-
Чемпионка мира Любовь Екшикеева: У меня на счету 16700 прыжков. Всего
Парашютный спорт18.07.16 14:42
Легенда мирового парашютного спорта, главная звезда сборной России, многократная чемпионка мира Любовь Екшикеева накануне 40 чемпионата мира среди военнослужащих, который пройдет в Парке «Патриот» и на аэродроме «Кубинка» с 19 по 28 июля, рассказала в интервью нашему изданию о перспективах российской сборной на домашнем турнире, куда приедут 450 сильнейших парашютистов из 30 стран. А также о том, чем отличается хороший парашютист от никудышного, о самом опасном своем прыжке, о коварном «Старике Хоттабыче» и поделилась мечтами об Олимпиаде.
На чемпионате мира среди военнослужащих в Кубинке (Московская область) 53-летняя Любовь Екшикеева выступать не будет. Екшикеева будет консультантом сборной России, хотя, по словам главного тренера и капитана национальной команды — старшего тренера ЦСКА по парашютному спорту подполковника Александра Иванова, обязательно усилила бы команду:
— Любовь Екшикеева и в 53 года — звезда мирового уровня. Два года назад она уволилась из рядов Воздушно-десантных войск, прослужив там более 35 лет. Екшикеева до сих пор прыгает. Я спрашиваю: «Любовь Васильевна, может, хватит?», а она в ответ в прошлом году на чемпионате России взяла и стала абсолютной чемпионкой, а затем в Дубаи в составе российской команды Любовь Екшикеева выиграла «золото» Всемирных воздушных игр.
— А если бы не уволилась, то усилила бы нашу команду на предстоящем чемпионате мира в Кубинке?
— Конечно. Ниже третьего места в мире Екшикеева результат не покажет. Сейчас Любовь Васильевна находится на тренировочных сборах вместе с командой, где уделяет много времени работе с молодежью.
— Любовь Екшикеева и капитан женской сборной России многократная чемпионка мира Елена Лактионова — две равновеликие звезды?
— Любовь Васильевна Екшикеева завоевала больше титулов. Наверное, больше всех в мире парашютного спорта.
На тренировочных сборах национальной сборной мы разыскали Любовь Екшикееву.
В мою честь гимн России звучал больше 40 раз
— Любовь Васильевна, вы считали свои медали, которые завоевали на чемпионатах мира?
— Однажды я выиграла пять медалей за один чемпионат мира. А вообще, в мою честь гимн России звучал на чемпионатах мира больше 40 раз.— Как после этого найти стимул продолжать заниматься парашютным спортом и участвовать в соревнованиях?
— У меня нет большого стимула выигрывать «золото», зато появился другой — воспитательный. Спортсмены привыкли, что я побеждаю на соревнованиях. Это их заводит, они стараются меня одолеть. На тренировках смотрят, сколько прыжков я сделала, чтобы самим сделать их еще больше.— Сколько прыжков с парашютом вы совершили?
— У нас ведутся книги учета, поэтому я точно знаю, что сейчас у меня на счету 16700 прыжков.— Это мировой рекорд?
— Я знаю, что на счету у нашего бывшего соотечественника Василия Младинова, который сейчас живет и тренируется на тихоокеанском острове Гуам (США), более 25 тысяч прыжков. Так что мне до рекорда еще прыгать и прыгать.— После того, как вам покорится рекорд Младинова, вы будете продолжать прыгать? Когда вы скажете себе: «Хватит, Люба, я напрыгалась»?
— Я никогда не ставила перед собой ограничений. В парашютном спорте все зависит от твоего физического состояния, поэтому пока точно не планирую завязывать.— В каком возрасте профессиональные парашютисты, как правило, завершают спортивную карьеру?
— Возрастного предела нет. Поскольку это не дешевый вид спорта, в некоторых странах на международные соревнования ездят те, кто может себе это позволить — люди копят деньги весь год, чтобы попасть на чемпионат мира. Поэтому зачастую в соревнованиях участвуют люди взрослые. Скажем, в команде Ирландии многим за 60. А вообще, наши иностранные коллеги завидуют тому, что российские парашютисты экстра-класса прыгают гораздо чаще конкурентов. Это фантастика, что парашютный спорт в России в почете.Лечебный эффект парашюта
— Какие чувства вы испытываете, совершая каждый новый прыжок? В чем кайф?
— В непередаваемом ощущении полета. Тот адреналин, который ты получаешь за доли секунды перед шагом из летательного аппарата и сразу после него — ни с чем не сравнимые ощущения. Более того, бывает, что прыжки дают лечебный эффект.— Не верю.
— Напрасно. У нас в команде были случаи, когда человек говорил, что у него болит спина или шея. А после прыжка с парашютом боль исчезала, потому что при открытии парашюта тело «продергивает» и суставы встают на свои места.Самый сложный прыжок и африканец на елке
— Ваш самый сложный прыжок, который вы запомните на всю жизнь?
