• Чистыми руками

    23.12.06 15:59

    Чистыми руками - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    В начале года их еще было четверо, но Хиддинк, оставшись не вполне доволен видеоматериалом, представленным Юрием Семенютиным, который совмещал в сборной обязанности оператора и массажиста, вывел его из штаба первой команды. И их, физиотерапевтов, осталось трое – Соколов, Насибов и Прончев. Трое на двадцать три игрока, обычно присутствующих на сборе. Ну, пусть двадцать двух – Аршавин в сборной обычно не массируется, восстанавливаясь после тренировок самостоятельно, но доверяя чужим рукам. В среднем получается семь футболистов на массажиста. Нагрузка сама по себе немалая, да еще и вечная ежедневная суета – громадные оцинкованные ящики, складные массажные столы, чай в раздевалке и какие-то другие мелочи, падающие на их плечи. Мелочи, незаметные для окружающих.

    Олег Викторович Соколов, которого персонал сборной называет просто и коротко – Легенда, прозвище это заслужил по делу. По Соколову можно изучать историю нашей сборной – его стаж в национальной команде исчисляется десятками лет и турниров. Он работал при всех тренерах, многие из которых проходили через его умелые руки еще игроками, вырастая в мастеров, лидеров, звезд, завершали карьеру футболиста, а потом вновь оказывались в команде, уже в ином качестве. Другой, глядишь, загордился бы или начал покрикивать на молодых, перекладывая часть своих забот на них, превращаясь в администратора. Но Соколов и сегодня первый выходит к автобусу, увешанный сумками. Иногда бросишься к нему, желая помочь, а он зыркнет – мол, не мешай, сам справлюсь. Только все равно не страшно, потому что знаешь насколько он добрый человек. Просто привык справляться сам – и это по-разному проявляясь, постоянно удивляет своевременностью. В Македонии хозяева вопреки этикету и регламенту не принесли в нашу раздевалку чай и фрукты, но Соколов, словно предвидя такую ситуацию, захватил все необходимое с собой из отеля. Кто-то скажет: пустяк, мелочь. Однако такие мелочи формируют в итоге общую картину.

    Прончев, самый молодой из трех массажистов, – человек той же закалки и жизненной позиции. Впрочем, иначе закрепиться в сборной было бы проблематично. Андрей, не суетясь, успевает оказаться там, где нужно и когда нужно. Во время тренировки он находится в постоянном движении: сбегать за улетевшим мячом, принести игрокам воду, если нужно – слетать в раздевалку. Это не услужливость – расторопность. Подобные нюансы всегда четко видны в большом коллективе – если человек старается угодить, с ним перестают общаться как с равным. Прончев же для команды, однозначно, человек свой, равнозначный. И удивительно выносливый: кажется, сколько на него ни навали работы, все равно успеет с ней справиться.

    Миша Насибов, чей стаж пребывания в сборной лишь немного уступает соколовскому, фигура принципиально отличающаяся от двух своих коллег. Сын легендарного жокея, конезаводчик, человек обеспеченный мог, конечно, прожить и без этой работы, от которой вряд ли сильно зависит его благосостояние. Только вот сборная без него бы осиротела. Миша – тот, кто создает в команде атмосферу; его чувство юмора, веселый нрав, постоянная готовность к розыгрышу способны расслабить, привести в нужный тонус не хуже спортивного массажа. Он шутит, не обижая, а веселя – умея смеяться над недостатками, а не над людьми. И это ценится в полной мере, не меньше, чем его профессиональные навыки.

    Про них много могли бы рассказать футболисты, но журналисты редко задают вопросы на подобные темы. А сами они про себя говорить не любят: то ли стесняясь, то ли считая, что ни к чему это – они не герои, скорее труженики тыла. Предлагалось ведь, и не раз, тому же Соколову поделиться воспоминаниями, но он всегда отказывался.

    Жаль. Есть что послушать.

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»