• «Возвращенцы»

    19.02.08 16:03

    «Возвращенцы» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Проведя по несколько сезонов в ведущих европейских чемпионатах, игроки возвращались домой, обогащенные опытом соприкосновения с иной футбольной культурой. Насколько этот опыт востребован сегодня в России, насколько готовы мы его воспринять и что делаем, для того чтобы приблизиться к лучшим образцам? На эти и многие другие вопросы ответы даст только время. Первые шаги обнадеживают — к работе в институте сборных и в РФС привлекается все больше профессионалов.

    Ласточки перестройки

    В далекие советские годы единственным отечественным футболистом, выступавшим за рубежом, был Анатолий Зинченко из «Зенита». В начале 1980-х годов он с позволения высоких партийных боссов провел в венском «Рапиде» несколько сезонов. Далеко не самый яркий игрок отправился именно в этот клуб, потому что одним из главных акционеров «Рапида» в ту пору была Австрийская компартия. В СССР данный факт широко не афишировался, ведь идеологическая машина Страны Советов отрицала любую возможность отъезда спортсменов, артистов, деятелей культуры. Каждого, кто направлял стопы на сторону, приравнивали к изменникам Родины.

    Горбачевская перестройка приоткрыла «железный занавес». В 1986-м в тот же «Рапид» должна была отправиться вторая после Зинченко ласточка — Юрий Гаврилов. Однако его вояж в Австрию не состоялся, а через год в «Рапиде» оказался другой спартаковец — Сергей Шавло.

    Сезон-1988 получился особенно успешным для отечественного футбола — золото Олимпиады в Сеуле, серебро европейского первенства. Естественно, игроки из СССР привлекали повышенное внимание. Больше всего шума наделал переход киевского динамовца Александра Заварова в «Ювентус». Исключительно техничного атакующего полузащитника называли вторым Платини и ждали от него блестящего продолжения карьеры. Не сложилось. Да и мало у кого из «наших за границей» складывалось так, как хотелось и прочили. Исключение (причем куда более позднее) — Андрей Шевченко, которого Валерий Лобановский мариновал в Киеве до той поры, пока тот окончательно не созрел для больших свершений в «Милане».

    В составы европейских грандов удавалось пробиться и россиянам. Игорь Шалимов играл в «Интере», Игорь Корнеев — в «Барселоне», Дмитрий Аленичев — в «Порту», Андрей Канчельскис — в «Манчестер Юнайтед», Игорь Яновский — в ПСЖ, Омари Тетрадзе — в «Роме», Алексей Смертин — в «Челси», Дмитрий Сычев — в «Марселе», Андрей Каряка — в «Бенфике»… Ну а заслуги Александра Мостового и Валерия Карпина перед испанской «Сельтой» общеизвестны.

     

    Не на первых ролях

    Массовый исход игроков из России начался в 90-х. Уезжали десятками и куда угодно — хоть на Кипр. Но в основном, конечно же, предпочитали раскрученные европейские чемпионаты.

    Сложилась удивительная закономерность: на первых порах произведя неплохое впечатление, затем футболисты с постсоветского пространства надолго уходили в тень. Иностранные спецы даже разработали специальное пособие об особенностях русского менталитета, но сути это не изменило. К началу нового века россиян перестали приглашать в серьезные команды. А те, кто возвращался обратно, возвращались абсолютно не похожими на себя.

    Причин несколько. Одна из них действительно кроется в области психологии. Поверхностно суждение, будто наши игроки, привыкшие, что за ними по пятам ходит тренер с дубиной, вырвавшись на свободу, переставали «режимить». Возможно, и такое имело место. Но думается, дело не в этом.

    Уезжали полные амбиций молодые люди, успевшие выделиться из общей массы, ощущавшие себя лидерами. Попав в другую языковую среду, в другой уклад, в коллектив, живущий по своим правилам, они никак не могли сохранить в себе стержня, поскольку из ведущих превращались в ведомых. Приходилось переучиваться, подстраиваться, практически начинать с нуля, в том числе и в футболе. Потому как того арсенала, которого вполне хватало здесь, оказывалось недостаточно там. Так пропадала уверенность в себе, иной раз граничившая с самоуверенностью.

    Вспомним Радимова до и после. Не один сезон ушел у Владислава на то, чтобы восстановить свое прежнее состояние. Из более свежих примеров — Сычев и Каряка. Дмитрий, побывав во Франции, начал выходить на уровень, которого от него ждут, сравнительно недавно. Андрей после Португалии поначалу выглядел в «Сатурне» просто плохо, постепенно разыгрался, но это все еще не тот Каряка, какого болельщики помнят по «Крыльям» и сборной России.

