• Четырехкратный олимпийский чемпион Александр Тихонов: «Когда взялись за дело, денег не оказалось. Разворовали!»

    Персона

    12.04.13 15:41

    (Фото: РИА «Новости»)

    Легендарный спортсмен прибыл в Петербург с рабочей поездкой. В городе открылась выставка в его честь — «Александр Тихонов — легенда мирового биатлона». В плотном графике 11-кратный чемпион мира нашел время посетить редакцию «Спорта День за Днем» и рассказал, почему считает российское биатлонное руководство шайкой, за что надо наказывать и отправлять в Магадан и почему покойников в нашей стране записали в спортсмены.

    За воровство — домашние аресты, а в квартирах — картины, драгоценности…

    — У нас планируется провести лучшую Олимпиаду в истории. Однако все время что-то где-то «вылезает». Президент недоволен тем, что много воруют. Как думаете, на самих Играх обойдется без громких скандалов?
    — Замах действительно потрясающий. Все задуманное осуществить вполне реально. Но, как вы правильно заметили, все время что-то случается. Широкую огласку получил случай, когда Владимир Путин приехал в Сочи и отчитал чиновников: они потратили на семь миллиардов больше, чем изначально планировалось. Помните, что он сказал?

    — «Хорошо работаете».
    — Вот именно. Мне кажется, народ до конца так и не понял, критика это или одобрение. Когда деньги украдены, ничего уже не сделаешь. Да, можно объявить международный розыск. Но толку-то. Посмотрите, сколько у нас таких разыскиваемых в Лондоне сидит. Как-то все странно. Сначала рассуждаем, какой прекрасной должна быть Олимпиада в Сочи, а потом столько всего негативного происходит. Если вы официально народу объявляете, что воры украли больше, чем могли, за этим должно что-то последовать. А что у нас? Какие-то домашние аресты, а в квартирах — картины, драгоценности.

    — Но все-таки на сочинскую Олимпиаду вы смотрите с оптимизмом?
    — В целом — да. Мы все-таки еще патриоты — я про наше поколение говорю. Хотелось бы, чтобы эта Олимпиада прошла на самом деле на высочайшем уровне. Но это не отменяет критики. Не отменяет здравого взгляда на вещи. Вот у нас говорят каждый год: выведено столько-то денег за границу. А кто вывел? Это что, студенты, что ли, выводят, профессора, учителя? Кто?

    — Думаете, олимпийские объекты успеют сдать в срок?
    — Успеют. Конечно, не обойдется без каких-либо огрехов. Кто строит эти объекты? У нас ведь у самих никого нет. Ни слесарей, ни токарей, ни других. Олимпиада так или иначе будет проведена — это понятно. Не мне судить, кто там что себе присвоил. Меня больше волнует выступление наших спортсменов.

     

    Надо наказывать и отправлять в Магадан!

    — А как вы можете оценить то, что многие объекты после Игр не будут эксплуатироваться по назначению? Например, вместо конькобежной арены мы получим выставочный комплекс…
    — (Смеется).
    У нас ведь всегда так. Сами себе придумываем препятствия, сами их преодолеваем, а потом себя же награждаем. Я уверен, как бы ни прошла Олимпиада, ордена будут все равно, кого-то обязательно станут награждать, хвалить. Вот вы сказали про коньки. Что у нас было на последнем чемпионате? Два золота. А у голландцев — гораздо больше. А Голландия — это как раз Петербург да Ленинградская область по размеру. Но у нас почему-то этот результат — два золота — воспринимают как большой успех. Однако традиции ведь потеряны, богатейшие традиции в этом виде спорта просто исчезли. Например, раньше у нас было много хороших крытых катков. Сейчас они отсутствуют.

    — Традиции утеряны не только в коньках…
    — Правильно. Раньше как говорили: сибиряк — значит, лыжник! А теперь, знаете, сколько выступает спортсменов на чемпионате Новосибирской области? Хорошо, если 35. Биатлоном, правда, занимается сейчас больше людей, чем лыжами, но ситуация тоже ухудшается. Всегда возникает какая-нибудь проблема. То винтовок нет, то патронов, то чего-нибудь еще. А в Бруклине товарищ Прохоров отстроил огромный дворец для баскетбольной команды! У нас это поощряется. Но ведь за такое надо наказывать и отправлять в Магадан. А что у нас? Все дивятся, какой молодец условный Абрамович, что купил себе яхту! У нас что, каждый в стране может позволить себе яхту? Так к чему вся эта восторженность! По данным Запада у нас 25 тысяч населенных пунктов за довольно короткий срок прекратили существование. Нет ни мяса своего, ни молока. На чем же мы воспитаем современную спортивную молодежь? Да они ведь скоро по-американски заговорят с рождения!

