-
Чемпион СССР 1984 года Юрий Желудков: «Двумя голами «Спартаку» меня давно замучили»
Чемпионы. 25 лет спустя13.03.10 01:38
Плеймейкер «Зенита» Юрий Желудков, 8 марта отметивший свой 51-й день рождения, был одним из самых грозных бомбардиров чемпионата СССР. В 1984 году он в составе ленинградской команды выиграл золото чемпионата страны, забив 17 мячей, а два его гола со штрафных в ворота спартаковца Рината Дасаева, одного из лучших голкиперов мира, до сих пор памятны всем болельщикам Северной столицы. В интервью «Спорту» прославленный футболист рассказал, чем он занимается в настоящее время, завидует ли нынешнему поколению зенитовцев, поведал секреты клубной кухни «Зенита-84» и развенчал некоторые легенды о себе.
После юбилейного гола обокрали мою машину
— Юрий Владимирович, у вас день рождения 8 марта, в Международный женский день, что наверняка было предметом шуток и розыгрышей со стороны партнеров по команде…
— Меня ребята в команде постоянно спрашивали: «В этот день больше ты даришь презенты или тебе их дарят?» А жена даже жаловалась — где, мол, справедливость, что в Международный женский день мне только цветы приносят, а тебе еще и подарки. Но я всегда старался нейтрализовать ее недовольство, даря своим дамам, жене и дочке, огромные букеты (смеется).— Довольны тем, как сложилась ваша футбольная карьера?
— В принципе, да. Играл за один из сильнейших клубов страны, в составе которого завоевал золотые медали чемпионата СССР, — это очень почетно. Забил немало красивых голов. Жаль, что так толком и не удалось заиграть за сборную. Пробиться в национальную команду ленинградцам было очень сложно (из нашего чемпионского состава только Николай Ларионов играл на чемпионате мира 1986 года). В сборную брали в основном киевлян, спартаковцев и тбилисцев.— Нынешний «Зенит» в позапрошлом году выиграл Кубок УЕФА. А что помешало «Зениту-84» покорить Европу, все-таки состав тогда был не слабее нынешнего?
— Думаю, что тогда мы были не готовы к таким подвигам. Играли бы в Европе в 1984-м, когда команда была на ходу, таких поражений, как от «Куусюси», никогда не было бы. Но в Кубок чемпионов мы попали уже годом позже, когда спад в игре стал очевидным. Да и в 1989 году проиграли «Штутгарту» — 0:5 — абсолютно по делу.— Поражение от «Куусюси» в 1985 году стало самым неудачным матчем в вашей карьере?
— Оно до сих пор сидит в сердце занозой. Обидно, что недооценили соперника — когда летели из Осло, где прошли предыдущего соперника — «Волеренген» — в Кубке чемпионов — уже прикидывали, с каким счетом раскатаем финский клуб. Но дома выиграли только 2:1, а в гостях уступили 1:3 в дополнительное время. Не в качестве оправдания, но отмечу, что играли на ужасающего качества поле — Владивосток отдыхает, да и арбитр несколько подсуживал финнам. Завидую белой завистью нынешнему «Зениту», который выиграл Кубок УЕФА.— Есть выражение «точка Желудкова», откуда вы часто забивали голы со «стандартов». А вы знаете, откуда оно пошло?
— Это известный комментатор Гена Орлов придумал, в каждом репортаже повторял. Но дело-то не в точке. Чтобы хорошо исполнять штрафные, надо родиться с таким даром. Нельзя научиться забивать голы, как тот же Бекхэм и Криштиану Роналду. Мастерство можно только отточить.— Болельщики, обсуждая ваши голы, прежде всего вспоминают два ваших удара-близнеца со штрафных в ворота Дасаева в матче со «Спартаком» в «Лужниках» 7 августа 1984 года, в котором ленинградцы выиграли 3:2…
— Меня этими двумя голами, если честно, уже замучили (смеется). Как будто я никогда больше не забивал. Для меня куда важнее гол в ворота киевского «Динамо» в том же чемпионском сезоне 2 мая. Мы тогда на стадионе имени Кирова победили 2:0, а я забил 1500-й гол «Зенита» в чемпионатах страны. Тогда стадион был переполнен — 75 тысяч зрителей пришли. После матча Павел Федорович Садырин подарил мне огромное (два на полтора метра) полотенце в виде итальянского флага. Зато после игры выяснилось, что неизвестные обокрали машину, стоявшую возле стадиона, — вынесли из салона все, в том числе и магнитофон. Как прибыло, так и убыло.Штрафовали на ползарплаты
— Кто в «Зените» чемпионского созыва держал пальму первенства по части шуток и розыгрышей?
