• Чемпионка мира по бриджу Ирина Левитина: Шахматы – очень жестокая вещь

    «Спорт» публикует отрывки из интервью Ирины Левитиной из книги Геннадия Сосонко «Большой шлем», которая скоро увидит свет.

    Фанатики

    В 70-е настоящих бриджистов в Ленинграде было человек двадцать. Мы все друг друга знали и играли между собой, только потом начали ездить на турниры в Прибалтику, где бридж имел полуофициальный статус. Там принимали, размещали в гостиницах, снимали зал для игры. В Эстонии большим любителем бриджа был замминистра, в Латвии – проректор университета, в Литве тоже кто-то… В Ленинграде и Москве играли на квартирах.

    Был ли это уход от действительности? Может быть, не знаю. Мы были просто фанатиками бриджа, одни поездки в Прибалтику на автобусах чего стоят. А поездом, когда и на третьей полке общего вагона? Однажды целая группа решила поехать на турнир в какой-то маленький эстонский город. Наняли автобус, но, как это часто бывало в Советском Союзе, что-то сломалось, и автобус не пришел. Добирались до Пскова часов девять на почтово-товарном поезде, приехали поздно вечером, как-то удалось договориться в ресторане, чтобы покормили. В Ленинграде, случалось, и в милицию забирали. Однажды в конце 70-х милиция приехала сразу на нескольких машинах, выводили всех по одному под ручки, меня там по случайности не было, а так тоже могла бы оказаться.

    Бридж – клубный и настоящий

    Моя основная работа – клубные турниры. Что это значит? Предположим, вы играете в паре с шахматистом 3–4-го разряда и делаете ходы по очереди – это и есть клубный бридж. Каждый понедельник у меня один партнер, вторник – другой, и так далее. Денежных призов нет, разыгрываются какие-то очки, для чего они разыгрываются – непонятно, но мои партнеры, вернее партнерши, относятся к ним трепетно; честолюбивы они невероятно, хотя средний возраст спортсменок – лет восемьдесят. Если и преувеличиваю, то не сильно. Ведут они часто себя как дети, а я, соответственно, исполняю роль воспитательницы в детском саду. Если кому-нибудь попадет вожжа под хвост, то отношусь к этому с юмором, оберну всё в шутку. Да-а, если бы лет тридцать назад мне кто-нибудь сказал, что моими качествами будут терпение и сдержанность, посоветовала бы срочно обратиться к врачу – вот как в жизни все меняется, удивительно даже.

    В настоящий бридж играю на крупных турнирах. Первые два дня приходится особенно тяжело: надо перестраиваться – медленней играть и думать. Фактически это та же самая, но и совсем другая игра под тем же названием – «бридж». В бридже другой вид профессионализма, чем в шахматах. Призов на турнирах нет никаких, зато есть клиенты, в Европе их называют спонсорами. Это состоятельные люди, которые играют не так хорошо, но у которых много денег. Предположим, кто-то хочет выступить в чемпионате США или даже мира. Он или она набирает пять профессионалов, которые образуют команду; профессионалы, естественно, играют не бесплатно. Кому-то достается самая тяжелая работа – играть в паре с клиентом.

    Шахматы или бридж?

    Интереснее ли шахматы бриджа? Я, может, и признала бы, что шахматы интереснее, но там все время приходит один и тот же расклад. Нет, если бы я снова имела выбор, я никогда не стала бы играть в шахматы, учитывая, сколько времени нужно сейчас заниматься теорией, сколько всего нужно знать и запоминать. Ведь  импровизация играет сегодня подчиненную, значительно меньшую роль, чем когда я начинала.

    Шахматы вообще не свойственны женской природе, как и непрерывная борьба, характерная для этого вида спорта. Для шахмат необходимы многие силовые качества, которые у прекрасного пола встречаются гораздо реже, чем у мужчин, – желание играть, постоянно доказывая что-то, напор, азарт. Возможно, поэтому женщины в целом играют слабее мужчин. Шахматы – очень жестокая вещь, и трагизм шахмат – в цене ошибки. Можно несколько часов прекрасно играть, возводить здание, но одна ошибка всё сводит на нет, и здание рушится. Эти моменты создают дополнительное нервное напряжение. У большинства женщин просто не остается сил на такие психологические подвиги. К тому же у них больше боязнь поражения. Те же, кто равнодушен к проигрышам, никогда не станут спортсменками высокого класса.

    В шахматы играют молча, разговоры во время игры запрещены, и несколько часов кряду надо находиться в таком состоянии. Знаю, знаю, что правило это сплошь и рядом нарушается, но все же. А в бридже вся игра построена на разговорах, общении, и чувство партнера здесь не менее важно, чем остальные качества, и у женщин это чувство развито, может быть, даже больше, чем у мужчин.