    И все же эти люди не зря съездили за границу. Они не только увидели, как строится тренировочный процесс, как организовано клубное хозяйство, — они буквально физически ощутили, насколько и в чем мы отстаем от футбольной Европы. И этот опыт им, безусловно, еще пригодится.

    Грузите идеи бочками!

    Если в 90-е сборная России почти на сто процентов формировалась из легионеров, то в новом веке таковых не оказалось вовсе. Можно было, конечно, уподобляясь герою мультфильма, восклицать: «Не были мы ни на какой Таити! Нас и тут неплохо кормят!» Разговоры о том, что уровень заработков в России сделал бессмысленным отъезд футболистов за рубеж, — в пользу бедных. Да, зарабатывать наши игроки начали прилично. Но не уезжали они не поэтому, а потому что их перестали звать в серьезные клубы.

    Закончился «золотой запас», взращенный еще при советской системе. Новое поколение воспитывалось в иных исторических реалиях и с большими пробелами в футбольном образовании. Стоит ли удивляться, что один из лучших по российским меркам форвардов Александр Кержаков не выдерживает конкуренции в «Севилье», где блистают Фредерик Кануте и забивающий чуть ли не в каждом матче Луис Фабиано. Кроме высокой скорости и нацеленности на удар в Европе требуют еще и высочайшей культуры паса, а с этим компонентом у Александра… Стоит ли удивляться, что второй год не может осуществить свою мечту поиграть на Западе Андрей Аршавин… Стоит ли удивляться, что Ивана Саенко и Виктора Будянского мы открыли после того, как они засветились там, а не здесь…

    Футбольная держава, как и экономика любого государства, зиждется на разумном балансе импорта и экспорта. Нельзя только ввозить или только вывозить. С другой стороны, если кокос не растет в родном отечестве, приходится покупать его в чуждых пределах.

    Сегодня напрямую встает вопрос импорта идей. И это вовсе не зазорно. Прошли времена, когда все тренеры мира учились по книжкам советских специалистов. Как говорится, старая слава хуже ржавого гвоздя. Так что придется подтягиваться самим, опираясь на поддержку извне. Причины приглашения футбольного полиглота Гуса, скорее всего, кроются в этом. Однако нельзя не замечать: рядом с Хиддинком — люди молодые, но немало повидавшие на своем веку, — Александр Бородюк и Игорь Корнеев. С юношами работает человек с «итальянским прошлым» Игорь Колыванов, в РФС приглашается «испанец» Виктор Онопко. Все это более чем ясно говорит о стратегическом плане на ближайшую перспективу — систематизировать, адаптировать, внедрить.

    Мнения 

    Главный тренер «Динамо» (Брянск) Андрей Чернышов: «Знания восторжествуют»

    Не тот калибр

    — Многие из тех, кто уезжал в 90-е, начали работать тренерами. Думаю, это несомненный плюс, потому что, когда мы играли в СССР, в России, все-таки были требования одного футбола, одни отношения между тренером и игроками, а поехав туда, мы увидели много нового — как работают известные иностранные специалисты. Была возможность сравнить, отметить для себя что-то новое, прогрессивное. Сейчас то, что ребята привносят из своего игроцкого опыта, несомненно, будет востребовано.

    — Беда в другом. Многие руководители клубов почему-то опасаются иметь отношения с образованными специалистами нового поколения. С людьми во многом независимыми. Есть у некоторых, с кем мне доводилось общаться, такое суждение, что им не нужны никакие нововведения — какие-то компьютерные программы, тестирования, методики. Дескать, нам бы чего попроще. Но постепенно такой подход себя изживает. Рано или поздно знания восторжествуют.

    — И все же пока инерция мышления сохраняется. К примеру, я несколько месяцев был безработным. Предложения, конечно, поступали, однако не видел ничего такого, что меня заинтересовало бы. Конечно, хотелось поработать прежде всего в российской премьер-лиге, но увы. Клубы, в которых имелись вакансии, сделали ставку на иностранных тренеров, которые, в принципе, никак себя не проявили. Это, мягко говоря, удивило. Когда приезжают специалисты калибра Хиддинка и Адвоката, все понятно. Это для всех российских тренеров какая-то планка, которой хочется достичь. Но когда приглашаются тренеры, которые особых успехов не добились в не самых ведущих клубах своих национальных чемпионатов, то здесь, конечно, есть над чем задуматься.