— Главным весельчаком команды был Владимир Долгополов. Прозвище в команде у него было Пушкин. Володя знал так много анекдотов и забавных историй, что думали, что он сам их придумывал. Перед каждым матчем нас запирали на четыре дня на базе в Удельной, и за это время можно было сойти с ума, наблюдая одни и те же лица. Володя умел разряжать обстановку.— Как еще снимали напряжение во время сборов?
— Играли в карты, домино. У нас на базе в Удельной всегда стоял бильярдный стол, и мы от него не отходили. Как на интерес, так и на деньги играли. Не скажу, что я был лучшим бильярдистом команды (очень неплохо играл Толя Давыдов), но в основном выигрывал. Так что прибавка к зарплате была (улыбается).— А насколько популярен был в команде традиционный российский способ расслабления?
— Сухого закона в «Зените» не было. После побед всей командой, бывало, шли в ресторан или кафе, где и отмечали успех. Но пили только легкие напитки — шампанское или сухое вино. Игры были раз в неделю, после матча всегда был выходной, и расслабиться было в порядке вещей. Те же, кто переусердствовал (несколько раз сам оказался в такой ситуации), к следующему матчу все равно были как огурчики — четыре дня двухразовых тренировок под руководством Павла Федоровича могли привести в норму даже мертвого.— Как Садырин относился к нарушителям режима?
— При своем достаточно демократичном характере главный тренер мог всегда найти жесткие слова и отчитать нарушителя. Плюс провинившиеся платили штраф, иногда в размере половины зарплаты (оклад игрока основного состава «Зенита» составлял 300 рублей). Но никогда не забуду один случай. В 1983 году, выиграв матч в Одессе, мы вышли в полуфинал Кубка СССР, за что получили звания мастеров спорта. На сборах решили это отметить. Собрались с ребятами в гостиничном номере, взяли шампанского, но забыли запереть дверь. Когда на пороге появился Павел Федорович, мы словно остолбенели... Но Садырин после некоторой паузы произнес: «Кто из футболистов здесь отсутствует — будет наказан!»— Как город отблагодарил футболистов за первую победу в чемпионате СССР? Говорили, что вам заплатили всего по 500 рублей…
— Такую сумму мы действительно получили от спортобщества «Зенит». Также в Ленгорисполкоме торжественно вручили каждому памятные подарки: часы, пепельницу и почетный знак с литерой «Л» (Ленинград. — «Спорт»). А общая сумма выплат с учетом премиальных (они составляли 100 рублей за победу) составила около трех тысяч рублей. Для советского инженера это гигантские деньги, а если сравнивать с премиальными сегодняшних звезд спорта… По итогам сезона автомобилей нам тоже никто не дарил. «Волга» стоила на черном рынке 15 тысяч рублей, и мы покупали машины, занимая деньги друг у друга.Из «Динамо» меня убрали
— Обидно, что если бы сейчас играли в «Зените», то стали бы миллионером?
— Обидно было в середине 1990-х, когда вернулся из-за границы и сидел некоторое время без работы. Думал: вот, столько сил отдал футболу, а отдачи никакой не получил. Сейчас ситуация другая — в футболе крутятся другие деньги. Но меня беспокоит, что сейчас большие зарплаты развращают молодежь. Перспективные ребята, но еще ничего не показали, а просят по сто тысяч за контракт.— Чем вы сейчас занимаетесь?
— Работаю тренером в детско-юношеской школе «Зенит-84», что базируется на стадионе «Турбостроитель» на Охте. Тренирую ребят 1997 года рождения. Устроился туда после того, как ушел из питерского «Динамо».— Раньше вы говорили, что не будете работать с детьми из-за небольшой зарплаты тренера?
— А куда деваться? (Грустно улыбается.) Кушать-то надо.— Как оцените свой опыт работы тренером в питерском «Динамо»?
— Считаю, что нам не давали работать. За два с половиной года, что я работал в «Динамо», сменилось четыре главных тренера. Начинал я помогать своему товарищу по чемпионскому «Зениту» Сергею Дмитриеву, потом приходили Леонид Ткаченко, Вячеслав Мельников и Эдуард Малофеев. О каких задачах можно было говорить, если наставники порой не успевали заучить фамилии футболистов?— Из «Динамо» ушли со скандалом?