    Возраст

    Последние два года перед отъездом отказывалась от всех соревнований, потихоньку завершая шахматную карьеру. Много лет назад я участвовала в турнире, где играла Валентина Борисенко. Прекрасно помню, как готовила подруг к партиям против нее; образ этой пожилой женщины, позиции которой на пятом часу игры превращались в руины, часто возникал у меня перед глазами, я и сейчас ее отчетливо вижу. Когда играла с Юдит Полгар на олимпиаде, ей было тогда тринадцать лет, мне – почти в три раза больше. Единственная наша партия, она вничью закончилась. Помню, сижу и думаю: я старше этой девочки почти в три раза. В три раза!

    Конечно, с тем, что с возрастом энергия уходит, спорить трудно, смешно отрицать, и что мозг стареет, иначе мы бы до сих пор играли в шахматы на прежнем уровне. Однако это вовсе не означает, что человек не может думать; скорее – не хочет, ленится, ему нужно просто проявлять больше усилий, чтобы заставить себя вообще что-либо сделать. Большинство шахматистов становятся интеллектуальными и эмоциональными стариками в относительно молодом возрасте, когда успехи и уважение остались в прошлом.

    В бридже возраст тоже имеет значение, но не такое, как в шахматах. В бридже нет и быть не может такого понятия как вундеркинд. Очень молодым вообще не рекомендуется играть в бридж, и раньше восемнадцати никому не удается достигнуть более-менее приличного уровня. Неслучайно ведь юниорский возраст в бридже считается до двадцати пяти лет, а раньше так вообще тридцать был. Да и сдавать бриджист обычно начинает в более пожилом возрасте и не так резко, как в шахматах. По моей оценке, у женщин – лет в шестьдесят, у мужчин – в шестьдесят пять. Поэтому в бридж, я имею в виду спортивный бридж, можно играть много дольше, чем в шахматы. В мужской команде Франции, например, выигравшей олимпиаду в 1996 году, четверым участникам было под пятьдесят, а одному – шестьдесят восемь!

    В бридже – как в женском теннисе?

    Каждый год в Европу езжу, у меня в Берлине мама живет, сестра, племянник. Европу я вообще люблю, чувствую себя там в толпе на улице прекрасно; правда, в Берлине хуже, чем, например, в Париже. С Россией меня ничего не связывает. В последний раз была там в 1996 году и не вижу себя в этой стране в ближайшее время. Да и зачем? Все или умерли, или уехали; кто в Америку, кто в Германию, кто в Израиль.

    Бридж в России сейчас абсолютно легален, доступен всем, но ездить на турниры дорого. Хотя появилось много новых русских, молодых ребят с хорошей головой и с мешком денег. С некоторыми я встречалась на чемпионатах мира и на олимпиадах. Попадаются среди них всякие, есть и симпатичные, есть и противные, как и везде, впрочем.

    В Турции в 2004 году олимпиаду по бриджу выиграли женщины России. Это первый, неожиданный и огромный успех. Была в команде, кстати говоря, бриджистка по фамилии Касатонова, это дочка питерского шахматиста, международного мастера Бориса Тимофеевича Владимирова. Честно признаюсь, сильно за них болела, когда они играли в финале с моими американками. Посмотрим, не начнется ли там всё в бридже, как в женском теннисе. Маловероятно, но кто знает…

    Справка

    • В июне 1954 года  в Ленинграде родилась девочка, которая все никак не может наиграться. В молодости она добилась огромных успехов за шахматным столом, а позднее – стала лучшей за ломберным при игре в бридж.
    • Шахматный талант Ирины Левитиной раскрылся сразу же. В 15 лет она – чемпионка СССР среди  девушек, год спустя – делит успех в таком же соревновании, а в семнадцать уже выигрывает женское первенство страны.
    • Рекорд, установленный шахматисткой в 1978-1980 годах, просто невероятен: она выигрывает три чемпионата СССР подряд, и это при том,  что ее соперницами в них были все сильнейшие шахматистки мира – Гаприндашвили, Александрия, Чибурданидзе. С последней из них Левитина сыграла матч на первенство мира среди женщин в 1984 году, и уступила в борьбе.
    • Дважды Ирина побеждала на Всемирных шахматных Олимпиад (1972 и 1974), становилась чемпионкой Ленинграда, Вооруженных сил СССР…
    • «Заболевание» картами также началось в юности: в доме Левитиных все семейство с удовольствием играло в различные игры. Да и знаменитый тренер Иры (и Анатолия Карпова) – Семен Фурман так увлекся бриджем, что иногда стоило усилий попросить его поменять карты на шахматные фигуры. Сама же Левитина, добившаяся в шахматах всего лишь титула вице - чемпионки мира, в бридже стала королевой.

    Редакция благодарит автора книги за предоставленное право на публикацию, а также Александра Кентлера за помощь в подготовке материала.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»