— Очень сложно было в 2000 году на чемпионате мира в Японии, когда организаторы ввели подобие олимпийской системы. Получилось так, что из 300 участников соревнований половина выбывала после отборочных прыжков, а оставшиеся спортсмены соревновались по системе «лучший с худшим», т.е. первый номер по итогам отбора прыгал с тем, кто показал худший результат. Мне кажется, это неправильно, потому что слишком многое отдается на волю случая: сейчас ветер дунул и из-за этого выбыл сильный спортсмен, а слабый прошел дальше. Такая ситуация произошла во время прыжков на чемпионате мира в Словении в 1996 году. Рядом со стадионом, на который мы прыгали, текла река. Она создавала нисходящие и восходящие потоки воздуха, в которые попала я и спортсмен из Йемена. Его вообще унесло за стадион. Этот парень приземлился на елку, с которой не мог слезть, потому что парашют обвил ствол дерева. И когда подоспела помощь, команда Йемена начала фотографировать этого спортсмена - не каждый день увидишь африканца на елке. Эти соревнования я запомнила надолго.Когда погибла моя подруга Галина Цикас...
— Вы часто теряли друзей, для которых прыжок с парашютом стал не крайним, а последним?
— В 2000 году произошла большая беда. На аэродроме «Левашово» под Санкт-Петербургом разбился вертолет «Ми-8Т», в котором погибли 16 военных парашютистов. В этом вертолете погибла очень сильная спортсменка, моя коллега Татьяна Осипова. Что поделать, иногда подводит не только парашютная, но и авиационная техника. С парашютным спортом связана личная трагедия. На заре карьеры, в 1988 году, погибла моя подруга Галина Цикас, с которой мы вместе начинали прыгать за десять лет до этой трагедии. У Галины оборвалась подвесная система основного и запасного парашютов, с помощью которой купол крепится к спортсмену. Это конечно был ужасный случай. У нее осталась сестра-близнец, и, когда я приехала к ней в гости, я общалась с ней как будто с Галиной.Опасный тип «Старик-Хоттабыч»
— Что вы ответите тем, кто считает парашютный спорт чересчур опасным занятием?
— Что, например, горнолыжный спорт более опасен для здоровья. Я знаю людей, которые сделали пять тысяч прыжков, и у них не было ни одного «отказа» парашюта.— А у вас?
— У меня были разные ситуации в карьере. Опасны для парашютиста круговые завихрения ветра. Мы называем их «Старик Хоттабыч». Однажды по его «злому колдовству» я зависла на высоте 300 метров, и не могла опуститься на землю. Одну легкую девочку из нашей команды «Хоттабыч» унес почти за шесть километров от места посадки. Прыжки на точность приземления — тем и интересны, что ветер — величина непостоянная. Оттого и не бывает одинаковых прыжков.Помогают нам Сергий Радонежский и Серафим Саровский!
— Воинствующий атеист у вас наверняка бы поинтересовался, а вы часто ли видели в небе Господа?
— Однажды мы сидели в вертолете с американками перед прыжком на точность приземления, и спортсменка из США перекрестилась. Я этого не сделала, но наша команда все равно выиграла. Потому что, я думаю, наша вера сильнее. У православных замечательные святые, которые нам очень помогают: Сергий Радонежский, Серафим Саровский. В воздушно-десантных войсках с нами вместе прыгали даже батюшки-парашютисты, словом помогая спортсменам не падать духом. Бога я пока не видела, но по роду своей деятельности верю в него беспрекословно.Мой рекорд — 21 прыжок в день
— Сколько прыжков вы совершаете за день?
— Стараюсь сделать 12 прыжков. Если это удается, то тренировка прошла не зря. Мой рекорд — 21 прыжок за день. Но тут важно сказать, что парашютный спорт— это не только прыжки. Наземная подготовка парашютиста — основа наших тренировок. Потому что, ты должен иметь четкую программу действий под куполом парашюта. Мы много работаем в аэродинамической трубе, отрабатываем различные элементы прыжка… Прежде чем запустить человека в воздух, с ним обязательно проводят отработку действий в экстренных ситуациях. Мне, парашютисту с более чем 30-летним стажем, наставники каждый день напоминают, как должен действовать парашютист в различных экстренных случаях. Поэтому, когда происходит нештатная ситуация, допустим, не открылся основной парашют, человек не испытывает страх. Он знает, что до определенной высоты он должен выполнить определенные действия.— С какой высоты сложнее прыгать парашютисту?
— С любой — непросто. Упражнение на точность приземления выполняется с тысячи метров — парашют открывается практически мгновенно, и ты стараешься приземлиться на диск диаметром два сантиметра. Прыжок с 2 тысяч метров — это для одиночной акробатики. В этом случае ты прыгаешь в индивидуальном комбинезоне с маленьким парашютом, чтобы он не мешал, и выполняешь шесть фигур за короткий временной отрезок. Тут точность приземления не важна. Групповая акробатика выполняется с еще большей высоты — 3,2 тысячи метров.— С какой максимальной высоты прыгали вы?
