• Чип & Зепп

    10.04.11 03:34

    Чип & Зепп - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Президент Азиатской футбольной конфедерации Мохаммед Бен Хаммам, который решил баллотироваться на пост президента ФИФА на предстоящих в конце мая выборах, заявил, что причина нынешней непопулярности этой организации среди болельщиков – личность ее сегодняшнего руководителя. На своем сайте он перечислил минусы в деятельности Зеппа Блаттера, упомянув, в частности, его консерватизм, который выражается в нежелании следовать духу времени.

    По мнению Бен Хаммама, президент ФИФА, к примеру, только сейчас решился заявить о возможном внедрении новейших технологий в футболе по одной простой причине: в пользу технического прогресса постоянно говорит его прямой конкурент на выборах. То есть сам Бен Хаммам, которому Блаттер, дескать, боится проиграть.

    П оследний тезис, впрочем, вряд ли стоит рассматривать всерьез, поскольку, во-первых, Блаттер не боится, а во-вторых, и сам понимает, что от него сейчас ждут каких-то интересных мыслей и предложений по развитию футбола. Вот почему и Бен Хаммама, и весь футбольный мир, несомненно, заинтересовали слова президента ФИФА, произнесенные им в интервью крупнейшему французскому телеканалу TF1: «В 2012 году мы получим в свое распоряжение новейшую систему для определения взятия ворот (то есть пересек мяч линию ворот или нет), а уже в 2014-м на чемпионате мира в Бразилии эти технологии могут быть использованы». На это, впрочем, намекал еще в июле 2010-го генеральный секретарь ФИФА Жером Вальке, который во всеуслышание заявил тогда в интервью BBC: «После судейских ошибок на чемпионате мира в ЮАР, когда, например, в игре Англия – Германия арбитры не засчитали явный гол, забитый англичанами, время перемен приближается. Турнир в Южной Африке станет последним, проходившим по нынешним судейским правилам».

    Другое дело, что ни тогда, ни сейчас ни о чем конкретном говорить нельзя. По-прежнему, кстати, осторожничает и международный совет по правилам – IFAB, не принявший месяц назад никаких конкретных решений относительно точных сроков внедрения новейших технологий в футболе. Система Hawk-Eye, которая используется в теннисе, по мнению Блаттера, непригодна для футбола, потому что предусматривает остановки в игре и продолжительные паузы. Видеоповторы? Эту идею Блаттер никогда не поддерживал, хотя еще четыре года назад и допускал мысль об установке видеокамер на линии ворот, соглашаясь с тем, что скорости в современном футболе многократно возросли и арбитры подчас просто физически не успевают за полетом мяча. «Видеоповторы хороши лишь в тех случаях, когда после игры следует восстановить справедливость в отношении поведения некоторых игроков», – в очередной раз заявил президент ФИФА несколько дней назад.

     

    Получается, что, скорее всего, речь действительно идет о неких микрочипах, которые будут встроены в мячи. Правда, первые опыты, проведенные некоторое время назад, показали, что и они пока еще несовершенны. Чипы реагируют на линию ворот даже тогда, когда мяч пересекает ее чуть ли не у бокового флажка. Да и дороговато еще это устройство, чтобы применять его повсеместно, а не только на уровне чемпионатов мира.

    Юрий Баскаков, арбитр ФИФА:

    – Я не в первый раз читаю и слышу о том, что кто-то, пусть даже из высших чинов футбольного руководства, говорит об изменении правил в футболе с помощью новейших технологий. И сразу спрашиваю себя: а что случилось? Да, на чемпионате мира в ЮАР был эпизод, когда в матче англичан и сборной Германии мяч пересек линию ворот, а судья этого не увидел. Но дело в том, что таких ситуаций – единицы. Один случай на миллион! И что теперь, нам надо установить систему наблюдения за всем полем: развесить повсюду телекамеры – десять, двадцать, а может и больше, не знаю?! Оснастить мячи какими-то чипами, которые наверняка также будут неэффективны на все сто? Я остаюсь на тех позициях, что футбол хорош и голами, и эмоциями, и ошибками. В том числе и судейскими. Поэтому мне больше нравится позиция Мишеля Платини, который категорически отказывается вводить новые технологии, считая, что это изменит не только дух игры, но и ее правила. Футбол хорош традициями. Это игра живых людей, а не роботов.

    Казус Иванова

    21 мая 2003 года в полуфинальном матче Кубка России между клубами «Анжи» и «Ростов» произошел уникальный случай в российском, а может быть, и в мировом футболе. Во втором тайме гости – ростовчане забили гол, однако хозяева – игроки «Анжи» стали бурно протестовать, считая, что мяч влетел в их ворота от руки футболиста «Ростова». Опытнейший арбитр Валентин Иванов после совещания со своими помощниками взятие ворот отменил. После этого на поле вспыхнула драка. Судейской бригаде понадобилось 15–20 минут, чтобы успокоить футболистов. «Ростов» вскоре забил еще один мяч и на сей раз по всем правилам. На следующий день в газетах появились фотографии того, как Иванов… прильнул к видеокамере, сверяя свое решение с видеоповтором эпизода. Эти кадры и стали фактологическими обвинениями против арбитра. Сам Валентин Иванов то утверждал, что не смотрел видеоповтор, то, наоборот, что он ему по сути ничего не дал. Так или иначе, за нарушение судейских норм ФИФА и УЕФА Иванов был дисквалифицирован до конца первого круга чемпионата России.

    Мировой судья

    Пионером проникновения технологий в мир спорта стал фотофиниш – программно-аппаратная система для фиксации порядка пересечения финишной черты участниками соревнований, обеспечивающая получение изображения для дальнейшего неоднократного просмотра. Впервые фотофиниш в виде обычной фотокамеры был использован в конце XIX века для определения победителя в скачках. Что же касается видеоповторов, то они сегодня используются в хоккее, баскетболе, теннисе, спортивной гимнастике, крикете, фехтовании, регби…

    В баскетболе толчком для появления видеоповторов послужили несколько скандалов в американской НБА в сезоне 2001 года, связанных с ошибками арбитров. На руководство НБА посыпались жалобы и угрозы судебных разбирательств. В итоге в 2002 году было решено, что легче и дешевле дать судьям возможность при крайней необходимости применять видео­повторы, чем ходить по судам. Активно использовать видеоповторы в НБА стали в сезоне-2007/08. По пути видеоповторов вскоре пошла и ФИБА, а затем и Евролига ULEB.

    В хоккее судья впервые обратился к помощи телевидения, чтобы определить, был ли забит гол после броска Сергея Федорова в матче розыгрыша Кубка Стэнли «Детройт» – «Миннесота» 1992 года. Шайба была засчитана, и «Детройт» победил 1:0. В постоянном режиме систему видеоповторов стали использовать на рубеже 2000-го и только для того, чтобы узнать, пересекла шайба линию или нет. В КХЛ в 2009-м году на каждой арене клуба, участвующего в чемпионате, постановили выделить на верхнем ярусе специальную комнату для судьи видеоповтора.

    В теннисе с начала 80-х годов прошлого века на Уимблдонском турнире и Открытом чемпионате США стала использоваться электронная система Cyclops, определявшая место касания мяча в пределах корта. С 1996 года в теннисе применяется электронный прибор Trinity, позволяющий определить, коснулся ли мяч сетки при подаче. В 2006 году на официальных международных турнирах была внедрена технология Hawk-Eye («ястребиный глаз»), моделирующая полет мяча.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №12 (6-12 апреля 2011 г.)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»