    — Есть мнение, что Прохоров молодец, сам всего добился.
    — Как сам? Ведь вместо того, чтобы тратить деньги на какие-то благие цели, поднимать наш, отечественный спорт, он строит дворцы в Бруклине на деньги российских налогоплательщиков! Я не понимаю, почему люди радуются, когда наши олигархи покупают «Челси», когда пол-Германии бегает в майках Газпрома. Вот еще пример: в Новосибирске построили крытый футбольный стадион. Ну не маразм ли? Зачем им этот стадион? У нас в России проблема с лыжными гонками, так почему не обратить на это внимание? Создать нормальные условия для занятий.

    — Кстати, об условиях. Вот сейчас Пихлера сняли с должности старшего тренера. Потому что при нем условия были каторжные. А зачем нам вообще приглашать западных специалистов, когда у нас своих хватает?
    — Они приходят, потому что в спорте у нас работают дилетанты. Я очень хорошо отношусь к Виталию Мутко. Он честный человек, по-свойски всегда может сказать, чем недоволен. Прямо, открыто, ничего не скрывая. К тому же ни при одном министре спорта не было такого потрясающего финансирования. Но проблема в том, что далеко не все такие, как Мутко. Приезжают к нам на собрания разные замы и даже оценку выставить объективную не могут. Один Мутко исправить положение не сможет, нужно много таких единомышленников.

    — Не только в Министерстве спорта такие люди. Взять хотя бы Союз биатлонистов России. Почему два года подряд Пихлеру выставляют неуды, но он все равно остается в команде, пусть и должность у него теперь хуже?
    — У меня складывается впечатление, что там вообще не эксперты сидят, а какие-то наездники на скачках, ничего не понимающие. Но на самом деле это ведь не так. Там грамотные специалисты, хорошо разбирающиеся в своем деле. Просто им сказали закрыть рты и своего мнения не высказывать. Поэтому во время отчетов все говорят, что произошел провал, но никто не называет цифр. Дайте цифры! Тренер Ростовцев выходит на трибуну и говорит: «Мы стали быстрее стрелять, быстрее уходить с огневого рубежа». И что? Медалей-то от этого больше не стало!

    — Ваша позиция по Пихлеру давно ясна. Как вы объясните, что его оставили в сборной?
    — Пихлер не нужен национальной команде! Это точно. До сих пор мы не можем понять, кто именно пригласил его в сборную. Если это сделал Прохоров, тогда понятно. Он просто хотел навредить! Думаю, все изменения, которые сейчас якобы произведены в национальной команде, не пойдут ей на пользу. Да, тренером женской сборной назначен Селифонов, ну и что? Я его 40 лет знаю. Разве это какое-то революционное изменение?

    — Что не так с Селифоновым? Слишком мягкий?
    — Да, необходимо держать спортсменок да и вообще всю ситуацию в ежовых рукавицах. Нужна жесткость. А то будет бардак. Недавно на конференции выступал один биатлонный чиновник. И говорит: у нас, мол, все хорошо, вот только недавно на соревнованиях от выстрелов прицелы отваливались, но это ничего. У нас как: вместо того чтобы тратить деньги на спорт, их увозят в Бруклин.

    Раньше обещали четыре золота, потом — два. Скоро будет одно

    — Но ведь на тот же большой футбол денег хватает. Почему не хватает на детский спорт?
    — У меня есть одна крылатая фраза, которая прижилась: российский футбол спорту не помеха. Я не понимаю всеобщего восхищения ничтожными достижениями. Например, я слышал, как всерьез нахваливали клуб, потому что он 16 лет не вылетал из элитного дивизиона. Это разве серьезно? Лучше за эти годы выиграть хоть раз Лигу чемпионов. Или призерами стать на чемпионате мира. Но ведь этого нет. Давайте рассмотрим какой-нибудь пример хорошего клуба. «Бавария». Три года ее трясло, меняли тренеров как перчатки. И потом пошло-поехало.

    — Как сделать так, чтобы и у нас в биатлоне «поехало»?
    — Я предлагаю такую систему: выбрать 10–12 лучших тренеров путем голосования. И пусть они решают, кто должен работать с национальной командой.

    — И ситуация изменится?
    — При Прохорове она только ухудшается. Года три назад он обещал, что в Сочи будет четыре золота. Сейчас говорит о двух. А как начнется новый сезон, уверен, пойдут разговоры об одной золотой медали. Это неправильно. Я считаю, можно выступить достойно с теми спортсменами, которые есть.