— Со мной не стали продлевать контракт. Руководство клуба заявило, что Малофеев не хочет со мной работать, но это бред: у нас с Эдуардом Васильевичем были хорошие отношения.В Финляндии забивал с центра поля
— Поговорим о незенитовском периоде карьеры. Правда, что в свое время могли стать «предателем» и перейти в московский «Спартак», как позже сделали Швецов, Радченко, Дмитриев и Быстров?
— Это был конец 1976-го, и я начал играть в ленинградском «Динамо» еще во второй лиге. Перед спартаковским приглашением звали из «Кайрата». При этом предлагали трехкомнатную квартиру в Алма-Ате и машину «Волгу» 24-й модели. По тем временам сказочное предложение. Но тренер Анатолий Васильев не отпустил. Затем в «Динамо» пришел Юрий Андреевич Морозов и, проработав полгода, ушел в «Зенит», пообещал после окончания службы в армии (я ее проходил в «Динамо») забрать и меня с собой. Но время шло, а тут Бесков предложил хорошие условия в «Спартаке». Я стал всерьез подумывать о переезде в Москву, но вовремя позвонил Юрий Андреевич: «Мы же, Юра, с тобой договаривались». Правда, Константин Иванович (Бесков. — «Спорт») не обиделся. Понял, что «Зенит» ближе.— В конце 1985-го, после неудачного дебюта «Зенита» в Кубке чемпионов, вас сватали в бременский «Вердер». Почему не получилось?
— В Москве уже дали согласие, а вот ленинградский спорткомитет в лице Анатолия Васильева не отпустил. Хотя я очень хотел стать одним из первых наших легионеров.— Тем не менее Юрий Желудков успел поиграть сразу в четырех странах! Где больше всего запомнилось?
— Мне понравилось в Израиле (я люблю море), где играл в клубе «Маккаби» из города Натанья. Правда, языковой барьер — а я в команде был единственным русским — создавал неудобства, но затем привык, тем более что футбольный язык универсален. Приятно было играть в Финляндии, где выступали вместе с минским динамовцем Георгием Кондратьевым за клуб КаИК из Каскинена. Мы выходили на поле и играли в свое удовольствие — в одном из чемпионатов наша команда забила 57 мячей, из которых 54 — мы с Георгием. Дважды я забивал с центра поля. Чуть посильнее был чемпионат Армении, куда мы отправились выступать с Владимиром Долгополовым. Володю пригласил знакомый армянин. Правда, через несколько месяцев выяснилось, что задача выхода в элиту невыполнима, и нам перестали платить. Пришлось откланяться и вернуться в Питер.Старым стал в «Динамо»
— Свой первый автомобиль помните?
— Это была шестая модель «жигулей». Я ее купил в 1980 году, во время бронзового сезона, а через год вынужден был продать — нужны были деньги на покупку мебели. Я заядлый автолюбитель. За всю жизнь у меня было около десяти машин. Некоторое время я даже работал водителем. Правда, сейчас личного автомобиля нет уже несколько лет. Передвигаюсь сейчас на метро.— С гаишниками проблем у вас наверняка не возникало?
— С тех пор как в 1981 году получил права, ездить старался всегда аккуратно. Если же гаишники останавливали, то громкое имя, конечно, выручало, достаточно было открыть водительские «корочки». К тому же у меня было много знакомых среди руководства городского ГАИ.— Вас в «Зените» называли Старым. Почему?
— Возраст здесь ни при чем. Это прозвище мне придумали еще в ленинградском «Динамо», куда я пришел в 17 лет. Не помню почему, но с тех пор так и пошло.— Известно, что ваша супруга занималась гимнастикой, мастер спорта. Дочь не пошла по стопам родителей?
— В школьные годы Оля действительно занималась легкой атлетикой, но затем отошла от большого спорта. Время неумолимо. Дочь окончила Лесотехническую академию. Но сейчас работает не по специальности. Зато внучка четыре месяца назад появилась. Родители назвали малышку Никой, значит, Победой. Но я к этому отношения не имел (смеется). Я просто счастливый дедушка.— Закончим беседу о сегодняшнем «Зените», за которым наверняка собираетесь наблюдать. Чего ждете от работы нового наставника Лучано Спаллетти?
— Думаю, что «Зенит» будет меньше пропускать, — итальянские тренеры умеют поставить игру команды в обороне. Если сзади постараемся чаще играть «на ноль», то в нападении, не сомневаюсь, все получится.— Ваш прогноз на место «Зенита» в чемпионате?
— Думаю, что за чемпионство поборется «большая шестерка» — московские ЦСКА, «Динамо», «Локомотив», «Спартак», казанский «Рубин» и наш «Зенит».
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»