• Чемпион СССР 1984 года Юрий Желудков: «Для меня Армения — это наша республика»

    Россия — Армения. История

    03.06.11 00:24

    Чемпион СССР 1984 года Юрий Желудков: «Для меня Армения — это наша республика» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Причем игры эти проходили настолько феерично, что болельщики порой видели по шесть мячей за матч. У петербургских поклонников футбола впечатления столь же сильные. В чемпионском сезоне 1984 года «Зенит» дважды одолел команду, ведомую Никитой Симоняном. В интервью «Спорту» своими воспоминаниями поделился участник тех матчей зенитовец Юрий Желудков, который также порассуждал о нынешних противостояниях на уровне национальных команд.

    Техничность в крови у армян

    — Какие у вас ожидания от субботней игры России и Армении?
    — Здесь двух мнений быть не может — мы обязаны побеждать. Не знаю, что произошло в первом гостевом матче, но сейчас у наших соперников шансов вообще нет.

    — И все-таки от игры в Ереване также ждали только победы, а в итоге была ничья и ни одного забитого мяча.
    — Наши парни просто наплевательски отнеслись к игре, решив, что выиграют на классе. А молодые парни из армянской сборной сделали все возможное, чтобы не проиграть. Хоть Адвокату это и редко удается, но, надеюсь, на этот раз он включит голову и поймет, что необходима исключительно победа. Деньги-то надо отрабатывать.

    — То есть все проблемы из-за недонастроя?
    — Конечно. Россияне же считают себя великими футболистами, вот и поплатились.

    — А что сама Армения может противопоставить сборной Адвоката?
    — Люди кавказской национальности всегда были самолюбивыми, поэтому борются до конца. У армян хорошая команда.

    — Согласны с главным тренером сборной Словакии Владимиром Вайссом, заявившим, что Армения показывает самый быстрый и техничный футбол в группе B?
    — Я не удивлен этими словами, потому что техничность в крови у армян. Я это помню еще по советским временам, когда играл против «Арарата». Но у меня есть рецепт, как их остановить. Самое главное — оставить соперника без мяча. Они ведь любят с ним повозиться, а так придется тратить гораздо больше сил, чтобы его отобрать.

    — Вы говорите, что у армян молодая команда, но в их составе есть такие игроки, как 36-летний Роман Березовский и 38-летний Саркис Овсепян.
    — Все зависит исключительно от футболистов. Пригласили же в «Анжи» Роберто Карлоса, которому 38 лет, и ничего: бразилец — лидер команды. Хотя пиара там, конечно, больше. Что касается Ромы, то ему не хватает стабильности, но за его плечами большая футбольная школа. Да и молодежи лучше учиться именно у таких футболистов.

     

    — Получается, что вратарям свойственно играть до столь зрелого возраста. Даже если вспомнить вашего партнера по «Зениту» Михаила Бирюкова, повесившего перчатки на гвоздь в 42 года.
    — Да, это нормальная практика. Посмотрите на голкипера «Манчестер Юнайтед» Эдвина ван дер Сара — он решил уйти из футбола, являясь лучшим вратарем мира. Ему бы еще играть и играть. Но, видимо, подустал уже, хочет пожить для себя. Жаль, что уходит на фоне поражения от «Барселоны», но ничего не поделаешь, уступили-то лучшей команде мира.

    — То есть добра от добра не ищут, и главному тренеру армян Вардану Минасяну не стоит смотреть в паспорт Березовского?
    — Пока у Ромы есть силы — он должен играть.

    — Но, может, стоит дать больше игрового времени Степану Казаряну из «Бананца», чтобы он не закис на скамейке запасных?
    — Пока не надо. Ромка еще год-два поиграет, а уже в отборочном турнире на будущий чемпионат мира в воротах будет стоять кто-то другой.

    «Арарат» был нашим клиентом

    — Вы знаете, чьим сыном является атакующий полузащитник армянской сборной Генрих Мхитарян?
    — Гамлета, что ли?

    — Все правильно, Гамлета Апетнаковича, того самого форварда «Арарата», который противостоял вашему «Зениту» в 80-е годы. Помните этого игрока?
    — Конечно, хорошим форвардом был. Дай бог здоровья его сыну. Обычно говорят, что природа отдыхает на детях талантливых людей, но в данном случае подобного не произошло (улыбается).

    — В чемпионском сезоне 1984 года, когда «Зенит» обыграл «Арарат» 6:4, он как раз был автором одного из голов.
    — Да и я тогда дублем на стадионе Кирова отметился, если память не изменяет. Причем один из голов забил с пенальти.

    — А эпизод с порванной барабанной перепонкой помните?
    — Помню, это произошло в игре с тем же «Араратом», только несколько позднее, году в 1987-м. Я на подачи угловых особо никогда не ходил, а тогда решил подключиться. В результате кто-то из соперников зарядил мне затылком в висок. До сих пор не понимаю, как это произошло и кто меня ударил. Тяжелая история.