    — Например? Кто способен сейчас взять золото?
    — Нельзя, нельзя такое говорить. Можно сломать спортсмена, заранее назвав его чемпионом. Пусть сначала завоюют.

    Абсолютная безграмотность — это завышенная оценка

    — Вы такого не говорите, но другие говорят: «Нам не хватает талантов». Но зачем же тогда упускать таких спортсменок, как, например, Дарья Домрачева? Она ведь могла выступать за Россию…
    — Как ни странно, претензии по Домрачевой надо предъявлять мне. Я тогда был президентом СБР и подписывал переход.

    — А что ее тренеры говорили?
    — Был тренерский совет. Присут­ствовали 54 человека. У меня лежат два заявления. Первое про Домрачеву, вроде как у нее все родственники там живут. Второе по Анастасии Кузьминой — вышла замуж она и тоже хочет гражданство сменить. Я задаю вопрос всем тренерам, в том числе тем, кто на слуху, — Польховскому, Селифонову. Спрашиваю: «Ну что, отпускаем их?» И они отвечают: «Да, конечно, это отработанный материал, они нам не нужны». Я уточняю, уверены ли они в этом, может, еще стоит подумать. Они ответили, что все уже решили. И тогда я им сказал: «Запомните этот момент, мы еще не раз будем его вспоминать. Они вдвоем нас всех обыграют». Что в итоге получилось? А получилось именно так, как я сказал. Что Домрачева, что Кузьмина выступают очень хорошо.

    — Те, кто сейчас есть в сборной, менее талантливы или просто их плохо готовят?
    — Их отвратительно готовят. После этого сезона я подошел к Николаю Лопухову, тренеру мужской сборной, и сказал: «Коля, ну как же так! Подготовка ужасная. Как можно так работать? Это же просто некомпетентность, граничащая с абсолютной безграмотностью. И приношу извинения за то, что завышаю оценку, поскольку на самом деле все еще хуже». В ответ я услышал: «А мне-то откуда знать?» Все, кто там был, расхохотались.

    — Вы в общем-то вините всех. И Прохорова, и тренеров. Но кто все-таки главный злодей?
    — Руководство. Прохоров, Кущенко. Их я называю братвой, шайкой, которая абсолютно не разбирается в этом виде спорта. Они разбираются только в одном: как похлопать, как потыкать, как покликать. Строят там в своем Бруклине «дрим-тим».

    Согласно статистике, спортом покойники уже должны заниматься!

    — Климатические капризы в Сочи могут оказать влияние на результаты наших спортсменов?
    — Вы о состоянии трассы и наличии снега? Трасса очень хорошая, правда, подготовку на ней наша команда проходит как-то неправильно. Опять вина Прохорова. А вот со снегом, как мне кажется, проблем не будет. В Сочи ведь даже фабрику целую хотели отгрохать по его производству. Но, как обычно, когда взялись за дело, денег не оказалось. Разворовали.

    — Вернемся к вопросу об объектах. Думаете, после Олимпиады сочинское население оккупирует арены и будет массово заниматься зимними видами?
    — А почему бы нет? Мы, спортсмены, в молодости часто выезжали на сборы в Адлер, в Анапу. Тренировались и получали от этого удовольствие. С другой стороны, сейчас не так много атлетов, как раньше. Я ежегодно посещаю одно совещание, где постоянно читают отчет, как изменилось количество занимающихся спортом в России. У них с каждым годом заметен рост где-то на 15 процентов. Это же бред! Если по их динамике смотреть, то у нас уже и покойники должны спортом заниматься, чтобы их статистика соответствовала действительности. Это же цирк, вранье натуральное! А вот еще пример вранья: один чиновник в Краснодаре выступал и говорит: «Выйдите на улицу — не найдете ни одной пустующей спортивной площадки». А на улице плюс 42, даже воробьи не летают. Зачем так откровенно врать?

    — Если сборная России по биатлону все-таки выступит в Сочи хорошо, не будут ли замораживать эту команду? Не перестанут ли ее омолаживать?
    — Нет, думаю, этого не случится. Сейчас у нас много талантливых молодых спортсменов.

    — Ульяна Кайшева, например.
    — Да, ее надо уже пробовать в главной команде.

    — А что со Светланой Слепцовой делать?
    — Думаю, она еще покажет себя, по крайней мере веры в нее не теряю. А вообще давайте надеяться на то, что все у нас будет хорошо.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»