    Строят — значит, надолго

    — Главное отличие нынешней ситуации от той, что была 10–15 лет назад, — в российский футбол пришли большие деньги. Теперь уже ведущие клубы хотят и имеют возможность выстраивать структуры и развиваться по западным образцам.

    — Многие объявили о строительстве современных стадионов, что не может не радовать. В первую очередь потому, что строительство новой спортивной арены — косвенное подтверждение серьезности и долгосрочности намерений хозяев. Известно, что наши стадионы в большинстве своем не соответствуют международным стандартам. В этом плане мы значительно отстали от Европы. В той же Германии перед чемпионатом мира ломали такие стадионы, каких у нас никогда не было.

    — Все должно развиваться постепенно. Думаю, в ближайшие три-пять лет наиболее успешные наши клубы преодолеют болезни, сопутствующие процессу становления, и смогут конкурировать на международной арене.

    — На этом этапе опыт тех, кто поиграл за границей, как раз и должен быть востребован наиболее эффективно. Еще одно направление, которому просто необходимо уделить самое пристальное внимание, — детский и юношеский футбол. Пока мы не поднимем этот громадный пласт, не заставим школы работать на полную катушку, сдвинуть дело с мертвой точки будет сложно. Здесь тоже нужно двигаться в сторону общеевропейских стандартов.

    Заместитель директора Департамента сборных России РФС Виктор Онопко: «Большие деньги — большое испытание»

    У каждого свой участок работы

    — Когда завершил футбольную карьеру, целый год был без дела. Все никак не мог определиться, куда приложить силы. Потом позвонил Виталий Леонтьевич Мутко, мы встретились, обсудили детали. Предложение поработать в РФС меня заинтересовало и порадовало, я понял, что мой опыт действительно может принести пользу.

    — Те, кто играл за границей, безусловно, помогут нашему футболу. Вернее, не только те, кто играл, но и кто там учился. Например, Рашид Рахимов и Станислав Черчесов, возглавляющие сейчас «Локомотив» и «Спартак» соответственно. Уверен, нужно как можно больше привлекать в руководство клубов людей с современными взглядами на футбол. Ведь не секрет, что мы значительно отстаем от Европы в организации клубного хозяйства.

    — Раньше считалось, что мы не прогрессируем из-за отсутствия должного финансирования. Сейчас ситуация резко изменилась. Я бы даже сказал, что огромные деньги, свалившиеся как снег на голову, оказали негативное влияние. Нужно ведь еще уметь правильно распоряжаться средствами, чтобы не развращать футболистов и не превращаться в иждивенцев, сидящих на чужой шее.

    — В Испании существуют механизмы, чтобы такого не происходило. В первую очередь это четко выстроенная иерархия. Президент управляет, но не является единоличным хозяином. Политику развития клуба определяют советы директоров или акционеров. Здесь все решается коллегиально, но на уровне реализации решения четко разграничены полномочия. Президент никогда не вмешивается в тренировочный процесс, не подсказывает, какие тактические схемы использовать и кого выпускать на поле. Тренер не дает советов, как клуб должен зарабатывать. Каждый знает, чем конкретно занимается, и отвечает за свой участок работы. Такой порядок заведен достаточно давно, и по этим правилам в испанских клубах играют не один год и даже не одно десятилетие. У нас, к сожалению, в основном все занимаются всем и одновременно ничем.

    «Город будет, саду цвесть»

    — Наше огромное упущение — с распадом СССР мы потеряли детские школы. Приходится все восстанавливать. А это целый комплекс проблем: улучшение инфраструктуры, подготовка квалифицированных тренеров. За границей человек, который готовит детей, должен иметь соответствующую лицензию. Она подразумевает, что специалист овладел необходимым объемом знаний. У нас процесс обучения детских тренеров только начинается. А юношеский футбол — это основа основ. Если нет подпитки из собственных резервов — нет сборной, а командам средней руки вечно придется приобретать дешевых легионеров, чтобы как-то латать дыры.

    — Два-три года назад все хотели побыстрее заработать, десятками привозили иностранцев, чтобы раскрутить и выгодно перепродать. Сейчас наконец приходит понимание, что не нужно спешить. Представьте себе, что мы вырубили фруктовый сад. Теперь, чтобы получать плоды, нужно посадить деревья, ухаживать за ними, ждать, пока они вырастут. Долго, но по-другому не бывает.

    — Результаты придут, когда мы будем готовы к ним. Искусственно добытый результат может только навредить. Так что не стоит ограничивать себя какими-то хронологическими рамками, главное, чтобы был прогресс. Прошел год, проанализировали — есть улучшение, значит, мы сделали шаг вперед. И так шаг за шагом…


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»