• Чисто испанский финал

    Финалы кубков

    03.05.12

    Чисто испанский финал - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Соседи по турнирной таблице первенства Испании сойдутся в упорном поединке за второй по значимости европейский трофей. «Спорт день за днем» разобрал плюсы и минусы оппонентов.

    «Атлетик» и «Атлетико» – названия не похожие, а родственные. Мадридский «Атлетико» был основан 26 апреля 1903 года как филиал клуба «Атлетик» из Бильбао, существовавшего к тому моменту уже пять лет. 9 мая 2012 года «атлеты» сойдутся в финале Лиги Европы, к которому подходят, имея между собой больше различий, чем общих черт. Всем хорошо известны принципы комплектования «Атлетика», кардинально отличаются и успехи команд на европейской арене: мадридский клуб выходит в финал Лиги Европы второй раз за три года, тогда как баски были замечены в финале Кубка УЕФА 35 лет назад, где уступили «Ювентусу». Особую интригу составляет и предстоящее противостояние «учитель – ученик»: Марсело Бьельса тренировал Диего Симеоне еще в сборной Аргентины на ЧМ‑2002.

    Концептуальная команда

    Когда одного из самых талантливых игроков «Атлетика» Икера Муньяина спросили, в самом ли деле Марсело Бьельса по прозвищу El Loco такой loco, как о нем говорят, белобрысый технарь только рассмеялся: «Он куда более сумасшедший, чем вы думаете». Речь, конечно, идет о футбольном помешательстве Бьельсы. Наряду с «Барселоной» «Атлетик» можно назвать одной из самых концептуальных команд Испании. С Бьельсой в Бильбао попали в десятку. Игроки и их модельные характеристики для аргентинского тренера-фанатика как будто вторичны. А первична – игровая идея. В постоянной обойме сегодняшнего «Атлетика» – 15 игроков. 12 из них (за исключением вратаря Горки Ираисоса, правого защитника Андони Ираолы и центрфорварда Фернандо Льоренте) поиграли за сезон как минимум на двух позициях. С таким подходом, даже при необходимости выбирать из одних лишь басков, Бьельса переориентировал команду с примитивного футбола на творческий. И молодые, никому не известные игроки вроде 22‑летнего крайнего нападающего Ибая Гомеса проявляют себя столь же ярко, как признанные авторитеты уровня бомбардира Льоренте.

    Бег до изнеможения – характерная черта многих команд Бьельсы. «Они носятся, как звери», – в презрительной или комплиментарной форме эту мысль выражают все без исключения соперники басков. Игроки с мячом движутся по полю настолько просто, насколько и гениально – в пределах восьми условных квадратов. Один игрок занимает один квадрат. Если в твой квадрат прибежал партнер по команде, срочно беги на его место. В общем, при глубоком осмыслении самое примитивное действие может дать взрывной эффект.

     

    Недостатки – продолжение достоинств. К четкому и ясному «Атлетику» эта формула применима как нельзя лучше. Можно перебегать соперника, но не всегда энергозатраты трансформируются в результат на табло. Подчас происходит наоборот – на ударной позиции оказывается игрок, оставивший все силы в единоборстве с соперником или при рывке к воротам.

    Если проводить разбор по персоналиям, больше половины игроков мадридского клуба превзойдут своих баскских оппонентов по именам. Никто из игроков «Атлетика» не способен выигрывать матчи в одиночку. Даже Фернандо Льоренте, у которого варианты продолжения карьеры – только топ-клубы. Да, в ответном полуфинале со «Спортингом» он выжал из себя несколько максимумов: забивал и делал скидки, не замечая висящих на плечах защитников. Но дорогу мячу к штрафной португальцев прокладывали его партнеры.

    Серии пенальти «Атлетику» стоит бояться как огня. Пять лет назад в испанском финале Кубка УЕФА «Эспаньол» – «Севилья» Горка Ираисос не отразил ни одного удара в послематчевой лотерее. За эти пять лет Андони Ираола, Фернандо Льоренте, Хави Мартинес, Микель Сан Хосе и Икер Муньяин сделали «Атлетик» командой, которая промахивается «с точки» больше всех в чемпионате Испании. Один только Льоренте ухитрился не реализовать пять пенальти, четыре из них – подряд!

    Упрощенный «Атлетико»

    В «Атлетико» приглашают либо признанных звезд калибра Диего и Фалькао, либо тех, которые были лидерами в своих предыдущих клубах – Арда Турана, Филипе Луиса, Габи. Каждый успех «матрасников» – это история о силе личности, гении или о вспышке озарения. Фалькао и Арда Туран,  обыгрывая двух-трех соперников каждый во время вдохновенных соло, забили в течение последнего месяца голы, которые войдут в золотой фонд завершающего сезона. Еще один нападающий Адриан Лопес и вовсе заслужил сравнение с Марадоной, когда забил в ответном четвертьфинале Лиги Европы, прогулявшись с мячом по всей штрафной площади немецкого «Ганновера».

    Если «матрасники» играют «на ноль», испанская пресса хвалит игроков обороны в первую очередь за самопожертвование. Настоящим открытием сезона стал бельгийский вратарь Тибо Куртуа, которому через два дня после финала Лиги Европы исполнится всего 20. Его рефлексы и игра руками – наследственный дар, поскольку родители и сестра Тибо – профессиональные волейболисты.

    По ходу сезона в «Атлетико» сменился главный тренер. 42‑летний Диего Симеоне выступал за «матрасников» в качестве игрока и причастен к последнему громкому успеху клуба на внутренней арене – «золотому дублю» в сезоне‑1995/96. Бывший жесткий опорник ставит на командный дух, борьбу друг за друга и предпочитает победы 1:0 развеселым феериям. Понятно, что выправить результаты ему удалось не в последнюю очередь благодаря авторитету и поддержке со стороны болельщиков.

    Симеоне возглавил «Атлетико» в декабре, за неделю до Нового года, и, конечно, о том, чтобы переучить команду в самый разгар сезона, не могло быть и речи. Игра «матрасников» упростилась настолько, что при сплошных Марадонах в атаке команда стала делать ставку на ошибки соперников. Упрощение игры заметно по незатейливым способам  выхода со своей половины поля. Хорошо, если прямой заброс мяча по воздуху дойдет до Фалькао и компании. Но и тем подчас приходится «разруливать» эпизоды в одиночку. И что самое интересное, «разруливают». Голы «Райо Вальекано» и «Эспаньолу» в недавних матчах чемпионата Испании «Атлетико» забивал после передач защитников через все поле. Такой парадокс. Адриан Лопес, Диего, Арда Туран, Фалькао – каждый из них игрок «симфонический», а не «камерный», но выступить слаженным оркестром им до сих пор не удается.

    В ответном полуфинале против «Валенсии» подопечные Диего Симеоне в кои-то веки оградили свою штрафную от проникновения чужих игроков. Но это – редкость. «Матрасники» то и дело устраивают соперникам «счастливые часы». Причем неважно, идет ли речь об игровых ситуациях или о штрафных и угловых. Кстати, в первом полуфинальном матче «Атлетико» пропустил со стандартов 12‑й гол в сезоне…


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»