    — В связи с этим какие у вас воспоминания об «Арарате»?
    — Все-таки положительные. «Арарат», тбилисское «Динамо» и «Неф­тчи» — это были наши клиенты. Мы их постоянно обыгрывали. 6:4, 5:3, 3:3 и победа по пенальти — вот такие вот счета были. С армянами мы играли по бразильской системе — вы забьете, сколько сможете, а мы, сколько захотим (улыбается). А вот с московскими и украинскими клубами было гораздо тяжелее.

    — А такую команду, как «Котайк» из Абовяна, помните?
    — Если честно, нет.

    — В 1990 и 1991 годах вы играли с этой армянской командой в первой лиге.
    — Видите, уже не помню. Все положительные воспоминания связаны исключительно с «Араратом» (улыбается).

    — О своей попытке заиграть в Армении вспоминаете?
    — Нас с Владимиром Долгополовым пригласили во вторую армянскую лигу, пообещали хорошие условия. В спорткомитете Федерации футбола Армении встречали как настоящих звезд. За первый месяц работы все выплатили, после чего человек, приглашавший нас, пропал. Я потерпел еще месяц и вернулся в Питер, а Володя решил остаться. Вот такая история.

    У «Зенита» нет игры

    — Как в советские годы болельщики российских и армянских команд относились друг к другу?
    — Насколько я помню, что на трибунах, что на поле, все было хорошо. Приходите 3 июня на Малую арену «Петровского», когда состоится матч ветеранов, и убедитесь в этом сами.

    — А кто будет принимать участие в этой игре?
    — Несколько игроков из «Спартака» и ЦСКА, которых собирает Саша Мирзоян, а также человек десять зенитовцев. Играть будем с «Араратом». Приедет, например, Хорен Оганесян, которого я не видел уже лет десять.

    — Можно ли сравнить нынешнее противостояние на уровне сборных с тем, что в советские годы было на уровне клубов?
    — Поймите, нынешняя сборная России составлена из игроков, которые играют в клубах премьер-лиги. А в премьер-лиге много таких команд, которые в советские годы играли лишь во второй лиге. Мы туда ездили на халтурку, за сто рублей, в отпуске денег срубить. Поймите, вот эту вот лигу, созданную Мутко, вообще не сравнить с чемпионатом СССР. Мягко говоря, уровень был другой. Я вообще ситуацию, когда России приходится играть с армянской сборной, считаю каким-то шапито. Для меня Армения — это наша республика, а стадион «Раздан» был самым красивым в Союзе.

    — То есть какой-то принципиальности в этом противостоянии вы не видите?
    — Только если для армян. Мне вообще не нравится нынешний российский футбол. Посмотрите, кто сейчас играет за «Зенит». Юрий Андреевич Морозов, наверное, в гробу перевернулся! И не один раз.

    — Согласны, что для сборной России, костяк которой составляют зенитовцы, хорошо, что в последнем туре команда так уверенно разобралась с московским «Спартаком»?
    — Конечно, у ребят должно быть приподнятое настроение после победы с крупным счетом. Тем более матч будет проходить в Питере. В связи с этим неудивительно, что сборная до сих пор не проигрывала на «Петровском», не пропустив даже ни одного мяча. Для половины команды это домашний поединок, и ребят поддерживают тысячи болельщиков. Думаю, что может произойти что-то похожее на недавний матч «Зенит» — «Спартак»: равный первый тайм, гол с пенальти, а затем еще парочка во второй 45-минутке.

    — То есть повторение игры «Зенита» с красно-белыми на уровне сборных России и Армении вас устроило бы?
    — Только по счету, но не по игре. Игры как таковой у зенитовцев не было. Причем это происходит уже очень давно, что мне не может нравиться. Итоговый результат — лишь из-за того, что москвичи были никакими. Вот только армяне, я уверен, сыграют намного лучше. Поэтому легкой прогулки не получится.

    — После приезда в сборную от­дельно от всех тренировался нападающий Александр Кержаков.
    — Я думаю, здесь надуманные проблемы. Адвокат просто решил соперника немного расслабить. До игры еще есть время, все будет нормально. Уверен, что Сашка будет играть.

    — А если он все-таки не сможет выйти на поле — это станет серьезной потерей?
    — Безусловно. Он сейчас наш лучший нападающий, и равноценной замены ему просто нет.

    — Как считаете, на фоне уверенной игры со «Спартаком» есть ли у Вячеслава Малафеева шанс стать первым номером сборной или все же эта роль останется за Игорем Акинфеевым?
    — Я думаю, что Адвокат все равно будет ставить Акинфеева. Хотя последнюю игру Славка сыграл просто здорово. На линии он всегда в порядке был, а вот уверенная игра на выходах стала для меня приятным сюрпризом. Игорь перестанет быть первым номером только в том случае, если пропустит пару «бабочек», как случилось в матче с Португалией у Славы (в квалификации ЧМ-2006 Россия уступила в Лиссабоне 1:7. — «Спорт»). Хотя и тогда вина Малафеева была, по сути, только в одном голе. Я уверен: если его сейчас выпустить в стартовом составе, он ничего не испортит.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»