Станислав Черчесов предлагает называть товарищеские матчи контрольными, но сегодня в Будапеште друг против друга сыграют именно товарищи — товарищи по несчастью. Изучая историю венгерского футбола, мы словно видим собственное отражение в зеркале.
Новая жизнь на стадионе «Ференцвароша»
В сувенирных лавках Будапешта продаются, разумеется, футболки местной сборной. Но не только современные — популярностью пользуются темно-бордовые ретромайки с фамилией Пушкаш на спине и гербом социалистической Венгрии на груди. Желание коснуться истории, даже не самой веселой, заложено в человеческой природе. Хотя Пушкаш долгое время был чем-то вроде персонажа этакой венгерской Калевалы, легендой, когда многие даже уже не понимали, существует ли он на самом деле. Потому что футбол здесь пережил десятилетия унижений и самонадругательств. Копнув поглубже, мы узнаем самих себя.
«Венгерский футбол — это мирно пасущееся, тихонько пережевывающее жвачку животное, которое и глазом не моргнет, каким бы болезненным ни был укус слепня… Вместо соотношения мячей мы стали учитывать разницу голов. Весенне-осенний сезон вновь назвали осенне-весенним, а тайные ранее перерегистрированные дотации — ’’воспитательной премиальной компенсацией’’. И невоспитанные и невоспитуемые футболисты стали получать крупные суммы…», — так характеризовал журналист и писатель Антал Вег 70-е годы. 70-е! Далее вам предоставляется свобода мысли.
Российский футбол сейчас тоже ищет себя с фонарем. Контрольный матч с Венгрией я бы все же предложил Станиславу Черчесову исключения ради назвать «товарищеским», а не «контрольным», потому что играть предстоит с товарищами по несчастью. Мадьяры постепенно выходят на свет. Легендарные стадионы, еще недавно представлявшие собой воочию словосочетание «седая старина», наконец-то получили новый вид — собственно, стадион «Ференцвароша», на котором предстоит сыграть сборной России, символизирует начало новой жизни, хотя стоит на той же самой «нарицательной» улице Юллеи. Благодаря внедрению немецких и итальянских специалистов (Михаэль Оннинг в «Вашаше», Томас Долль в «Ференцвароше», Марко Росси в «Гонведе») заработала система по выращиванию молодых игроков, и сегодня Бернд Шторк готов представить пару таковых на общий и свой собственный суд. Все это происходит вовсе не на фоне экономического бума — туристы в Будапеште восторгаются смешными ценами на развлечения, местное население их радости не разделяет.
Станислав Черчесов между строк часто подчеркивает свою убежденность в методе: он работает с теми игроками, что есть. И справедливо отводит себе на всякие стратегические реализации ровно два года. А тех, кто есть, немного — на место одного тут же не встанет другой. Венгры прошли и такое дремучее время. В том числе поэтому будет любопытно взглянуть сегодня на товарищеский матч — есть ли чему поучиться у бывших «непутевых» детей соцлагеря? Тем более именно возникновение СССР привело венгерский футбол к фальши.
Лучший футболист Европы — 1967 Флориан Альберт — легенда «Ференцвароша» — встречает болельщиков у входа на арену, где сегодня сыграют сборные Венгрии и России.
Вазы Пикассо швыряли с моста
«Недавно мы видели так называемый гала-матч мировых знаменитостей, — снова вступает в дело Антал Вег. — Без подъема, без волнения. Что же говорили зрители, обожающие футбол? Уж лучше матч сельских ’’Пилишборошьене’’ — ’’Уйлаки Тегладяр’’ посмотреть, чем этакое тепловатое блестящее мастерство! Ибо там рвут, треплют, терзают друг друга, а у зрителя меняется состав крови…»
Таких товарищеских матчей вы и сейчас видите предостаточно. Некоторые даже проходят с официальным статусом. Но есть желание, чтобы предстоящая на «Гроупама Арене» встреча была иной. Без равнодушия, ссылок на ранний этап подготовки (таких слов вроде бы никто и не произносит), нехватку травмированных.
Три центральных защитника или два — несущественный вопрос, когда речь идет о домашнем чемпионате мира. Схема может быть хоть с пятью центральными — главное, какой импульс даст сборная России, когда закончится цикл работы Черчесова следующим летом. И захотят ли дети заниматься футболом или как венгерские подростки в 70-х будут с облегчением вздыхать, если их не приняли в секцию. Родители, «надышавшись» Пушкашем и Альбертом, заставляли…
Эта миссия — сложнее, чем принести три очка с Новой Зеландией. Насколько амбициозные люди собраны в нынешней сборной России? Вот на этот вопрос предстоит ответить, прежде чем рваться к славе.
Пока кажется, что футболистам не все равно. Может, это и так, может, просто навеяло воздухом гор, где мир кажется добрым, а люди — хорошими. Отель сборной в Будапеште, впрочем, тоже расположен так, что можно любоваться невероятными дунайскими закатами. Подходящие декорации и акустика для более вечных идей, чем для суетливого соответствия слогану «Страна ждет».
Уже по именам, а точнее, по никам, знаю тех, кто пожелает отставить лирику. Давай, мол, дальше гадать, кто справа, кто слева. Однако маленькая, но сногсшибательная история о венгерском футболе, надеюсь, заставит хоть ненадолго замолчать в тяжелой думе.
В 70-х «Вашаш» (имя клуба тогда еще погромыхивало) играл в Ницце. Один очень богатый человек пригласил венгров к себе на прием. Футболисты неохотно реагировали на культурную программу, но руководители делегации, учитывая высокий статус хозяина, настояли. В конце вечера, до которого игроки кое-как досидели, всем раздавали подарки — уникальные авторские вазы. Каждый, впрочем, пытался выбрать себе поменьше — чтобы в багаж влезло больше старательно закупленных «западных» товаров. На обратном пути в поезде игроки развлекались тем, что, проезжая мосты, швыряли вазы в окно. Чья пролетала, не разбиваясь о частую решетку, та выигрывала чужие деньги. Говорят, из той серии выжила лишь одна ваза. А человека, позвавшего «Вашаш» на прием, звали Пабло Пикассо…
Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
Новости партнёров
Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie,
данных об IP-адресе и местоположении, помогающих нам сделать его удобнее для вас.Подробнее