладиться неожиданно выпавшим на голову счастьем: работать вместе с легендой. В России такая реакция возможна, но скорее в Махачкале, чем в Петербурге. Но господин Керимов приглашением Роберто Карлоса и Это’О только раскручивал процесс, «Зенит» же решил просто укрепить ряды, заплатив не за «старт-ап», а за собственную неспособность вести селекцию.

    Интересно ведь то, что совет директоров «Зенита» не делает ничего предосудительного. Он покупает игроков, он устанавливает приоритеты в трансферной работе, выдает зарплаты, которые считает нужным, наконец, имеет право наказать игроков, отказавшихся, по сути, делать свою работу. Причем футболисты эти получают деньги, которые в вашем офисе не снились ни вам, ни даже незаслуженно переплаченному коллеге-балбесу. Но это уже не имеет никакого значения с тех пор, как в 2007 году весь Питер дружно прокричал: «Зенит — чемпион!». И каждый из вас, кто тогда это крикнул, молча согласился с положением вещей. Футболку с надписью «Халк» в первый же день продаж купили тоже очень многие. Поэтому — т-с-с!


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»