— Точно не скажу. Например, в 1989 году в Фергане я участвовала в испытаниях нового парашютного оборудования. Там я прыгала и с 5000 метров.Никто не хочет отдавать олимпийскую медаль сборной России
— Вам не обидно, что парашютный спорт до сих пор не включен в олимпийскую программу?
— Конечно, обидно. Каждые четыре года какие-то виды спорта уходят из олимпийской программы, какие-то в нее включаются. Понятно, что ни американцы, ни канадцы не хотят, чтобы классический парашютизм включили в олимпийскую программу — никто не хочет отдавать еще одну золотую медаль России. Показательные прыжки мы устраиваем постоянно, например, в прошлом году прыгали в Китае. Однако в Олимпийскую семью мы еще не запрыгнули.— Лучшие американские парашютисты заметно уступают в мастерстве лучшим российским?
— Американцы пытались сделать свуп (экстремальное скоростное парашютирование — «Спорт День за Днем») олимпийским видом спорта, но не вышло, потому что необходимым условием заявки на включение в программу Олимпиад являются как женские, так и мужские турниры, а свуп в основном мужское занятие.— Любопытно узнать, в свете известных событий, связанных с употреблением спортсменами мельдония, принимают ли парашютисты допинг?
— Допинг-пробы у нас постоянно берут. В том же Китае меня с ними замучили. Чуть ли соревнования не останавливали, пока я не пройду допинг-тест. Но, насколько я знаю, к российским парашютистам по этой части никогда не было претензий. Нам тренеры сборной строго настрого предупреждают держаться от допинга подальше.Ни секунды не колебалась, переходя в ЦСКА
— Два года назад вы ушли из армии и вступили в ЦСКА. Расскажите, почему приняли такое решение.
— Когда я служила в Псковской десантной дивизии, начальником команды у нас был Александр Петрович Иванов — замечательный организатор и добрейший человек. Два года назад он пошел на повышение в ЦСКА и всех самых сильных спортсменов из псковской команды позвал за собой. Я ни секунды не колебалась, поскольку знаю его как прекрасного начальника.— Расскажите, как вы пришли в парашютный спорт.
— Это была мечта детства. Когда над человеком пролетает самолет, его непроизвольно тянет понять голову вверх. Лет в пять мне приснился сон, что к моему дому приземлились парашютисты. Я попросила их взять меня в небо, но они отказали, и проснулась я с сильным желанием прыгнуть с парашютом. Позднее, когда училась в Ростовском техникуме железнодорожного транспорта, я наткнулась на объявление, что идет набор в группу по прыжкам с парашютом. Пришла по объявлению, но оказалось, что там набирали ребят только на три прыжка, и я спросила, где можно ли выполнить больше. У меня сразу была какая-то уверенность в том, что прыжки с парашютом это мое и три прыжка мне маловато будет.— Как ваш муж относится к вашей профессиональной деятельности?
— Мой муж Арифулла Екшикеев занимается прыжками с парашютом. Мы вместе с ним начинали в одном аэроклубе. Но потом по состоянию здоровья он стал наземным оператором. Сейчас мы вместе работаем в ЦСКА, ездим на соревнования. Я прыгаю — он снимает, а потом показывает мне и тренерскому штабу записи, чтобы можно было проанализировать ошибки.Все страны нам завидуют
— Чем отличается хороший парашютист от никудышного?
— Чтоб стать хорошим парашютистом — необходимо желание и устойчивая психика. Как жокей с лошадью, так и парашютист должен найти общий язык со своим парашютом. Технике управления парашютом можно научиться.— На домашнем чемпионате мира среди военнослужащих вы как спортсменка участия не примете. Обидно?
— Что делать, я уже не военный человек. Чемпионаты мира среди военнослужащих проходят раз в год, также как и среди гражданских. Пусть в соревнованиях военных парашютистов принимают участие большее количество стран (30-35 против 20), я усиленно буду готовиться к первенству мира среди гражданских, который в сентябре пройдет в Чикаго (США). Надеюсь, наши девочки сумеют в Кубинке и без моих прыжков сумеют в командном зачете стать чемпионками мира среди военнослужащих.ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Любовь Екшикеева
Родилась 26 февраля 1962 году в станице Староминская (Краснодарский край). Окончила Ростовский техникум железнодорожного транспорта по специальности «Радиотехника». Стаж в парашютном спорте 37 лет. С 1982 года выступала за сборную Вооруженных Сил. С 1989 года привлекается в сборную страны, а с 1995 года является постоянным членом национальной команды. Более 40 раз выигрывала чемпионаты мира в различных дисциплинах парашютного спорта.
С 2014 года выступает за команду по парашютному спорту ЦСКА под руководством тренера подполковника Александра Иванова.
Замужем. Воспитала сына.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»